Cуточная периодика зрения и нервной системы под влиянием школы
СУТОЧНАЯ ПЕРИОДИКА ФУНКЦИЙ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА И НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ РЕЖИМА ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Проведено изучение функциональных изменений со стороны зрительного анализатора и нервной системы у детей в период острой фазы адаптации к режиму школьного обучения. Обследовано 116 учащихся первых классов и 111 детей — воспитанников детских садов аналогичного возраста (контрольная группа). Изучена суточная динамика сократительной способности цилиарной мышцы (ближайшая точка аккомодации БТА), показателя электро-кожной проводимости (ЭКП) и латентного периода зрительно-моторной реакции (ЛП ЗМР).
Установлено, что переход детей к режиму школьного обучения сопровождается рядом функциональных перестроек. Так, у первоклассников с первых же дней школьных занятий отмечен биоритмологический неустойчивый характер колебаний ближайшей точки БТА, переходящий к концу учебного года в резкое ослабление аккомодативной функции в условиях «ближнего» зрения.
Со стороны нервной системы отмечено ухудшение её адаптивных возможностей, особенно к концу учебного года. Это нашло отражение в нарастании ваготропных влияний (снижение уровня биоритмальной кривой ЭКП и преобладание тормозных процессов в коре головного мозга (удлинение средне-суточных величин ЛП ЗМР).
В качестве основной причины, приводящей к отмеченным неблагоприятным сдвигам в функциональном состоянии организма у детей под влиянием начала школьного обучения, мы рассматриваем резкое увеличение как общих статических нагрузок (длительное сидение за партой или столом), так и нагрузок на аккомодативно-конвергентную систему зрительного анализатора.
Л. П. Уфимцева (Красноярск)
Министерство здравоохранения СССР Академия медицинских наук СССР Сибирское отделение
Институт медицинских проблем Севера СО АМН СССР
Актуальные вопросы развития здоровья и профилактика заболеваний в детском возрасте в условиях Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока (часть 1)