На вопросы родителей отвечает профессор Базарный №2
Моему сыну в сентябре исполнится шесть. Сейчас это очень активный и умный малыш, несмотря на то, что после рождения у нас были проблемы с задержкой моторного развития. Мы обследовались, лечились, словом, выполняли все назначения медиков. Они нам обещали, что к пяти годам всё должно восстановиться. Но я то вижу, что как только дело касается сосредоточенности — надо буквы поучить или что-то сделать своими руками — мальчика как подменяют, он начинает отговариваться, уходить, и в результате, всё кончается слезами. А ведь нам скоро идти в школу. Что бы вы посоветовали в данной ситуации? Как приучить ребёнка к системным занятиям? Что надо сделать, чтобы у него появилось желание заниматься?
Анна, жительница Сергиева Посада.
Уважаемая Анна! Вы пишете, что ваш сынок — непоседа, который отказывается читать и писать буквы. Отказывается потому, что не может сконцентрировать внимание на том, что требует волевого сосредоточения. Замечу: таких детей сегодня уже абсолютное большинство. Со всей ответственностью утверждаю: в этом, казалось бы, безобидном явлении набирает трагическую силу эволюционно значимая сокрытая для большинства беда.
Беда, прикрытая таким туманным понятием, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), либо без неё (СДВ). О тёмных лабиринтах данного синдрома — разговор отдельный. Корень же бедствия не столько в самом СДВ, сколько в том, что для таких детей авторитарные, инструктивно-программирующие, «книжно-седалищные» методы обучения не только не приемлемы, но и даже губительны. Что здесь на поверхности?
Во-первых, мальчик отказывается учить буквы и писать в том числе и потому, что это задание для ребёнка лишено смысла, вдохновения и интереса, а даётся по принуждению «ты должен», «так надо». Надо потому, что скоро в школу.
Во-вторых, отказывается писать в положении сидя. Положении, при котором из-под ног выдёргивается почва — опора, на основе которой у ребёнка не только развивается способность дозировать свои целенаправленные (осознанные) действия и, в конечном счёте, сознание, но и поступает восходящая энергия жизни.
В-третьих, отказывается потому, что до 5-6 лет для мальчика не были созданы те условия, которые бы сформировали у него уверенную телесно-моторную и зрительно-ручную координацию. А без этого предстоящее так называемое образование будет требовать от него запредельных усилий, напряжений (стрессов — по Г. Селье) с трагическими последствиями для развития и здоровья ребёнка.
Драма отягощается тем, что без какого-либо научного обоснования «алхимики» из Министерства образования РФ при поддержке чиновников из департаментов по образованию, при попустительстве миллионов родителей ввели скорость чтения под секундомер (письмо Министерства образования РФ №1561/14 — 15 от 19.11.1999 года). Установлено: при такой «школодромной» учёбе у ребёнка не только происходит «выгорание» потенциалов жизни, но и происходит отключение слова, как звукового кода, от образа, как носителя смысла. Оформленный такой расщеплённый психотип личности в психиатрии назван шизофренией. И об этом в набат бьют не только специалисты, но и само Министерство образования и науки РФ: «спустя только первый год обучения у 60-70% малышей выявляются первые признаки психических нарушений» (письмо №220/11-12 от 22.02.1999).
Дорогие мамы и папы! Бабушки и дедушки! Всё это — итог нашего отчуждения от всех тех реформ (экспериментов над детьми), которые по инициативе Министерства образования и науки РФ проводятся в школах и куда мы их ежедневно «выталкиваем в шею».