Спасем детей- спасем Россию
О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В.Ф.Базарного
“Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое! Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечествеников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины”.
Константин Дмитриевич Ушинский
От автора
Когда-то, на волне критики “застоя”, наши прогрессивно-либеральные публицисты особенно любили мусолить тему о зажиме в Советском Союзе гениев и талантов, о бюрократическом заслоне, поставленном “государством-монстром” на пути внедрения в жизнь передовых технологий, о “травле” педагогов-новаторов и т.п. В своих статьях они делали простые выводы: надо разрушить это косное, не дающее нормально жить и работать государство и вместо него создать другое – “свободное”, “демократическое”, “рыночное”, и тогда всё изменится к лучшему. Гениев станут носить на руках, передовые технологии будут внедряться автоматически (“рынок” сделает это сверхвыгодным), а педагоги-новаторы получат широчайшие возможности для творческой деятельности.
Разрушили. И создали. Заменили весь общественный строй на прямо противоположный. Как же в результате изменилось отношение государства к талантам, передовым технологиям и новаторской педагогике? Судя по итогам “реформ”, очень сильно. Но не в лучшую сторону, как было обещано, а опять же в прямо противоположную. Истинные таланты сегодня прозябают в нищете, передовые технологии уплывают за кордон, а педагоги-новаторы попросту стали не нужны.
Два года назад судьба свела меня с удивительным человеком -русским врачом и педагогом Владимиром Филипповичем Базарным.. Познакомившись с работами Базарного, побывав в школах и детских садах, работающих по его технологиям, побеседовав с учителями, детьми и их родителями, я стал сторонником его системы. Вместе с другими людьми, разделяющими его взгляды, принял участие в создании фильма об этой системе. Открытия, сделанные доктором Базарным и его учениками в физиологии, психологии и педагогике, трудно переоценить: их внедрение в систему народного образования позволило бы переломить коренным образом ситуацию нашего сползания в духовно-социальную пропасть и не только преодолеть переживаемую нами национальную катастрофу, но и спасти от вырождения современное человечество. Именно так! – я ничуть не преувеличиваю. Однако, все попытки не только практического внедрения на общегосударственном уровне, но и просто широкого общественного обсуждения его идей до сих пор блокировались властью в лице высоких руководящих органов и академических структур, ответственных за состояние интеллектуального, духовно-нравственного, психического и физического здоровья возрастающих поколений России. То, что является спасительным и научно обоснованным выходом из нашего социального тупика, попросту замалчивается. Поскольку весомых аргументов у противников доктора Базарного НЕТ.
Но пусть об этом судят сами читатели – педагоги и родители.
Русский крест
Сотни и тысячи лет Русская земля рождала, взращивала и воспитывала на своих просторах богатырей по силе духа и тела. Трудолюбивых и бесстрашных мужей – пахарей и строителей, возделывавших и благоустраивавших родную землю, воинов, жертвенно служивших Отечеству и оберегавших его от врагов, мудрецов, вопрошавших природу и наделявших свой народ знаниями. Целомудренных невест и верных, любящих жён, хранивших духовную и телесную чистоту, дававших жизнь новым поколениям и оберегавших домашний очаг и душевный лад в семье. Но сегодня…
Сегодня в нашем обществе вдруг оказался сломанным действовавший тысячелетиями природосообразный механизм воспроизводства человеческого рода в череде его поколений. И Россия в мирное время переживает демографическую трагедию: идёт вымирание русского и ряда других народов России. Эта ситуация получила название “русский крест”. Если наложить друг на друга два графика – увеличивающейся год от года смертности и уменьшающейся рождаемости, мы получим названную фигуру. Сегодня на этом кресте распинается народ России.
Особенно катастрофично в этой ситуации состояние здоровья наших детей, подростков и молодёжи. Поистине страшные цифры выдаёт нам бесстрастная статистика. По данным Минздрава, только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают различными нервно-психическими расстройствами. Идёт деградация молодых поколений России: вместо акселерации наступает децелерация (за последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых). Тают ряды защитников Отечества: ежегодно до 300 тысяч юношей (около 35%) не способны нести воинскую службу по медицинским показаниям.
Сегодня эта трагедия “перекинулась” уже на репродуктивные возможности народа, на психическое и телесное развитие и здоровье младенцев. Согласно данным директора Научного Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН акад. А.Баранова, из каждой 1000 новорождённых младенцев 800-900 уже имеют врождённые пороки развития!
Специалисты ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, ещё в 1992-1993 годах исследовавшие проблему жизнеспособности различных наций и государств и оценивавшие её по пятибалльной шкале, жизнеспособность России оценили лишь в 1,4 балла. Это уровень, ниже которого может начаться необратимая деградация страны. Подтверждением выводов ЮНЕСКО и ВОЗ служит противоестественная убыль населения России (превышение смертности над рождаемостью), которая составила в 1992 году 220 тысяч человек, в 1993 – 750 тысяч, в 1994 – 920 тысяч человек. В настоящее время народ России вымирает со скоростью более 1,5 миллиона человек в год.
Как же пришли мы к такой ситуации? Почему наш народ – некогда один из самых здоровых народов планеты – стал сегодня одним из самых больных? Специалисты обычно называют целый ряд причин, связанных с процессами, протекающими в стране в последние годы: ухудшение качества питания у большей части населения в связи с его обнищанием, вызванным разрушением экономики и падением производства, нехватка денег на народное образование, здравоохранение и другие социальные программы, резкое ухудшение экологической обстановки, дефицит микроэлементов (например, йода) в воде, глубокий нервно-психологический шок у народа, вызванный катастрофическими результатами проводимых в стране “реформ” и т.д. и т.п. И многих подобные объяснения вполне удовлетворяют.
Но при этом мало кто задумывается о том, почему в экологически благополучных регионах и странах ситуация со здоровьем детей такая же трагическая, как и в неблагополучных? Почему среди детей богатых “новых русских”, обучающихся в элитарных, всем обеспеченных гимназиях, лицеях и колледжах, соматических и нервно-психических нарушений ничуть не меньше, а даже больше, чем у учащихся полунищих государственных школ? Почему в самые экономически и политически стабильные годы, согласно официальным публикациям бывшего главного психиатра Министерства обороны СССР профессора В.Смирнова, количество нервно-психических отклонений среди призывников возросло в 12 раз, достигнув уже к 1989 году запредельного уровня – 45%? Почему в блокадном Ленинграде жизнеспособность новорождённых была выше, чем сегодня? В рамках традиционной медицины объяснить этот феномен невозможно, – заявил недавно в “Медицинской газете” Президент Российской академии медицинских наук В.И.Покровский.
Дело в том, что такие масштабные популяционные трагедии никогда не начинаются вдруг. Поэтому, несмотря на то, что объяснений описанным выше фактам предлагается множество, но и вопросов к объяснителям остаётся ничуть не меньше. Следует также отметить, что приведённые выше объяснения ни педагогов, ни родителей ни к чему не обязывают – ведь всё перечисленные причины от них как бы не зависят.
Русский крест
Сотни и тысячи лет Русская земля рождала, взращивала и воспитывала на своих просторах богатырей по силе духа и тела. Трудолюбивых и бесстрашных мужей – пахарей и строителей, возделывавших и благоустраивавших родную землю, воинов, жертвенно служивших Отечеству и оберегавших его от врагов, мудрецов, вопрошавших природу и наделявших свой народ знаниями. Целомудренных невест и верных, любящих жён, хранивших духовную и телесную чистоту, дававших жизнь новым поколениям и оберегавших домашний очаг и душевный лад в семье. Но сегодня…
Сегодня в нашем обществе вдруг оказался сломанным действовавший тысячелетиями природосообразный механизм воспроизводства человеческого рода в череде его поколений. И Россия в мирное время переживает демографическую трагедию: идёт вымирание русского и ряда других народов России. Эта ситуация получила название “русский крест”. Если наложить друг на друга два графика – увеличивающейся год от года смертности и уменьшающейся рождаемости, мы получим названную фигуру. Сегодня на этом кресте распинается народ России.
Особенно катастрофично в этой ситуации состояние здоровья наших детей, подростков и молодёжи. Поистине страшные цифры выдаёт нам бесстрастная статистика. По данным Минздрава, только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают различными нервно-психическими расстройствами. Идёт деградация молодых поколений России: вместо акселерации наступает децелерация (за последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых). Тают ряды защитников Отечества: ежегодно до 300 тысяч юношей (около 35%) не способны нести воинскую службу по медицинским показаниям.
Сегодня эта трагедия “перекинулась” уже на репродуктивные возможности народа, на психическое и телесное развитие и здоровье младенцев. Согласно данным директора Научного Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН акад. А.Баранова, из каждой 1000 новорождённых младенцев 800-900 уже имеют врождённые пороки развития!
Специалисты ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, ещё в 1992-1993 годах исследовавшие проблему жизнеспособности различных наций и государств и оценивавшие её по пятибалльной шкале, жизнеспособность России оценили лишь в 1,4 балла. Это уровень, ниже которого может начаться необратимая деградация страны. Подтверждением выводов ЮНЕСКО и ВОЗ служит противоестественная убыль населения России (превышение смертности над рождаемостью), которая составила в 1992 году 220 тысяч человек, в 1993 – 750 тысяч, в 1994 – 920 тысяч человек. В настоящее время народ России вымирает со скоростью более 1,5 миллиона человек в год.
Как же пришли мы к такой ситуации? Почему наш народ – некогда один из самых здоровых народов планеты – стал сегодня одним из самых больных? Специалисты обычно называют целый ряд причин, связанных с процессами, протекающими в стране в последние годы: ухудшение качества питания у большей части населения в связи с его обнищанием, вызванным разрушением экономики и падением производства, нехватка денег на народное образование, здравоохранение и другие социальные программы, резкое ухудшение экологической обстановки, дефицит микроэлементов (например, йода) в воде, глубокий нервно-психологический шок у народа, вызванный катастрофическими результатами проводимых в стране “реформ” и т.д. и т.п. И многих подобные объяснения вполне удовлетворяют.
Но при этом мало кто задумывается о том, почему в экологически благополучных регионах и странах ситуация со здоровьем детей такая же трагическая, как и в неблагополучных? Почему среди детей богатых “новых русских”, обучающихся в элитарных, всем обеспеченных гимназиях, лицеях и колледжах, соматических и нервно-психических нарушений ничуть не меньше, а даже больше, чем у учащихся полунищих государственных школ? Почему в самые экономически и политически стабильные годы, согласно официальным публикациям бывшего главного психиатра Министерства обороны СССР профессора В.Смирнова, количество нервно-психических отклонений среди призывников возросло в 12 раз, достигнув уже к 1989 году запредельного уровня – 45%? Почему в блокадном Ленинграде жизнеспособность новорождённых была выше, чем сегодня? В рамках традиционной медицины объяснить этот феномен невозможно, – заявил недавно в “Медицинской газете” Президент Российской академии медицинских наук В.И.Покровский.
Дело в том, что такие масштабные популяционные трагедии никогда не начинаются вдруг. Поэтому, несмотря на то, что объяснений описанным выше фактам предлагается множество, но и вопросов к объяснителям остаётся ничуть не меньше. Следует также отметить, что приведённые выше объяснения ни педагогов, ни родителей ни к чему не обязывают – ведь всё перечисленные причины от них как бы не зависят.
Здоровье – категория педагогическая
Много лет занимаются изучением всех этих вопросов в Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Московской области, что находится в Сергиевом Посаде как раз напротив Лавры. Её руководитель доктор медицинских наук, профессор Владимир Филиппович Базарный в итоге более чем 20-летних ислледований пришёл к парадоксальному выводу: главный похититель здоровья детей, главный и скрытый виновник нашей нынешней демографической трагедии – система воспитания детей и прежде всего начальная школа, поскольку вся концептуально-методическая основа школьной жизни сориентирована против природы ребёнка. А все вышеназванные факторы, связанные с “реформами” и их результатами, лишь усугубляют ситуацию, но не являются её главными первопричинами.
Давайте, однако, послушаем мнение самого учёного по этой судьбоносной для страны проблеме, которое он высказал в одной из наших с ним бесед.
– Сегодня многие, очень многие вдруг начали рассуждать о всеобщем нездоровье нации, – говорит Владимир Филиппович Базарный, – хотя знали об этом, причём в самых высоких сферах, уже давно. И я постоянно говорил об этом задолго до “перестройки” и “реформ” – ещё в относительно благополучные годы “застоя”. Сегодня же эта тема зачастую используется для того, чтобы нагнетать страсти, или даже нагнать страху. И когда оперируют такими категориями, как нездоровье нации, вымирание нации, но при этом не предлагают никакого реального выхода, то это только усугубляет и без того тяжёлое психологическое состояние народа. Говорить об этом необходимо. Нужно только правильно поставить проблему, а не сводить её к сугубо внешним биологическим и социально-экономическим причинам.
– Но разве от того, чем человек дышит, в каких условиях он живёт, чего и сколько он ест, его здоровье не зависит?
– Зависит, но не в решающей степени. Вы вспомните, что ели солдаты на фронте, в каких условиях они там находились. Однако, именно на фронте зарубцовывалась язва желудка, исчезал ревматизм, нормализовывалось артериальное давление. Возвращались домой – и все болезни открывались снова. Почему? Не одна медицинская теория объяснить этот факт не в силах.
– Так, может быть, здоровье – это вовсе не медицинская категория?
– Совершенно верно. Медицинская категория – это болезнь. А здоровье – мера реализации генетических потенциалов, это резервы жизни, жизнеспособность человека как целостного творения в единстве его телесных, психических и духовно-нравственных характеристик. Причём эти резервы, эта жизнеспособность не даны изначально в готовом виде. Они, словно ростки, формируются, развиваются и укрепляются в процессе воспитания. Только сообразное человеческой природе воспитание раскрывает и приумножает эти видовые резервы жизнеспособности. Воспитание же несообразное природе разрушает и истощает их от поколения к поколению. А это уже область педагогики. Следовательно, здоровье – категория педагогическая. А задача медицины другая – лечить болезнь, поскольку она уже возникла.
– Значит, здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека в семье, в детском саду и в школе?
– Именно так! В этом – корень проблемы. Так вот, главная причина нынешнего нездоровья нации – это способ, система воспитания детей как в семье, так и в образовательных учреждениях. Эта система и породила эволюционную цепь телесной, психической и духовно-нравственной деградации сменяющих друг друга поколений не только у нас в стране, но и практически во всей современной цивилизации. В результате большинство детей сегодня уже рождаются с ослабленными жизненными силами. А родители ещё более усугубляют их состояние, стремясь облегчить собственные заботы по воспитанию детей.
– Каким же образом?
– А вот каким. Раньше, когда не было всех этих комфортно-расслабляющих приспособлений цивилизации, с помощью которых родители “облегчают” себе и своему ребёнку жизнь (коляски, каталки, всякого рода подпорки), дети очень много двигались: ползали, ходили, бегали. Причём большей частью – на воздухе, на открытых природных пространствах. Именно в постоянном движении формировалась и укреплялась их телесность, развивалось телесное чувство пространства – начало психической сути человека. Ведь природа за миллионы лет эволюции создала наш организм таким образом, что движение – основной принцип его бытия и развития, главный момент его телесной и психической жизни. Недостаток же движения, особенно в первые месяцы и годы жизни ребёнка, ведёт к блокировке его генофонда, к задержке телесного и психического развития. А что делают современные родители (да и воспитатели детских садов и яслей)? Они делают всё для того, чтобы дети двигались как можно меньше, сажая их на различного рода коляски и каталки, за столы и стулья, лишая их необходимой телесно-моторной и мышечной активности.“Облегчая” себе жизнь, папы и мамы, дедушки и бабушки осложняют тем самым жизнь своим детям и внукам, “секвестируя” их генофонд, сея в них семена немощи и болезней на всю оставшуюся жизнь, – и взрастают целые поколения “расслабленных”.
– А как это преодолеть? И можно ли?
– А Вы вспомните, как Христос лечил расслабленных: “Встань и ходи!” – т.е. двигайся. Другого пути просто нет. А что говорят родители, воспитатели и учителя детям? “Сядь и сиди! Сиди смирно! Не бегай, не прыгай – упадёшь! Сиди и слушай! Пиши и не вертись!” – вот их главные воспитательные установки. А что нам, взрослым, предлагали и предлагают для паралича нашей воли на массовых сеансах и с экранов телевизоров разного рода кашпировские? “Сядь и расслабься!” И мы все до того расслабились и телесно, и духовно, что не смогли оказать сопротивления тёмным силам, позволили им разрушить и разграбить страну.
Итак, сегодня большинство детей уже рождаются с ослабленными жизненными силами, а в школу в результате предшествующего дошкольного “воспитания” они приходят ещё более ослабленными, чем были в момент рождения, – с массой недугов и болячек. А система школьного образования (главным образом – начальная школа) довершает дело разрушения их здоровья.
Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают наиболее разрушающее воздействие на здоровье детей?
Школа нездоровья и трагедия цивилизации
Корень зла, считает доктор Базарный, в сложившейся системе обучения, восходящей к классической дидактике Яна Амоса Коменского. В ней преобладают инструктивно-программирующие методики, формально-логическое построение оторванного от реальной живой жизни учебного процесса на закрепощающей детский организм основе – в режиме постоянного сидения, “близорукого” и узкоформатного зрения.
Один из главных факторов, разрушающих здоровье детей – это их поза во время учебного процесса. В течение всего урока дети практически обездвижены, за столами при письме они находятся в напряжённо-неестественном положении – старчески согнувшись и вцепившись в шариковую ручку, которой они пытаются выводить каракули, с низко склонённой к тетради головой. При таком психомоторном и нейровегетативном закрепощении в начальной школе ребёнок уже через 10 -15 минут испытывает нервно-психические нагрузки и стрессы, сравнимые с теми, что переживают космонавты при взлёте. Результат – так называемый “школьный шок” (определение проф. Р.И.Айзмана), неврастения и ранняя стенокардия, не говоря уже о близорукости и нарушении осанки (сколиозе). Кроме того, многолетнее систематическое сидение угнетает и парализует общий тонус организма, его энергетику, генетические биоритмы и психомоторные функции.
Второй фактор – это продолжительное воздействие на детей сенсорно обеднённой природными стимулами учебной среды – закрытых помещений, ограниченных пространств, заполненных однообразными искусственно созданными элементами и лишающих детей живых чувственных впечатлений. В этих условиях происходит угасание животворного мироощущения, образно-чувственного восприятия мира, сужение зрительных горизонтов, угнетение эмоциональной сферы детей. В итоге – быстрое истощение нервно-психической энергии, иммунно-защитных сил организма, подавление реактивных процессов и закрепощение реализации генетических программ.
Третий фактор – вербальный (словесно-информационный) принцип построения учебного процесса, “книжное” изучение жизни, предполагающее некритическое восприятие готовой информации – приводит к тому, что ученик превращается как бы в принимающее программируемое устройство, а учитель – в передающее программирующее. И здесь живого учителя с “успехом” может заменить обучающая машина. Например, компьютер. Люди, взращённые на таких методиках, лишённые живого творчества, не могут свободно развиваться и реализовывать заложенные в них природой творческие потенциалы. Они не могут быть и внутренне свободными, т.е. обладать самостоятельностью мышления и свободой суждения. И, что особенно страшно, они приобретают свойство зависимости от различного рода программирующих воздействий. Поэтому и феномен Кашпировского не в нём самом, а в психозависимости миллионов. Школа взрастила их по законам программирования, и они жаждут, чтобы их программировали и дальше.
Четвёртый фактор – это лежащие в основе учебного процесса методики, предполагающие дробное, строго поэлементное овладение учебными знаниями, умениями и навыками, а значит – разрушающие целостность мировосприятия, миропонимания и мироотношения детей.
Пятый фактор, восходящий к “классической” гимназии, – это чрезмерное увлечение методиками “интеллектуального” развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Раннее, начиная уже с детского сада, обучение детей чтению, счёту, компьютеру приводит к “шизоидной интоксикации” сознания. Реальный образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным (виртуальным) миром букв, цифр, символов, слов, что ведёт к расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального, к распаду важнейшей психической функции – воображения. И, как следствие, – к раннему формированию шизоидной психической конституции. На западе эта психоэпидемия началась уже в 50-х годах, а в 70-80-х она захватила и нас. Сегодня симптомы скрытой шизофрении наблюдается у 70-80% детей уже в 4-м классе. А воздействие электронных СМИ и рок-музыки на детей с надорванной психикой и разрушенным воображением делает из них биороботов, уставших от жизни и легко поддающихся внушению и манипуляции. Говоря другими словами, перечисленные выше факторы школьной жизни представляют собой скрытую от общественного сознания технологию психозомбирования детей, технологию формирования психозависимой личности с шизоидной конституцией.
Доктор Базарный показал мне огромное множество рисунков учеников начальных классов обычных государственных школ: на них патологически смещены все естественные цвета и пропорции окружающего мира, изображены различные монстры, люди с деформированными телами – без рук и даже без головы, огромные тараканы, поедающие дома и т.п. На этих рисунках очень много кроваво-грязного и чёрного цвета. И даже солнце – чёрное. И мне сразу вспомнилось, как в “Тихом Доне” Михаила Шолохова прошедший все круги земного ада и сломленный судьбой Григорий Мелехов в конце жизни увидел над собой чёрное солнце. Что же должно произойти с душой ребёнка, чтобы он уже в восемь-девять лет так воспринимал окружающий мир!?
Так почему же школа столетиями работала на разрушение? Неужели о том, о чём сегодня бьёт в набат доктор Базарный, не знали раньше? Знали. То, что школа подрывает телесное, психическое и духовно-нравственное здоровье детей, было известно почти двести лет назад. Одним из первых, кто забил тревогу, был И.Г.Песталоцци. Ещё в 1805 году он оповестил мир о том, что при традиционных “книжных” формах обучения происходит “удушение” развития детей, “убийство” их здоровья. Такое открытие было сделано в эпоху, когда родители и сами ещё были биологически здоровыми и детей рождали здоровыми. Когда они ели экологически чистую пищу и пили чистую воду, дышали чистым воздухом. Когда не было психозомбирующего и “сексопатологического” телевидения. Но великого педагога не услышали, хотя он был не единственным, кто говорил и писал об этом. И школа продолжала раскручивать свой убийственный конвейер вплоть до нашего времени. Произошло это, наверное, потому, что основная масса педагогов и тогда, и сейчас – это люди, утратившие органическую связь с миром детства, неспособные посмотреть на мир глазами ребёнка, ощутить то, что ощущает он, и понять его детское самочувствие в тех искусственных условиях, которые создают для него педагоги-взрослые. Для них первичной ценностью в организации школьной жизни выступают не сами дети, а учебные программы и методики. И только поистине великие педагоги, несущие в своей душе первоначальные детские впечатления и образы, способны понять, что испытывают дети в так называемой “классической” школе.
Но вернёмся к нашей российской школе. В добавок ко всем вышеназванным причинам целый ряд разрушающих факторов и условий (как показали исследования учеников доктора В.Ф.Базарного Л.П.Уфимцевой, Т.В.Горячевой, В.А.Гурова, М.А.Ненашевой, Э.Я.Оладо и др.) был привнесён в нашу школу в последние десятилетия, которые можно назвать временем её “перманентного ползучего реформирования”. К ним относятся следующие “инновации”:
1) Замена ростомерных парт с наклонной поверхностью на стандартные столы с горизонтальной, что ещё больше усилило статичную напряжённость детей во время учебного процесса и изменило нормальный угол восприятия ими печатных и собственноручных текстов. А это в свою очередь вызвало избыточное напряжение вегетативных процессов, в том числе глаз, и усугубило действие факторов, приводящих к ранней потере зрения и ухудшению осанки.
2) Замена в начале обучения природосообразного, совершенствовавшегося веками каллиграфического импульсно-нажимного письма перьевой ручкой, основанного на ритме произвольных пластических усилий и расслаблений, – на безотрывное с постоянным напряжением письмо шариковой. Это негативно сказалось не только на качестве почерка, который является отражением глубинных стереотипов психомоторной конституции человека, но и на учебно-познавательных способностях детей. У них возросла невнимательность, утомляемость, неуравновешенность и даже агрессия, что было отмечено в ряде исследований и зафиксировано в официальном документе Министерства Просвещения от 19 января 1983 года.
3) Замена физиологически оправданного электролампового освещения на вредное, мигающее – люменисцентное, резко увеличившее падающий на детей поток жёсткого излучения, которое сбивает и заглушает их внутренние ритмы: биоритмы внутри- и межклеточного взаимодействия, электрические ритмы головного мозга и т.д. Кроме того жёсткое излучение глубоко вмешивается в информационно-генетическую структуру жизни, меняя её фундаментальные видовые признаки. (После введения в школе курса “Информатики” к этому потоку прибавилось и излучение от дисплеев компьютеров).
4) Резкое ограничение деятельностно-трудовых и конструктивно-рукотворческих принципов обучения – вплоть до полного изгнания из школ трудового обучения и воспитания. Школа стала выпускать безруких, безволевых людей, не умеющих продуктивно трудиться и ценить свой и чужой труд, а потому – нравственно ущербных.
5) Отмена природосообразного раздельного школьного обучения мальчиков и девочек в середине 50-х годов и введение их совместного обучения и воспитания (об этом будет подробнее сказано ниже).
6) Замена шестидневной учебной недели на пятидневную, приведшая к возрастанию учебной напряжённости детей.
7) Наконец, это возникшие в эпоху НТР, и автоматически внедрённые в школу скоростные технико-информационные установки, которые не способна выдержать психика изначально ослабленных и незрелых во многих отношениях детей, приходящих в начальную школу. Именно благодаря этим установкам и произошло ускорение и тем самым наглядное проявление той эволюционной трагедии, которая готовилась школой в течение нескольких веков. Поэтому во второй половине ХХ века эта трагедия приняла “обвальный” характер.
Самое поразительное во всех этих “нововведениях” то, что они внедрялись без сколько-нибудь серьёзных медико-гигиенических и психо-физиологических исследований и без анализа их возможных последствий для развития и здоровья детей.
А если ко всему этому добавить бесконечные смены содержания образования и учебных планов, безответственное и бесконтрольное экспериментаторство в школах, проходящее зачастую без оценки результатов “инноваций” со стороны медиков? Воистину преступное безрассудство взрослых по отношению к детям, к их хрупкому детскому миру не имеет границ!
В итоге совокупного действия всех описанных выше условий и факторов школьной жизни у детей возникают неврозы, психосоматические и вегетативные расстройства внутренних органов (сердца, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта), нарушение осанки и болезни опорно-двигательной системы, патология артериального давления, ухудшение зрения, расстройства психики и иммунной системы организма, деградация детородных функций. Ко всему этому добавляются неблагополучие и трагедии семейного плана, ухудшение экологии среды, несбалансированное питание, ранние вредные привычки, воздействие электронных СМИ и т.д. И как результат – катастрофическое ухудшение физического, психического и духовно-нравственного здоровья школьников.
– А теперь домыслите эту ситуацию дальше, – говорит доктор Базарный. – Больные молодые люди с разрушенной телесной конституцией (а таких сегодня уже почти 100%), создавая семью, уже не способны родить и воспитать здоровое полноценное потомство, и деградация нашего национального генофонда, таким образом, усиливается от поколения к поколению. И это беда не только России – этот процесс идёт во всём мире. У нас же он сегодня лишь усугубляется в результате проводимых “реформ”. И если уж говорить всё до конца, то мы имеем дело с вялотекущей, возрастающей от поколения к поколению, эпидемией увядания, дегенерации и распада телесных, энергетических, психических и иммунных потенциалов человека как вида жизни. От поколения к поколению всё ниже опускается порог жизнеустойчивости, выносливости и защитных механизмов человеческой жизни. Таким образом, речь идёт о нашей видовой биологической трагедии: ПРОИСХОДИТ ЭВОЛЮЦИОННОЕ ВЫРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ВСЕХ катастрофиЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ КОТОРОГО МЫ ДАЖЕ НЕ МОЖЕМ СЕБЕ СЕГОДНЯ ПРЕДСТАВИТЬ.
Вам не страшно читать подобные вещи? Если нет, то какой вывод из этого следует? Раз ситуация столь трагична, то нужно действовать, потому что все словесные заклинания, а тем более плач о “вымирании” нации ни к чему не приведут. Противостоять депопуляции народа можно только одним способом – сохраняя и укрепляя воспитывая телесное и духовно-нравственное здоровье наших детей и внуков – сегодняшних мальчиков и девочек – будущих родителей. И действовать нужно нам всем вместе, сообща и немедленно. Тем более, что соответствующие технологии – простые, дешёвые и эффективные давно существуют.
Выход есть!
Прежде всего необходимо прекратить безответственное и бесконтрольное со стороны медиков и родителей экспериментаторство в системе дошкольного и школьного образования, а также устранить из педагогического процесса все перечисленные выше условия и факторы, приводящие к потере здоровья детей и подростков. Нужно привести педагогические технологии в соответствие с законами становления и развития детского организма и детской психики, т.е. сделать их ПРИРОДОСООБРАЗНЫМИ. С этой целью В.Ф.Базарным и его учениками разработана принципиально новая концептуальная платформа строительства отечественной школы и целостная методологическая СИСТЕМА ТЕЛЕСНОГО, СЕНСОРНОГО И ПСИХОМОТОРНОГО РАСКРЕПОЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, основанная на принципах чувственной свободы, двигательно-поисковой активности, трудового и художественного рукотворчества. Педагогические здоровьесберегающие и развивающие технологии доктора Базарного – не плод схоластических построений. Они являются результатом более чем двадцатилетней научно-исследовательской и экспериментально-практической работы и были опробованы практически во всех республиках бывшего СССР на 500 экспериментальных площадках.
В Республике Коми под руководством Базарного отработана полная программа “Здорового раскрепощённого развития детей и подростков” в более чем 400 образовательных учреждениях. В том числе были выработаны принципы государственной политики и механизм управления народным образованием через социальный заказ (закон) – Аттестат на зрелость Личности*.
Полученные в Коми результаты показали, что при той же самой экологической, экономической и социальной обстановке можно радикально улучшить ситуацию с физическим, психическим и духовно-нравственным здоровьем детей на уровне отдельного региона и всей страны уже за 2-3 года. Но это возможно только при условии, что программа, разработанная лабораторией В.Ф.Базарного, станет ГОСУДАРСТВЕННОЙ.
Технологии здорового раскрепощённого развития детей дают положительные результаты, которые можно чётко зафиксировать и оценить. Это могут сделать врач, медсестра, прошедший соответствующую подготовку учитель и даже сами родители. У детей, занимающихся в режимах “Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения” значительно улучшается состояние здоровья в целом, улучшается образно-сканирующая функция зрения (как ядро психогенеза) и осанка (как биоэнергетический эпицентр организма). Эти дети практически не болеют и не пропускают занятий даже тогда, когда вокруг свирепствует эпидемия. И если в “нормальных” школах 95% учеников за годы обучения теряют здоровье, то 95% детей в школах, работающих по системе Базарного, сохраняют, укрепляют и улучшают здоровье. Кроме того, эти дети отличаются самостоятельностью мышления, свободой суждения, у них укрепляются и развиваются внимание, память и воля, растёт объём усваиваемого на уроках учебного материала. У них высоко развито творческое воображение. Наконец, для этих детей не существует проблемы перегрузки и переутомления. У них меняется отношение к жизни: они более уверены в себе, спокойны, уравновешены, собранны и не поддаются психозомбированию.
Характерно и то, что технологии Базарного дают положительные эффекты и в тех случаях, на которые они изначально не были рассчитаны. Например, в логопедических школах и даже в школах для детей с ярко выраженной задержкой психического развития. Так называемые “умственно отсталые” дети после нескольких лет воспитания и обучения по этим технологиям обгоняют в своём развитии своих “нормальных” сверстников и даже могут брать призы на интеллектуальных состязаниях. Примерами могут служить результаты, полученные в школах Ю.В.Егорова (г. Хотьково Московской области) Т.П.Трубачёвой (г. Красноярск), Н.А.Плаховой (г.Магадан), и др.
Всё описанное выше оказывается возможным потому, что благодаря природосообразным, раскрепощающим детей образовательным технологиям включаются скрытые резервы человеческого организма и, в частности, генофонда и мозга, которые при обычных школьных условиях и факторах используются с очень малым КПД или же просто заглушаются, подавляются. Кроме того, в результате специальных эмоционально-чувственных и психомоторных тренингов и упражнений у детей в структурах искалеченного предыдущим “воспитанием” мозга, отвечающих за те или иные психические функции, возникают новые нейродинамические модели, замещающие прежние, дефектные. Этим и объясняются достигаемые результаты.
Для учителей, работающих по системе Базарного, не существует проблемы учебной дисциплины, поскольку детям интересно учиться. Отношения между детьми, родителями и педагогами становятся более благожелательными, ибо это отношения союзников, делающих одно общее благое дело. Учителям, освоившим систему Базарного, работать в конечном счёте становится и легче, и интересней, поскольку новые педагогические технологии предполагают также и раскрепощение учителя, открывают простор для педагогического творчества. А только свободный, раскрепощённый, творческий учитель может воспитать такими же и своих учеников. Все учителя начальной школы, с которыми мне довелось беседовать, говорили о том, что несмотря на большую предварительную подготовку и большую их активность во время урока, они испытывают творческий подъём и вдохновение и практически не устают к концу занятий.
Что касается родителей, то практически никто из них не желал бы переменить систему обучения их детей на иную. В частности ещё и потому, что система Базарного много даёт не только их детям, но и им самим. Она делает их полноправными и ответственными заказчиками в сфере образования и творческими союзниками учителей. А всё дело в том, что здравоохранительную систему Базарного невозможно внедрить без союза семьи и школы, без тесного сотрудничества педагогов и родителей и без контроля последних за результатами образовательного процесса.
Школа доктора Базарного
Чем же отличаются воспитание и обучение в школах Базарного от занятий в обычных школах? Прежде всего необычностью мебели и оформления класса, а также “инвентарём”, который применяет учитель в процессе урока.
Во-первых, учебные занятия в них проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма. Учителя рассказывали мне, что когда они впервые ставят за конторки учеников первого класса, то ослабленные предыдущим “воспитанием” дети поначалу могут выстоять за ними не более пяти минут за урок. Затем постепенно это время увеличиваетя до половины урока. А к концу учебного года уже нет желающих сидеть.
Во-вторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры “Бегущие огоньки”. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.
В-третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный “Экологический букварь” (картина-панно), расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически “бескнижного” обучения в детском саду и в начальной школе, что исключает формирование у детей шизоидной психической конституции и раннюю потерю зрения. Разумеется, компьютеры в этом возрасте абсолютно исключены.
В-четвёртых, важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Для этого учителем используются подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точки класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый логоритма при чтении текста, способствующий развитию и речемоторной функции.
В-пятых, в процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие особо утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему “глаз-рука”. Только освоив предварительно эти прописи, дети переходят к освоению собственно буквенного письма.
В-шестых, в школах Базарного дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду. Именно такой труд создаёт и возвышает человека, делает его Личностью в полном смысле этого слова.
В-седьмых, обязательным и важнейшим учебно-воспитательным предметом в системе Базарного является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. По мнению Базарного, народное хоровое пение несёт в себе не только художественно-эстетические начала, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность. Человек стал человеком не только благодаря коллективному труду, но и благодаря коллективному пению, благодаря возникновению в недрах разобщённого хаоса индивидуальных чувственных аффектов, страха и агрессии особого единящего и возвышающего коллективного чувственно-значимого сигнального гармонично звучащего пространства. Народ, воспитанный на одухотворённой песне, благороден и велик. Русский народ пел всегда: это было естественным содержанием его природы и его внутренней потребностью – потребностью выводить разрозненное индивидуально-чувственное в коллективную гармонию чувств, тем самым удерживать себя в пространстве особой единящей духовно-коллективной выси – основы для строительства общественного со-знания. Это и есть фундамент особого феномена русской жизни – соборности, о которой так много сказано русскими философами. Сегодня же мы утратили это своё извечное качество, став носителями диссонанса и какофонии. И это одна из основных причин нашего вырождения. С этих позиций раннее детское коллективное пение – это природосообразная технология формирования в детях гармоничной, единящей их коллективной чувствительности, сонастроенности, сопричастности и сопереживания гармоничной целостности жизни. А коллективная сопричастность и сопереживание – это краеугольный камень строительства человеческой сути в человеке – его коллективного нравственного сознания.
Наконец, в восьмых, во многих школах по предложению Базарного введено раздельно-параллельное образование мальчиков и девочек. Это означает, что учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках, не считая двора и улицы. Положительные результаты такого разделения налицо: дети стали более дисциплинированными и собранными, более серьёзными и ответственными на учебных занятиях и более уважительными по отношению друг к другу, к педагогам и родителям. На мои вопросы детям и родителям, хотят ли они, чтобы в их школах снова ввели совместное обучение, почти все 100% отвечали отрицательно. В чём же тут дело? Ведь всё прогрессивное человечество веками боролось за совместное обучение детей, пока наконец не добилось этого, а Базарный предлагает снова вернуться к раздельному! А дело в том, что совместное обучение нарушает принцип природосообразности в педагогике (об этом будет подробнее сказано ниже).
Все образовательные учреждения, работающие “по-Базарному”, регулярно проводят экспресс-диагностику детей и отчитываются перед родителями за состояние их здоровья и происходящие сдвиги в тех функциональных системах организма детей, которые наиболее остро реагируют на неблагополучие в организации педагогической среды. Это прежде всего творческое воображение, осанка, острота зрения, нервно-психическая сфера. При этом речь идёт не об общих констатациях типа “здоров-нездоров”, а о строго количественных замерах, которые позволяют оценить динамику той или иной подсистемы организма, а также его состояние и развитие в целом. Количественные эксресс-тесты по всем этим показателям разработаны лабораторией Базарного.
Я рассказал здесь, разумеется, не обо всех особенностях работы школ по системе Базарного. Но и перечисленного вполне достаточно, чтобы иметь представление об этой системе. На первый взгляд всё вышеописанное кажется очень простым, но эта простота иллюзорна. Новые технологии касаются тонких психофизических механизмов, воздействующих на нейрофизиологическую сферу, где формируются высшие психические функции. А здесь требуется филигранная работа. И поскольку разработанные лабораторией доктора Базарного технологии не входят в традиционную для классической школы сферу педагогического мастерства, то простому тиражированию они не подлежат. Их нельзя внедрять на голом энтузиазме “конспектно-тетрадочным” методом. Это может принести вред и дискредитировать лежащие в их основе идеи. Внедрять их можно только на основе ответственно принятых решений руководящих органов народного образования, с соответствующим социальным заказом родителей, научно-консультативным обеспечением и под строгим научным контролем.
Важная особенность технологий доктора Базарного, несмотря на то, что они защищены 44 патентами, состоит в их общедоступности, поскольку их внедрение почти не требует дополнительных материально-финансовых затрат. Главное – это понимание трагичности нынешней ситуации, желание и добрая воля к её изменению со стороны педагоов и родителей, политиков и управленцев, отвечающих за сферу народного образования и здравоохранения. Многие школы, благодаря энтузиазму педагогов и родителей, сделавших всё технически необходимое своими руками, перешли на здравоохранительные технологии в рамках тех средств, что выделялись из бюджета. Поэтому в сфере материально-финансовой принципиальных препятствий для внедрении зравоохранительных технологий нет.
Препятствия лежат в иной сфере – управленческо-психологической. Это прежде всего сопротивление властных бюрократических структур системы образования и здравоохранения, не несущих никакой ответственности за результаты своей деятельности. Система управления образовательными учреждениями, к сожалению, делает педагогов, директоров школ и заведующих детскими садами фактически беззащитными и бесправными марионетками – проводниками образовательной политики вышестоящих органов. Так, например, в Москве, где около двух тысяч школ и при этом всего лишь 4% их выпускников оказываются практически здоровыми, тем не менее только одна школа № 760 в виде исключения работает по технологиям Базарного. Кстати сказать, её директор В.Ю.Гармаш уже дважды стал победителем конкурса “Директор года”.
Второй причиной является пассивность самих педагогов, их стремление к спокойной жизни, нежелание что-либо менять в привычной для них системе, хотя эта система и наносит колоссальный ущерб не только детям, но и им самим. Ведь проблемы, с которыми они сталкиваются в учебном процессе, – слабая мотивация учения, низкая учебная дисциплина, частые пропуски учениками занятий из-за болезни, нервно-психическое переутомление учащихся, да и самих педагогов, – всё это следствие устоявшейся веками школьной дидактики и основанных на ней методик. И вот эти-то психологические установки-стереотипы преодолеть оказвается труднее всего. Хотя, как показал опыт Республики Коми, вполне возможно.
Третья причина, как не прискорбно об этом говорить, это пассивность родителей, а зачастую и их равнодушие к состоянию здоровья детей, к их будущей судьбе, а значит и к судьбе страны, их неумение и нежелание вникнуть в существо и причины совершающейся на их глазах трагедии. А без широкой организованной инициативы и поддержки родителей внедрение технологий Базарного оказывается малоэффективным.
И, наконец, четвёртая причина – государственно-политическая. Она состоит в том, что Государственная Дума России не оформила законодательно социальный заказ перед Минобразованием и вузами педагогического профиля, перед всей системой народного образования, а именно – АТТЕСТАТ НА ЗРЕЛОСТЬ выпускника – зрелость творческую, нравственную, социальную и физическую. Она не создала правовой механизм ответственности образовательных учреждений за массовое вялотекущее убиение наших детей, а в итоге – целого народа.
Личность учёного: традиции и новаторство
Кто же он такой – доктор Базарный? И как он пришёл из медицины в педагогику?
Владимир Филиппович Базарный принадлежит, на мой взгляд, к плеяде тех, кого принято называть русскими подвижниками. Этот седой человек с умными и добрыми глазами, которые иногда могут быть жёсткими и пронизывающими, если дело касается истины и принципиальных вопросов, выглядит гораздо моложе своих 57-ми лет. И это не удивительно, потому что он ведёт здоровый, почти аскетический образ жизни. Собранность, подтянутость и юношеская подвижность, страстность и убедительность в разговоре, открытость к мнению собеседника, иногда почти детская наивность в голубых глазах, а главное, любовь к детям, бескорыстие и боль за Россию – всё это сразу располагает и притягивает к нему. Беседа с доктором Базарным сначала держит тебя в напряжении, но в конце её испытываешь чувство раскрепощения и эмоционального подъёма, хотя говорит он порой страшные вещи, от которых у слабонервных и впечатлительных могут опуститься руки, возникнуть запредельное торможение и даже отчаяние.
По основной своей специальности Владимир Базарный – детский врач-офтальмолог, хирург, что называется, от Бога: на его счету 6 тысяч операций. В своё время мог бы составить конкуренцию самому Святославу Фёдорову. Но он избрал другой путь. Может быть, ещё и потому, что всегда был и остался романтиком, устремлённым в небо. Мечтавший в юности стать лётчиком и поступивший в Иркутское авиационное училище, но вскоре попавший под сокращение (по указанию Хрущёва). Много лет параллельно врачебной практике работавший ещё и профессиональным музыкантом в оркестре, тонко чувствующий природосообразность и гармонию человеческого организма, – он всегда испытывал душевную боль от необходимости вторгаться холодными режущими инструментами в организм ребёнка. Ведь, делая операции на глазах, он устранял следствия, результаты некоего губительного процесса, а надо прежде всего устранять причины, их порождающие. Но как сделать так, чтобы не нужно было резать глаза? Как устранить из жизни детей то, что приводит их к близорукости и к потере зрения? Более четверти века назад доктор Базарный поставил перед собой эту задачу. И решил её.
В результате многолетних научных исследований он пришёл к выводу: катастрофическое ухудшение зрения, и не только зрения, но и осанки, физического и психического здоровья детей (ибо всё взаимосвязано в человеческом организме) происходит в школе – главным образом в начальной. Отсюда цепочка причин потянулась дальше – в детский сад, в семью. Именно в них начинается тот губительный процесс, который приводит в конце концов к угасанию жизненных сил и к потере здоровья. А в результате доктор Базарный предложил новую целостную систему принципов воспитательного и учебного процесса в детских садах и школах, выйдя через решение частной задачи на широкий круг проблем и обобщений, связанных со здоровьем и развитием детского организма как единой целостной духовно-телесной системы.
Это оказалось возможным прежде всего потому, что Владимир Базарный ярко воплощает в себе тип РУССКОГО УЧЁНОГО. Хотя и принято считать, что наука по своей природе интернациональна. Однако, это не так. Интернациональны лишь её результаты, поскольку в конечном счёте ими пользуется всё человечество. Но истинный учёный, как творческая личность, всегда принадлежит своей национальной культуре, взрастает на её почве. Поэтому и пути творческого научного познания, и способы мышления, приводящие к истине, особенно в областях, касающихся природы человека, всегда национальны.
Русской науке и русским учёным, в отличие от западных, где издавна преобладала узкая специализация, сознательное ограничение, предельная чёткость и формальная алгоритмизированная дисциплина мышления, свойственны широта идей и запредельная высота целей, синтетический подход к постановке и разрешению проблем, стремление “объять необъятное”. Не случайно то, что тремя величайшими учёными XVIII, XIX и XX веков по праву считаются Ломоносов, Менделеев и Вернадский, сумевшие обобщить и синтезировать самые разнообразные знания, придав им строй и гармонию и создав тем самым не просто частные теории, но заложив фундамент современного научного мировоззрения. Русским учёным свойственен патриотизм не только социальный, но и ПРИРОДНЫЙ, т.е. любовь к родной природе, благоговение перед ней, которую они всегда воспринимали как единое органическое целое, а не только анализировали и и описывали её фрагменты и детали. Окружающая нас природа, утверждал Ломоносов, является Святым Евангелием, в котором начертана вся мудрость мира. Поэтому высшая цель естествознания – не утилитарна. Познание нужно не для покорения природы, а для приближения к Истине и гармонизации наших отношений с природой, с которой человек должен жить в ладу и согласии. Именно такой способ мышления и познания, включающий в себя категории и принципы не только научно-рациональные, но также нравственные и эстетические, насущно необходим человечеству сегодня, когда бурный, подобный раковой опухоли, рост техногенной цивилизации со всей очевидностью ведёт к уничтожению природы и вырождению человечества.
Я далёк от мысли ставить доктора Базарного в один ряд с тремя названными мной русскими гениями, но то, что он принадлежит к той же русской научной традиции, для меня несомненно. И эта русскость Владимира Базарного как учёного, врача и педагога позволила ему поставить и решить сложнейшую научно-практическую проблему путём синтеза знаний и методов естественных и гуманитарных наук, а также художественной и духовно-нравственной областей человеческой практики.
Однажды я заострил внимание своего собеседника на одной стороне его деятельности, которая может быть не совсем верно понята и истолкована определённой частью педагогов, коих называют консерваторами, а я бы назвал традиционалистами:
– Владимир Филиппович, сегодня в школах и детских садах России вовсю запущен так называемый “инновационный” процесс. Появилось множество экспериментаторов, ставящих под сомнение фундаментальные педагогические принципы и традиции. Вы сами назвали бесконтрольное экпериментаторство одной из причин катастрофического состояния нашего народного образования. Но, если я правильно Вас понял, Вы сами – экспериментатор и также хотите радикально сломать традиционную систему образования?
– Нет, Вы неправильно меня поняли. Всё дело в том, какая именно традиция подвергается критическому переосмылению. Мы стремимся не сломать, а ПРЕОБРАЗИТЬ систему образования с помощью природосообразных раскрепощающих детский организм и детскую личность технологий. Ломать – это удел дилетантов и безответственных чиновников, каковые и руководили нашей системой народного образования в последние годы. От них-то и идёт усугубление и без того тяжёлой ситуации. А мы как раз выступаем против безудержного и безответственного экспериментаторства в школах и детских садах. Мы за то, чтобы любые “инновации” были поставлены под строгий контроль, чтобы их проводники несли за них самую строгую ответственность. Поэтому само слово “эксперимент” неточно отражает то, что делаем я и мои ученики. Я даже не могу утверждать, что предлагаю что-то радикально и принципиально новое, что не было бы уже открыто, порой интуитивно, в отдельных элементах в педагогике прошлого. В первую очередь – в народной педагогике. Новое состоит в целостности, полноте и научной обоснованности нашего подхода. Мы не экспериментируем – здесь больше подходит слово “опыт”. ОПЫТ, ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ, ЦЕЛОСТНОСТЬ, ПРЕОБРАЖЕНИЕ, РАСКРЕПОЩЕНИЕ, СВОБОДА, ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – вот ключевые категории нашей системы и нашей научно-практической деятельности. Более двадцати лет мы последовательно, по крупицам собираем на стыках медицины, физиологии, психологии, философии, искусства и педагогики элементы нашей системы, способной созидать в процессе воспитания целостную творческую Личность физически, психически и духовно-нравственно здорового человека. И ещё. В отличие от “чистых” педагогов, я, как врач, давал клятву Гиппократа, и мой главный принцип: “Не навреди!” Поэтому мы и выступаем за то, чтобы ВСЕ “инновации”, ВСЕ “эксперименты” в детских садах и школах были поставлены под самый строгий контроль государства и общества в лице медиков и родителей, и впервую очередь пусть оценивают и судят нас – мы этого не боимся. И как только это будет сделано, подавляющее большинство “экспериментаторов” исчезнет само собой.
– Значит, Вы не против сложившихся традиций?
– Я против губительных традиций, а таковые в педагогике существуют несколько столетий, в то время как сама педагогика существует тысячелетия. Наши основные принципы не только не противоречат традиционной педагогике – они изначально лежали в её основе. До тех пор, пока ею не занялись “реформаторы”.
– В связи с вышесказанным ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: как должны соотноситься между собой национальные традиции и “общечеловеческие ценности” в строительстве российской школы? Считаете ли Вы, что на нашу почву можно прививать любые зарубежные образовательные модели, как это делают нынешние “реформаторы”, или Вы стоите за самобытный путь развития нашей национальной школы?
– Так называемые “общечеловеческие ценности” – это призрачно-шизофренический туман. Таковых просто не существует. Ценности вырастают на почве культуры, а культура всегда национальна, она творится народами, каждый из которых уникален. Поэтому нет никакой “общечеловеческой” культуры. Есть сложное соцветие самобытных национальных культур. А ценности только тогда становятся ценностями, когда они выстроены в иерархию. И эта иерархия опять же национальна и сохраняется из поколения в поколение благодаря народной традиции. Христос сравнивал человеческую жизнь с древом. Если у человека оторвать корни от родной земли, во что он превратится? Мы должны питаться соками своей национальной почвы – дом родной, малая Родина, Отечество. С них мы взрастаем, и ветви тогда уже могут растекаться по всему космосу. Оторвался – погиб. Только та школа сохраняет духовно-нравственное и телесно-физическое здоровье своих воспитанников, которая природосообразна. А таковой может быть только школа, в которой главным содержанием образования являются ценности, образы, идеалы и традиции национальной культуры народа, органически сложившиеся в его историческом развитии. Ибо в них – самые главные истоки нашей человеческой природы – природы духовно-социальной. Здесь уместно привести слова нашего национального педагогического гения – К.Д.Ушинского. В статье “О необходимости сделать русские школы русскими” он писал: “У каждого народа своя собственная система воспитания… Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать свои силы”. Ушинский считал, что “всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание Божие на земле, и воспитанию остаётся только черпать из этого богатого и чистого источника”. Если же мы не понимаем той простой истины, что каждому народу суждено играть в истории свою особую роль, если мы забываем эту роль, то вынуждены будем удалиться с исторической сцены – уничтожиться или раствориться в других нациях, сохранивших свою самобытность.
– А как Вы относитесь к муссируемой в средствах массовой информации проблеме “полового воспитания российских школьников”?
– Половое воспитание необходимо, но не в том виде, в каком его пытаются навязать нам с подачи ЮНЕСКО и Международной Федерации Планирования Семьи, – это не половое воспитание, а сексуальное растление, обучение блуду. Это возвращение к животным инстинктам. Такое “воспитание” неизбежно приведёт нацию к деградации и вырождению. Оно разрушительно, ибо противоречит нашей национальной культуре, нашим родовым архетипам. Истинное половое воспитание, т.е. воспитание в юноше и в девушке зрелых мужских и женских качеств – это прежде всего нравственное воспитание. Оно невозможно без системы запретов на всё, что противоречит подлинной сущности человека, которая не природно-биологическая, а духовно-нравственная. Для чего людям нужны зрелые мужские и женские качества? Для удовольствия, для самоублажения? Нет! Для того, чтобы иметь полноценное, здоровое потомство и воспитать своих детей подлинными людьми, т.е. духовно-нравственными личностями. Поэтому мы должны в подрастающих поколениях культивировать нравственно-здоровое начало. А у нас собираются обучать технике “безопасного секса”, т.е. низвести человека до состояния животного, удовлетворяющего свою похоть и не думающего при этом о рождении и воспитании детей. Вот, допустим, девушка рассуждает: я вначале поживу для себя, для собственного удовольствия, для телесного наслаждения, а потом выйду замуж и буду жить для ребёнка и семьи. Так не выйдет! В природе таких чудес не бывает! Если женщина изначально пожила для себя, она уже никогда не сможет воспринимать глубинным сберегающим чувством любви своего ребёнка. И дело здесь не в абстрактных нормах морали, а опять же в природосообразности, в том, что природа органически связала целомудрие, девственную чистоту и детородные функции. И девочкам надо не показывать, как надевать презерватив на банан, а объяснять, для чего им дана девственная чистота. А в мальчиках нужно воспитывать бережное и благоговейное отношение к девочке – будущей матери, готовность всегда встать на её защиту, на защиту будущей носительницы новой жизни. В этом и заключается один из главных признаков того, что мы называем мужеством. В детях нужно воспитывать трепетное и чистое отношение к любви – великому человеческому таинству, рождающему и поддерживающему жизнь.
– Владимир Филиппович, а возможно ли полноценное половое воспитание при совместном обучении мальчиков и девочек в наших школах? Не есть это нарушение природосообразности в воспитании?
– Конечно же, полноценное половое, а точнее пололичностное воспитание невозможно при совместном обучении, ибо при нём размываются всякие пололичностные различия. Во-первых, потому, что календарный и реальный возраст мальчиков и девочек не совпадает: девочки в большинстве своём опережают мальчиков в физическом, психическом и даже интеллектуальном развитии на 1,5-2 года. Это видно и по сравнительным результатам их учёбы, и даже при простом наблюдении за ними. Возьмите подростков – отдельно мальчиков и девочек одного возраста, постройте их рядом в две колонны, и вы воочию увидите эту разницу. Девочки, как правило, крупнее и выше своих сверстников-мальчиков. Кто может сказать, какие отрицательные психические комплексы формируются у тех и у других при их совместном обучении? Ведь именно девочки навязывают стереотипы поведения более младшим по зрелости мальчикам. Результат – закрепощение в реализации видовых генетических программ и реальная опасность развития мальчиков по женскому типу. А это значит: прощай, мужественность! Это значит – рабство духа, психозависимость, отутствие воли и противодействия соблазнам и порокам жизни! Но дело не только в этом. Мальчики и девочки по-разному воспринимают окружающий мир, по-разному перерабатывают информацию. У них всё разное – интересы, эмоциональные доминанты, реакции на одни и те же ситуации – у них попросту разный мозг. Как же можно воспитывать и учить одинаково, по одним и тем же программам и методикам детей, чувства и мозг которых организованы и функционируют по-разному? Какой урон при этом наносится мозгу и психике ребёнка? Те, кто ввёл в школах совместное обучение, совершили преступление против человеческой природы. Бесполая школа – это запущенный вирус злокачественной мутации духовных процессов, который спустя ряд поколений приводит к деградации культуры целых народов, а в конечном счёте – и всей цивилизации.
Что же делать?
– Что нужно делать сегодня для того, чтобы остановить убийственный для здоровья детей школьный конвейер и перевести школы на Ваши технологии? – задал я вопрос доктору Базарному.
– На сегодня самый эффективный механизм – работа напрямую с региональными и местными властями, которые ближе к нуждам народа. И через регионы уже выходить на уровень государственной программы. Ведь если руководство региона вникнет в существо дела и примет соответствующее решение, организовав при этом широкое общественное движение в свою поддержку со стороны населения, то чиновники и педагоги будут обязаны его выполнять, хотят они того или нет. Значительный опыт такой работы накоплен в Республике Коми, где по инициативе Минобразования Коми восемь лет назад приняли совместную с Минздравом межведомственную программу. Планировалось внедрить наши технологии только в 36 образовательных учреждениях. Но инициатива снизу, прежде всего со стороны родителей, оказалась настолько мощной, что они были внедрены более чем в 400 учреждениях. И все попытки высокопоставленных чиновников из Москвы закрыть нашу программу потерпели фиаско. К нам обращаются и другие регионы. Учитывая, что мы имеем десятки изобретений и патентов, свой опыт мы распространяем на контрактно-договорной основе с администрациями регионов – республик, краёв, областей, крупных городов и районов.
– То есть, существует реальная возможность осуществлять на местах иную образовательную политику, нежели та, которую проводят центральные власти?
– Именно так! Законодательство в области образования и местного самоуправления позволяет это делать, поскольку ряд полномочий в принятии управленческих решений спущены на региональный и местный уровни. Нужны лишь желание и добрая воля руководителей на местах.
– А если их нет?
– Тогда необходимо организовать общественное движение родителей и педагогов, которое могло бы заставить руководство проводить в образовательных учреждениях здравоохранительную политику. Нашей лабораторией разработан специальный Проект социальной программы по переводу работы образовательных учреждений регионов в режим здравоохранительных технологий, в котором прописаны последовательно все этапы действий общественных сил и управленческие решения, принимаемые на каждом этапе.
– А сколько нужно времени, чтобы Вашу здравоохранительную модель внедрить на уровне региона, области, города или района?
– При искреннем желании и доброй воле руководства и при поддержке общественности – 2-3 месяца на подготовку и неделя на запуск.
– А чем могут помочь в этой ситуации родители?
– Очень многим, если вникнут в суть дела и самоорганизуются. В соответствии со статьёй 8 “Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан”, согласно которой граждане имеют право на регулярное получение достоверной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, родители могут и должны потребовать, чтобы образовательные учреждения регулярно отчитывались перед ними за состояние здоровья их детей. Далее, в соответствии со статьёй Закона РФ “Об образовании”, закрепляющей “демократический государственно-общественный характер управления образованием”, а также статьёй 35, п.2, гласящей: “Общее руководство государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляет выборный представительный орган – совет образовательного учреждения”, – родители могут и должны стать инициаторами избрания при каждой школе такого директивного органа, в котором большинство – от родителей. Такой совет ставит школе социальный заказ – нравственное, физическое, интеллектуальное, трудовое и эстетическое воспитание и обучение детей и контролирует его выполнение, оценивая начальные и конечные результаты образовательного процесса в течение года. И без согласия такого совета произвольно снимать и назначать директора не имеет право ни районо, ни гороно. И это всё регламентировано законодательством, но об этом просто не знают, а часто и не хотят знать родители. Такие советы надо создавать на всех уровнях: школьном, районном, городском, областном. Это создаёт реальные возможности для самоорганизации народа снизу через создание на базе образовательных учреждений (детских садов и школ) народных общин самоуправления.
И ещё. Разработанные нами принципы здравоохранительной организации образовательного процесса утверждены в 1986 году Минздравом в качестве официального государственного документа. Родительская общественность опять-таки может и должна спросить с руководителей образовательных учреждений и чиновников-управленцев: почему государство в их лице не исполняет собственных распоряжений?
– К сожалению, большинство родителей сегодня заняты, что называется, “выживанием”, многие погружены в меркантильные интересы и больше думают о хлебе насущном, чем о здоровье и будущем своих детей. Что-то произошло с нашим народом: он утратил способность к здравому рассуждению, самосохранению и самоорганизации, утратил действенную любовь к России. Это какой-то, если пользоваться медицинским термином, паралич национального самосознания. Если бы это было не так, то нынешнего разгрома страны не могло бы произойти. Неужели нет выхода из этого состояния?
– В том, что Вы сказали, есть большая доля правды, и это очень печально. Но другого пути, кроме самоорганизации народа, кроме союза семьи и школы, родителей и педагогов, на сегодня у нас нет. Нужна широкая и организованная инициатива “снизу”. И кому, как не родителям, в первую очередь взять на себя ответственность за будущее своих детей? И кому, как не педагогам, тем, кто ещё не потерял профессиональную честь и человеческую совесть, стать их союзниками? Если же они будут сидеть сложа руки и ждать, что добрые дяди и тёти придут “сверху” и всё за них сделают, то наша национальная катастрофа в самом ближайшем будущем неизбежна. Время, которое у нас есть, чтобы выправить положение, величина чрезвычайно малая. Но давайте вспомним: во все смутные и трагические времена Россия спасалась только самоорганизацией народа. Из своих глубин народ всегда выдвигал своих вождей и спасителей. И я убеждён, что и сегодня только народ, осознавший, что он стоит на краю гибели, а страна на грани национального небытия, способен, организовавшись, спасти и себя, и своих детей, и Российское государство. Для этого у нас есть и исторический опыт, и скрытые необъятные силы. И пока ещё есть время. Хотя, как говорится в таких случаях, начинать надо было уже вчера.
– Владимир Филиппович, если бы у Вас была возможность с телеэкрана обратиться ко всем педагогам и родителям России, что бы Вы им сказали?
– Дорогие родители! Вы несёте главную ответственность за жизнь, здоровье и будущее своих детей, а значит и за судьбу России. От вас, от вашей мудрости и воли, от вашей практической активности зависит, будут ли ваши дети жить полноценной творческой жизнью в сильной и независимой стране или же они будут влачить жалкое, ущербное существование больных и калек, закрепощённых телесно и духовно, зомбированных биороботов в нищей неоколонии. Пусть ваш родительский инстинкт подскажет вам ответ – пути и формы совместной с педагогами борьбы за спасение наших детей и нашей России.
Уважаемые учителя! Ваше призвание – самое высокое на Земле. Ваша профессия – самая ответственная из всех, существующих в обществе. Если вы не встанете всем миром на защиту детей и народного образования России от “реформаторов”-разрушителей и их марионеток в лице сегодняшнего начальствующего корпуса, то, сбудутся в отношении вас слова А.Блока: “Века, века вас будет проклинать больное позднее потомство!”. Заклинаю вас: исполните свой профессиональный, гражданский и человеческий долг! А мы всегда готовы помочь вам в этом.
Прецедент создан!
Я глубоко убеждён в том, что уникальные разработки лаборатории В.Ф.Базарного рано или поздно будут востребованы государством не только в России, но и в других странах, ибо беда коснулась всех, живущих в современной цивилизации. Уже сегодня доктору Базарному поступают предложения о сотрудничестве из Англии, Канады, Финляндии, Италии и ряда других государств, правительственные круги и общественность которых осознали всю трагичность ситуации со здоровьем детей и подростков. И всё-таки впервые их внедрение на государственном уровне начало осуществляться именно в России. И это знаменательно.
Происходит это в Республике Коми, где нашлась талантливая женщина-организатор, глубоко любящая детей и страдающая за них – Р.С.Ермакова. Где по инициативе Минобразования Коми (министр Н.А.Садовский) восемь лет назад приняли совместную с Минздравом межведомственную программу. А в феврале прошлого года руководство Республики Коми, оценив высокую эффективность семилетнего эксперимента, приняло решение о создании не имеющего аналогов в мировой практике механизма по выработке и проведению в жизнь такой государственной политики, когда данная проблема становится ключевой во взаимодействви власти и общества. Принята государственная межведомственная программа оздоровления населения Коми, согласно которой все образовательные учреждения поэтапно переходят на технологии В.Ф.Базарного.
При Главе Республики Коми создан Межведомственный координационный совет по формированию государственной политики здорового раскрепощённого развития детей и подростков Республики Коми. Советником Главы Республики Коми по вопросам реализации программы “Здоровое раскрепощённое развитие детей и подростков” назначен В.Ф.Базарный. Возглавил Межведомственный совет сам Глава республики Ю.А.Спиридонов. В Совет вошли министры и заместители министров образования, здравоохранения, культуры, экономики, финансов, по делам национальностей, военный комиссар Республики Коми, главный государственный санитарный врач, председатель Государственной телерадиокомпании “Коми гор”, главы администраций городов и районов, директора образовательных учреждений. По положению о Совете, утверждённом Главой республики, его целью является координация деятельности республиканских и местных органов власти, учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения и других структур и ведомств в решении проблемы здорового развития детей и подростков. Очень важным является положение о том, что решения Совета по вопросам, отнесённым к его ведению, являются обязательными для всех органов исполнительной власти Республики Коми, для всех учреждений науки, образования культуры и здравоохранения, а также для предприятий и организаций, заинтересованных в решении данной проблемы.
Решением Совета в городах и районах республики созданы городские и районные межведомственные координационные Советы при главах администраций, т.е. выстроена ответственная управленческая вертикаль для решению проблемы на всех уровнях государственной и местной власти. Тем самым руководство республики показало пример подлинно государственного подхода к решению судьбоносной для народа и страны проблемы.
Будем надеяться, что эта только первая ласточка, предвещающая приход педагогической весны, которая растопит лёд государственного равнодушия к судьбам возрастающих поколений России.
Библиография
1. Ломоносов М.В. О размножении и сохранении российского народа.// Избранные философские произведения. Москва, 1950.
2. Айзман Р.И. Диагноз: школьный шок. // Медицинская газета, № 68, 1991.
3. Базарный В.Ф. Синдром “низко склонённой головы” в генезе специфического конституционного “профиля” учащихся, механизм его развития, подходы к профилактике. // Бюллетень Сибирского отделения Академии Медицинских Наук СССР, № 4, 1986.
4. Базарный В.Ф. Зрение у детей: проблемы развития. Новосибирск, 1991.
5. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Сергиев Посад, 1995.
6. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. Сергиев Посад, 1995.
7. Базарный В.Ф. Программа экспресс-диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся. Сергиев Посад, 1995.
8. Базарный В.Ф. Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий. Сергиев Посад, 1996.
9. Базарный В.Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребёнка средствами художественно-образных экологически-”чистых” прописей. Сергиев Посад, 1996.
10. Базарный В.Ф. О механизме “расчеловечивания” человека в традиционной школьной среде. // Педагогический вестник, № 8, 1996.
11. Базарный В.Ф. Главная опасность для цивилизации.// Народное образование, №№ 9-10, 1998.
12. Гарбузов В.И. Нервные дети. Москва, 1991.
13. Гундаров И.А. Почему умирают в России и как нам выжить? Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы. Москва, 1995.
14. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. Москва, 1959.
15. Девочки и мальчики: стратегия развития.// Учительская газета, № 50, 1997; № 23-24, 1999.
16. Здоровье как фактор обеспечения национальной безопасности России. // Федеральное собрание – Парламент Российской Федерации. Комитет по охране здоровья Государственной.Думы. Аналитический вестник. Вып.12. Москва, 1997.
17. Коменский Я.А, Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. Москва, 1989.
18. Макарова Е. В начале было детство. Москва, 1990.
19. Монологи Базарного.// Учительская газета, № 36, 1996.
20. Пижурина И. Разный пол. Разный мозг… // Учительская газета, № 8, 1998.
21. Попова А.И. Укреплять здоровье. // Начальная школа, № 6, 1990.
22. Система Базарного. Отмена “крепостного права” в образовании. // Учительская газета, № 22, 1997.
23. Танутров Г. Система Базарного: поиск ради здоровья. // Народное образование, № 5, 1990.
24. Точка и угол зрения.// Медицинская газета, 28.02.1988 .
25. Прокопенко Л. Шизофрения наступает по всем фронтам. // Московский комсомолец, № 137, 1997.