Учительская газета о применении технологий Базарного в Земской гимназии
Если ребенок плохо учится, посмотрите, какое у него здоровье.
Сохраним в девочках целомудрие – будет у нас крепкая семья.
Сохраним в мальчиках мужество – будет крепкий народ.
Девиз Земской гимназии
Расчерченные на полу классики скучают по детским ножкам. Парты-конторки сдвинуты для ревизии: проверить, подновить, помыть к осени. Перья и чернила отдыхают. В трапезной светло и тихо. Картина XIX века? Нет. 2022 год. Подмосковная Балашиха. Каникулы в Земской гимназии.
В современном мире, где важны результат и достижение поставленной цели (а средства все хороши), особенно удивительна школа, ставящая перед собой задачу сохранения здоровья учащихся. Такая, как Земская гимназия в Балашихе. В гимназии уже много лет успешно применяются здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного, а программы основаны на теории развивающего обучения Л.В.Занкова, педагогов-новаторов И.П.Волкова, Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенковой, Б.П. и Л.А.Никитиных.
Солнечным летним утром в задремавшей на каникулах Земской гимназии мы говорили с директором Галиной Викторовной Кравченко, учителем английского языка Ольгой Александровной Ширшовой и учителем начальных классов Нелли Евгеньевной Ермаковой на непростые темы: физического и психологического здоровья детей, роли семьи и сложного пути учителя в современном мире.
Конторка, перьевая ручка и массажный коврик
Так сложилось, что за здоровьем мы идем в поликлинику, за знаниями – в школу, за воспитанием – в семью. Вот только ценности эти вообще-то взаимосвязаны и разделять их нельзя.
– «Если ребенок плохо учится, посмотрите, какое у него здоровье», – говорил Василий Александрович Сухомлинский. Данные Всемирной организации здравоохранения и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков России неутешительны: здоровых детей в России практически нет, может быть, 3-5% условно здоровые, – напоминает Галина Викторовна. – Сейчас стали много говорить о необходимости программы гармоничного развития ребенка. В нашей Земской гимназии такую программу мы реализуем с 1991 года.
Уже много лет Земская гимназия работает в союзе с Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков (Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России). Сотрудники института осуществляют внешний мониторинг, проводят совместные совещания ученых, врачей и учителей. И речь идет не об одном-двух выбранных классах. В программе задействованы все педагоги и на всех уроках – от начальной школы до учителей-предметников.
В гимназии следуют здоровьесберегающим технологиям Владимира Филипповича Базарного – ученого, врача, педагога. Владимир Филиппович доказывал, что «существующая в детских садах и школах система обучения направлена против природы ребенка, она опасна, она в итоге приведет к катастрофе и к тому, что появится больное поколение». К сожалению, прислушались к ученому единицы.
Галина Викторовна рассказывает:
– Методика Базарного основана на принципах, которые могут быть применены в любой школе. Прежде всего раздельно-параллельное обучение (или поло-личностное, как говорил Владимир Филиппович). В нашей гимназии раздельно-параллельные классы. Что случается, когда в одном классе одногодки – мальчики и девочки, которые на полтора, иногда на два года по физиологии опережают мальчиков? Это несомненный ущерб здоровью мальчиков. Просто потому, что срабатывает женская доминанта, и мальчики перенимают женскую манеру реагирования на сложности – эмоционально, часто со слезами. Когда мальчики учатся одни, сразу видно, насколько иначе они справляются с трудностями: включают логику, внимание, сосредоточенность. Сначала мы делали смешанные классы. И после года обучения было видно, что мальчики в смешанном классе даже ростом ниже, чем ровесники из раздельно-параллельных классов. Кроме того, наши ученики с 1-го по 11-й класс половину урока стоят, а половину – сидят (парты-конторки – наклонная парта, рассчитанная на одного ученика и предназначенная для работы стоя. Конторка регулируется под рост ребенка, ее можно трансформировать в парту. Парта-конторка разработана Владимиром Федоровичем Базарным. – Прим. авт.). В середине урока звенит звонок, вся гимназия делает зарядку. Если шесть уроков, значит, шесть раз зарядка, в том числе и тренировка на офтальмотренажерах. У каждого ребенка есть массажный коврик, во время урока ребенок стоит на нем – это профилактика плоскостопия. И еще с первого по шестой класс дети пишут перьевой ручкой. В гимназии обучение каллиграфии обязательно.
О том, что ученикам, особенно в начальной школе, не стоит писать шариковыми ручками, сейчас говорят многие. Но как же отказаться, если это удобно: ребенок может долго работать, не отвлекаясь. И не важно, что от такого беспрерывного письма напрягаются мышцы спины и живота, как следствие, снижается и интерес к учебе, появляются скованность и болезни. Владимир Филиппович Базарный доказывал, что процесс письма перьевой ручкой проходит в унисон с психофизической деятельностью школьника. В Земской гимназии к словам ученого прислушались.
Единство учителей и родителей
Первые земские школы в России появились в конце XIX века. Понятие «земство», то есть местное самоуправление, подразумевало, что такое учебное заведение создается по инициативе общества и предполагает как четко поставленную цель, так и общую ответственность.
В современной Земской гимназии тот же принцип: родители на равных с дирекцией школы участвуют в процессе обучения и воспитания. В частности, есть совет отцов, который формируется по принципу «три папы от каждого класса» и занимается организацией питания (никакой пиццы, шоколадок с сомнительным составом, в гимназии отдают предпочтение салату, фруктам и овощам), текущими бытовыми вопросами и организацией досуга (например, отрегулировали общий доступ на школьный стадион), помогает решать конфликты, ведь их никто не отменял даже здесь. Спортивный зал гимназии по воскресеньям отдан отцам и детям под программу «Вдвоем с папой», а в субботу есть «Семейная живопись» – родители и дети рисуют вместе.
Современные психологи часто говорят о неучастии мужчин в воспитании детей. Совет отцов в Земской гимназии – часть методики здоровьесбережения не только учащегося, но и всей семьи.
Возникает резонный вопрос: при таком внимании здоровью и воспитанию, наверное, страдает обучение? Но посудите сами: в этом году из 50 выпускников Земской гимназии 13 медалистов и 6 стобалльников. И этот результат достигнут точно не ценой здоровья.
Ситуация успеха
«Каждое утро, входя в класс, я начинаю урок с песни или непринужденной беседы, тем самым создавая атмосферу радости и успешности. Ведь результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения» – это слова Ольги Александровны Ширшовой из презентационного ролика на Всероссийском конкурсе «Учитель здоровья России»-2016. Ольга Александровна победитель в номинации «За творческий подход», ее уроки английского языка – это не только смена видов учебной деятельности – аудирование, говорение, чтение и письмо, но и постоянная смена физической активности, создание ситуаций, в которых ребенок чувствует себя нужным и важным. Такие уроки – часть реализации программы здоровьесбережения.
– На каждом уроке мы поем, а когда поем, мы двигаемся. С начальной школы я приучаю детей не отвечать с места, а выходить к конторке, рассказывать перед классом, смотреть в глаза. Такие простые, кажется, вещи, но они помогают создать ситуацию успеха. У меня есть своя система оценки, я раздаю карточки. Красная – пятерка, зеленая – четверка, синяя – тройка. И дети за эти карточки борются даже в 11-м классе.
Чтобы соединить свой предмет и здоровьесберегающие методики, Ольга Александровна придумывает задания, гармонично вписывает их в урок.
– Недавно мы со старшеклассниками смотрели фильм о вреде курения на русском языке. На доску я вынесла ключевую лексику. Дети после просмотра фильма писали сочинение уже на английском. В младших классах такой урок я провожу, например, на тему режима дня, – рассказывает педагог.
Просто любимое дело
Нелли Евгеньевна Ермакова учитель начальных классов. Она показывает папку по здоровьесбережению. В ней документы, фиксирующие работу учителя по разным направлениям: пространственная среда, образовательный процесс, двигательная активность (это не только зарядка с утра, но и обязательная зарядка для зрения, блоки двигательной активности на уроках и на переменах), физическая активность (работа с учителями физкультуры, направленная на развитие гибкости, выносливости, нейрозарядка), психологическое сопровождение и обучение здоровому образу жизни (не просто пятиминутки и классные часы. В Земской гимназии его проводят старшеклассники обычно в форме интерактива).
В каждом кабинете начальной школы есть фитомодуль: не на подоконниках, не за спинами детей, а на переднем плане, потому что зеленый цвет разгружает психологически, да и глаза могут отдохнуть. В начальных классах обязательно исследуют обувь: высота каблука, платформы, жесткий задник. Нелли Евгеньевна показывает список учеников, где отмечено, у кого обувь соответствует нормам здоровья.
– У нас во время урока ребенок может снять обувь и постоять на массажном коврике. Коврик находится под партой или сбоку висит. На перемене ребенок может ходить без обуви. Я вам больше скажу, я сама иногда хожу без обуви, – рассказывает учитель.
Знаете, сколько должен весить учебный ранец с книгами, который носит ученик младших классов? Два килограмма двести граммов. В начальных классах Земской гимназии обязательно взвешивают учебные комплекты, убеждают родителей покупать правильные ранцы – легкие и с эргономичной спинкой, а пособия по технологии, изо, краски и альбомы дети оставляют в классе.
– Но самое важное в вопросе здоровья – это движение, – говорит Нелли Евгеньевна. – Движение – это естественная среда для ребенка. Когда нет жесткого регламента – сидеть, принимать правильную позу и что-то четко выполнять, – обучение идет легче и продуктивнее. Более того, движение помогает решить многие проблемы. Например, сейчас очень много гиперактивных детей, добиться дисциплины порой сложно, но в движении даже эта проблема сглаживается, а потом и исчезает, ведь ребенку не надо сорок минут сидеть в ожидании «когда-когда?..». Часто дети говорят мне: «А что, урок уже закончился?» И это лучший комплимент для учителя.
Нелли Евгеньевна приводит много примеров, как учитель может включить движение в урок. Можно совсем не банально заниматься математикой: пусть каждый ребенок смастерит из бумаги часы (попутно пофантазировав, что еще можно сделать из круга), найдет себе партнера на 12, 6, 3 и 9 часов (конечно, в движении и даже под музыку), вместе с которыми потом сравнит решение примеров, будет искать и исправлять ошибки. Такие проверки знаний – в постоянном движении – идут без стресса.
– Хочешь, стоя, хочешь, сидя… У нас есть большой коврик в классе, хоть полулежа проверяй, – рассказывает учитель.
– Но ведь, наверное, для такой работы в классе должно быть мало детей, – уточняю я.
– Нет. У нас обычные классы. У меня 27 человек, у кого-то 30 и больше.
– Тогда, наверное, у вас большие кабинеты?
– Нет, стандартные. У нас же типовое здание школы.
– А как же вам удается детей собрать, организовать, за всеми уследить?
– Просто мы любим свою работу. Мы же учителя Земской гимназии.