Применение подвесной люльки
«Еще до «наката» технической цивилизации русские, украинцы, белорусы, чуваши, башкиры, татары, горцы, коми, чукчи, ханты, манси, нганасане, долгане (Крайний Север), хакасы и монголы (Центральная Азия), египтяне, марокканцы. эфиопы (Африка), китайцы, вьетнамцы, корейцы, камбоджийцы (Восточная Азия) и все другие народы на земле, воспитывали младенца в подвесной, качающейся люльке. Значит пребывание ребенка в грудничковом периоде в подвесной качающейся люльке несет в себе некую неосознанную нами сообразную природе ребенка выработанную тысячелетиями культуру его вочеловечивания» (В.Ф. Базарный «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса»).
Проблема рождения и воспитания здорового подрастающего поколения особенно актуальна в наше время. Большинство новорожденных конца 20 и начала 21 века травмированы в родах, и, по словам В.Ф. Базарного, имеют важнейшие жизненные показатели ниже, чем у детей, рожденных в блокадном Ленинграде. Причин этому много. Это и все ухудшающаяся экология, и социально-экономическое положение, и эпидемиологическая обстановка, и анатомические особенности современных женщин, и отсутствие должной просветительской и научной работы в данном вопросе т.д.
Изучение народных традиций сопровождения беременности и периода новорожденности – кладезь «новых» идей и «новых» возможностей для современного человека. Традиции народа, выработанные многими столетиями и проверенные многими поколениями наших предков, имеют этнографическую, культурную и социально-психологическую ценность и могут помочь нам в развитии и становлении здоровья детей. Мы постоянно обращаемся к «народной мудрости», интерпретируя ее как интуитивное угадывание народом, открытых позднее закономерностей.
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». Обращаясь к народным традициям, мы остановим внимание на традиционных приемах вынашивания, рождения ребенка и ухода за ним в послеродовой период.
У многих народов мира есть приспособления для того, чтобы вырастить здорового ребенка- это различного вида колыбели, качки, люльки, зыбки, эмки, бихики, названия разные, а суть одна – помещение новорожденного в подвесную, ритмично качающуюся колыбель, которая, по словам д.м.н. В.Ф. Базарного, обеспечивает «адаптацию к земным условиям гравитации». В процессе качания младенец в ритмическом режиме, испытывает своеобразные моменты невесомости (когда люлька достигает максимальной высоты и как бы на миг «замирает») и моменты наиболее высоких гравитационных сил (когда люлька проходит наиболее низшую к земле точку).
У русского и украинского народа существовали исторически сложившиеся традиции послеродового восстановительного периода ребенка. Одной из этих традиций является пеленание и помещение ребенка в колыбель, подвешенную на одной точке. Находясь в утробе матери, ребенок находится в движении, постоянно покачиваясь в околоплодных водах, чувствуя всем телом сердечные ритмы, перемещения мамы в пространстве. И поэтому помещение его в подвешенную на одной точке колыбель обеспечивает плавный переход их внутреннего мира в мир внешний. Некоторые свидетельства позволяют видеть в колыбели, первом земном доме ребенка, некое подобие материнской утробы – пеленание, неяркий свет, полог, для зыбки сделанный из сарафана матери, все это работало на запуск механизмов адаптации к внешнему миру. Показательно название одной из пеленок, сделанной в виде полотна с отверстием посередине для головы – перематка, которая являлась своего рода культурным эквивалентом матки. Продевая голову ребенка через перематку каждый день, мать проигрывала с ребенком процедуру родов, снимая негативные последствия эмоциональных переживаний ребенком прохождения по родовым путям. По существу выполнение всех ритуалов, связанных с родами и послеродовым периодом ребенка и матери, позволяло смягчить переход ребенка из утробы матери в культурное пространство человечества, а значит сохранить силы ребенка на развитие и сохранение здоровья.
У северных народностей Красноярского края долганов, эвенов и эвенков пеленок не существовало, но роль пеленки выполняли шкуры зверей. Дно колыбели выстилалось трухой старых деревьев, приготовленных заранее, летом, сверху укладывались хорошо выделанные шкуры оленя (камус), а под верхнюю часть тела ребенка укладывалась шкура песца или соболя, которая служила и простынею и одеялом для малыша. Древесная труха выполняла роль ортопедического матраса, кроме того, это прекрасный адсорбент, впитывающий все выделения ребенка, камус (хорошо выделанная шкура с оленьих ног) обладает водоотталкивающим эффектом и практически не намокает, все выделения ребенка скатываются с камуса в труху и под весом проваливаются в подставленную снизу чашу. Ребенку всегда тепло и сухо! Пеленание у северных народов заменяла двойная шнуровка, расходящаяся от центра к рукам и к ногам, которая при необходимости ухода за ребенком расшнуровывалась. Так что можно сказать, что первые памперсы придуманы именно северными народностями. Для развития слуха к люльке (эмке) с двух сторон прикреплялись колокольчики. Движения люльки, по данным к.м.н. Н.Ф. Казачковой, способствовали развитию зрения (остроты и глубинного зрения), что формирует раннюю ориентацию ребенка в пространстве. Уклад жизни северных народов требует развития мелкой моторики. Поэтому с рождения в руку ребенка вкладывалась, сделанная из кости мамонта, отполированная палочка, закрепленная на запястье. Эта развивающая игрушка делалась индивидуально, для каждого ребенка по размеру ладони, для противопоставления большого пальца другим и массажа десен при прорезывании зубов. По словам к.м.н Н.Ф. Казачковой, еще в 80 годы на севере Красноярского края она при сборе материалов к диссертационной работе встречала северные поселки с сохранившимися традициями.
В некоторых домах в районах Тувы можно и сейчас увидеть тувинскую национальную колыбель, хотя и с новшествами в конструкции. Очень популярен у тувинцев праздник «Первой колыбели», устраиваемый на третьи или седьмые сутки после рождения ребенка. До этого он безотлучно находится с матерью и спит в одной постели. Поскольку тувинские семьи, как правило, имеют больше одного ребенка, детей принято растить в одной и той же колыбели, которая переходит от старших детей к младшим. Тувинская колыбель по конструкции очень похожа на северную колыбель, только вместо древесной трухи, как впитывающего компонента, в ней использовались высушенные овечьи экскременты, дно люлечки выстилалось хорошо выделанной овечьей шкурой.
У всех народов Кавказа тоже были и есть детские колыбели. У чеченцев эта традиция сохраняется до сих пор. В Чечне используется детская люлька – «ага» со всеми принадлежностями: трубочка для стока мочи (обычно такая трубочка делалась из бедренной кости барана); буькатоьк» – горшочек для детской люльки, величиною с пол-литровую банку. Горская люлька очень удобна. Мать может, брать ее с собой в любое место – на полевые работы, в огород и т. д. Люлька легко перевозится на верховой лошади, машине. Другим видом люльки является висевшее обычно над спящими супругами обыкновенное прямоугольное корыто, схваченное с четырех сторон кожаными ремнями из сыромятины и подвешенное к железному клину, вбитому в потолок. Первое пеленание ребенка у чеченцев и по сей день является праздничным событием л семье. Съезжаются все родственники, как по линии матери, так и по линии отца ребенка с подарками. Малыша укладывали в люльку, подаренную бабушкой или же родственниками со стороны матери; чаще всего младенца укладывала в люльку свекровь с пожеланием, чтобы на люлька никогда в доме не пустовала. Данные традиции соблюдаются у чеченцев, проживающих в г. Красноярске.
У народов востока колыбель очень похожа на чеченскую (горскую) колыбель. Это «бешик» – традиционная восточная колыбель. В «бешике» проделано специальное отверстие, где устанавливается горшок, к которому от ребенка подводится специальная трубка. Это устройство заменяет младенцу туалет, в результате он остается сухим, а мать была освобождена от необходимости менять пеленки. По мнению многих родителей, «бешик» является идеальной постелью для ребенка. Ножки «бешика», устроенные как у кресла-качалки, позволяют матери быстро успокоить и усыпить ребенка. Бешик до сих пор активно используется в Узбекистане. Интересно, что татарская колыбель тоже называется «бешик», но имеет вид русской колыбели.
Эстетическое воспитание и речевое развитие ребенка начинается с ранних лет у всех народов. Первое, с чем осмысленно знакомится ребенок, – это голос матери. Колыбельные песни – это первые шаги приобщения ребенка к музыкальной культуре и художественному слову, вхождение его в культуру народа. В колыбельных был заложен глубинный смысл и обереговая функция, ведь слову над колыбелью придавали значение заклинания. По мере взросления ребенок, вращался среди взрослых, постоянно слыша ласковые слова. В русской семье – это были либо ласковые имена, либо нежные прилагательные, либо ласкательные существительные. В годовалом возрасте ребенок уже понимал простенький сюжет песни. Мать, зная это, выбирала колыбельную в зависимости от настроения малыша. Если он слишком весел, шумлив, она пела ему об Угомоне, Буке или сером волчке, которые придут и заберут его, но мама защитит своего дитя, если он постарается заснуть. Если ребенок был спокоен, тих, мать пела ему песенку, какой он хороший, любимый и каким он скоро станет большим, красивым, добрым. Отметим, что разработки психологов (Ж. Пиаже, Л.С. Выготского) в области изучения речевой деятельности рассматривают свойство повторности («эхолалии») как ведущее в развитии детей в первые годы жизни, поэтому повторяемость колыбельных песен и пестушек так важна для речевого и моторного развития ребенка.
С каждым годом в школы приходит все меньше и меньше детей с 1 группой здоровья, а здоровье закладывается во время беременности и в первые дни жизни ребенка. Поэтому, если существуют методы улучшения этого здоровья надо, к ним прибегать. Богатейший опыт народа необходимо рационально использовать. В современную педагогику надо активно привносить методы народной педагогики, простроенные с самого рождения ребенка:
⦁ использовать колыбели;
⦁ применять пеленки-перематки;
⦁ петь колыбельных песни, использовать пестушки, потешки;
⦁ рассказывать сказочки.
В нашем городе для этого многое делается, так с 1993 по 2017 год в городе выросло более 100 малышей, родители которых использовали колыбель (настоящую русскую колыбель, подвешенную на одной точке к потолку), пеленку перематку, пели детям колыбельные песни.
Возрождение народных традиций в воспитании детей можно несколькими способами:
⦁ через особо организованные занятия со
старшеклассниками (как будущими родителями);
⦁ с беременными женщинами и их семьями;
⦁ с населением через СМИ.
В своей работе мы использовали все вышеприведенные способы работы и возродили традицию по применению методов народной педагогики в воспитании детей.
В нашем Лицее №103 «Гармония» г. Железногорска, учится 20 детей разного возраста, выращенных с помощью методов народной педагогики. Мы попытались провести исследование отдаленного результата нашей работы с беременными женщинами и их семьями, при этом мы понимаем, что выборка в 20 человек не может дать статистически достоверный результат, он скорее имеет прикидочный предварительный характер. В своем исследовании мы проанализировали некоторые показатели развития детей и сравнили полученные данные с данными 20 (с 1 по 10 класс) детей такого же возраста, но выращенными без применения методов народной педагогики (контрольная и экспериментальная группы). Для сравнения контрольной и экспериментальной групп мы взяли метод анкетирования. Анкетирование проводили с родителями учащихся с целью исследовать:
⦁ сформированность зрительно-моторной координации;
⦁ развитие вестибулярного аппарата;
⦁ развитие речи;
⦁ качество детско-родительских отношений.
Проанализировав полученный материал, мы сделали следующие выводы:
1. сформированность зрительно-моторной координации, которая проявляется в детском возрасте отсутствием или малым количеством травм, у детей, выращенных с помощью методов народной педагогики, выше, чем у детей, выращенных традиционными методами (в обычной детской кроватке, без применения пеленки – перематки, без ощущения значимости и важности у родителей ребенка пения колыбельных песен, рассказывания сказок и игрой с сопровождением пестушек);
2. развитие вестибулярного аппарата, а как следствие этого – самочувствие в транспорте у детей, выращенных с помощью методов народной педагогики выше, чем у детей, выращенных традиционными методами;
3. использование народных методов для формирования речи ребенка благотворно сказывается и на развитии речи, так у детей, выращенных с помощью методов народной педагогики, речевое развитие выше, чем у детей, выращенных традиционными методами;
4. качество детско-родительских отношений у детей, выращенных с помощью методов народной педагогики лучше, чем у детей, выращенных традиционными методами.
Таким образом, по всем заданным нами показателям у детей экспериментальной группы выше качество здоровья и детства. Они более адаптивны, потому, что главное событие в их жизни (рождение) и последующая адаптация к новой среде прошла мягче, чем у детей, выращенных традиционным способом.
Зигмундом Фрейдом в начале прошлого века было замечено, что при проговаривании своих проблем пациентам становится легче, но столетия назад бабки повитухи делали то же самое, проигрывая со своими пациентами травму рождения с помощью пеленки-перематки и помещая после родов ребенка в колыбель. Хочется верить, что современная медицина и современная психология будут помнить о «народной мудрости», применять и развивать то рациональное, что досталось нам от наших предков, что дети, рожденные в России полноценно проживут детство, вырастут хорошими родителями, которые тоже будут качать детей в колыбелях, петь им колыбельные песни, рассказывать пестушки и сказки.
Связь поколений не прервется. Только при актуализации и формировании потребности в знаниях традиционной русской культуры, мы поможем не прервать связь поколений и сохранить народную педагогику как часть культурной жизни русского человека, а также здоровьесберегающей технологии. А в нашем Лицее выпускницы растят детей в колыбелях.