Работы учеников Базарного: влияние среды на остроту зрения
Влияние средовых условий на состояние остроты зрения и распространенность нарушений рефракции и аккомодации у некоторых групп коренного населения Восточной Сибири
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
ВЕНСЛОВЕНЕ НИНА ИВАНОВНА
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук
Научные руководители:
- доктор медицинские наук В. Ф. БАЗАРНЫЙ
- доктор медицинских наук, профессор В. И. ЛАЗАРЕНКО
Цель работы:
Изучить влияние средовых условий на состояние остроты зрения и распространенность нарушений рефракции и аккомодации у населения некоторых этнических групп Восточной Сибири.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту
1. У детей сельского населения некоторых этнических групп Восточной Сибири в дошкольном периоде отмечается значительный прирост высоких показателей остроты зрения (1,0 и выше). В школьные годы (10-14 лет) их прирост существенно ниже. В подростковом периоде (15-17 лет) выявляется снижение показателей высокой остроты зрения.
2. Режим ближнего зрения, высокая элементная насыщенность учебных текстов, традиционные технологии обучения детей малочисленных народностей Севера с преобладанием вербальной информации способствуют напряжению зрительного восприятия.
3. У обследованного населения некоторых этнических групп восточной Сибири показатели остроты зрения 1,0 и выше и распространенность миопической рефракции зависят от степени грамотности, характера труда, возрастных, половых, этнических и климатических различий.
Научная новизна
1. Впервые вскрыта важная роль пространства в обеспечении эффективности восприятия и переработки зрительной информации.
2. Впервые показано отрицательное влияние высокой информационной насыщенности текстового поля на зрительно-рабочую дистанцию.
3. Впервые показано явное преобладание образного восприятия над вербальным у детей коренных народностей Севера.
4. Получены новые данные о состоянии остроты зрения у малочисленных коренных народностей северных (эвенки, якуты) и южных (хакасы) регионов Восточной Сибири и у населения европейских национальностей (русские, белорусы, украинцы, немцы), проживающих в этих же регионах с выделением показателей остроты зрения в пределах выше 1,0.
5. Получены новые данные о характере, структуре и распространённости нарушений рефракции и аккомодации у жителей отдаленных сельских населенных пунктов Эвенкии. САХА-Якутки. Хакасии и южных районов Красноярского края (Краснотуранский район).
6. Установлено, что степень образования и характер труда оказывают существенное влияние на развитие высоких градаций остроты зрения и состояние рефракции.
7. При анализе показателей остроты зрения и миопической рефракции у изучаемых групп населения выявлена их зависимость от этнических особенностей популяции.
Практическая значимость работы
1. Получены данные о состоянии остроты зрения и распространённости нарушения рефракции и аккомодации у эвенков, якутов, xaкасов и европейского населения, проживающих в отдаленных населенных
пунктах сельского типа на Севере и Юге Восточной Сибири (Эвенкия, САХА-Якутия, Хакасия, Краснотуранский район на юге Красноярского края).
2. Результаты исследования могут быть использованы для разработки региональных стандартов остроты зрения и, возможно, помогут в планировании профилактических мероприятий в данных регионах.
3. Выявленные факты крайне неблагоприятного влияния высокой элементной плотности текстового поля на позу ребенка во время зрительной работы, роли пространства в обеспечении эффективности восприятия и переработки зрительной информации, преобладания образного восприятия над вербальным у детей коренных народностей Севера позволяет предложить меры профилактики нарушений со стороны зрительного анализатора во время обучения.
4. Выявлено, что для профилактики зрительных расстройств в результате обучения целесообразно создание новых школьных программ учебников и учебных пособий.
5. Разработаны:
– этно-адаптированная таблица для исследования остроты зрения у детей дошкольного возраста коренных народностей Севера,
– способ оценки продуктивности зрительной работы в режиме ближнего и дальнего, зрения,
– методика сравнительной оценки эффективности вербального и образного восприятия,
– способ оценки моторного, психогенного и вегетативного напряжения при работе с текстами разной плотности расположения знаков.
Выводы
1. У детей некоторых этнических групп коренного населения Восточной Сибири в дошкольном периоде отмечается значительные прирост высоких показателей остроты зрения. В возрасте 10-14 лет их прирост существенно ниже. В подростковом же периоде (15-17 лет) выявляется снижение высоких показателей остроты зрения, которые становятся ниже, чем в группе детей 6-9 лет.
2. Режим ближнего зрения, высокая элементная насыщенность текстов. традиционные технологии обучения детей малочисленных коренных народностей Севера, с преобладанием вербальной информации способствуют поддержанию напряжения зрительного восприятия.
3. У взрослых лиц коренного населения некоторых этнических групп Восточное Сибири, имеющих высокий уровень образования и занимающихся трудом, связанным с систематическим напряжением ближнего зрения, острота зрения 1,0 и выше встречается более чем в 2 раза реке по сравнению с группой малограмотных лиц, труд которых не связан с напряжением ближнего зрения (соответственно 16,0±1,6% и 42,0+1,8%).
У мужчин обследованных контингентов показатели остроты зрения в пределах нормы вдвое выше, чем у женщин (соответственно 40,6+1,52 И 20.4+1,12).
У населения северных районов показатели остроты зрения 1,0 и. выше существенно (Р<0,001) ниже, чем у жителей Юга (соответствен но 27.6±1.12 И 35.9±2.0Х).
Европейское население имеет более высокие показатели остроты зрения 1.0 и выше, чем малочисленное коренное население (соответственно 43,7+1,92 и 23.7+1,02). Наиболее низкие показатели остроты зрения 1,0 и выше выявлены у эвенкийского населения (18,4±1,5%).
4. Миопическая рефракция у лиц со средним и высший образованием. труд которых сопровождается напряжением ближнего зрения встречается более чей в 4 раза чаще, чем у малограмотных, работа которых не связана с напряжением ближнего зрения (соответственно 63,0+2.2% и 14,4±1.3%). У женщин данный показатель вдвое выше, чем у мужчин (соответственно 47,82 и 24,52). У малочисленного коренного населения миопическая рефракция встречается вдвое чаще, чем у европейского ( соответственно 43,8+l,2% и 21,5+1,6%). В северных районах эта аномалия рефракции выявляется чаще по сравнению с ихними (соответственно 42,67, ] 19.5%).
5. В близких этногенетических популяциях обследованного населения (хакасы и якуты, европеоиды на Севере к на Юге) показатели остроты зрения в пределах 1,0 и выше мало различаются несмотря на резко контрастные условия их проживания. В то же время, количество лиц с миопией среди европеоидов, живущих на Севере и на Юге, а также у якутов и xaкасов разное, несмотря на этногенетическую близость этих популяций. Это указывает на то, что на остроту зрения большее влияние оказывает этнические особенности, а на распространённость миопии – средовые особенности.
6. Предложенная нами этно-адаптированная таблица для исследования остроты зрения у детей дошкольного возраста малочисленных коренных народностей Севера повышает достоверность результатов и следования, облегчает и ускоряет процесс офтальмологического обследования за счет предъявления им рисунков знакомых предмете встречающихся в повседневной жизни.