Результаты научного исследования раздельно-параллельного обучения девочек и мальчиков
ВЫВОДЫ ПРОФЕССОРА Н.Н. КУИНДЖИ, РАМН
Профессор Наталья Николаевна Куинджи от имени НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН в 2000-х годах провела исследование детей учащихся в раздельных классах в школе № 760 г. Москвы. Итогом данной работы явилась её брошюра «ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ», Москва 2010. Ниже кратко процитированы некоторые итоги данного авторитетного исследования.
«Выполненные исследования позволяют выделить следующие медицинские и педагогические преимущества раздельного обучения и гендерного воспитания девочек:
― оно обладает здоровьесберегающим эффектом, который проявился к окончанию начальной школы в меньшей распространённостью среди школьниц девичьих классов функциональных отклонений в нервной, сердечно–сосудистой и пищеварительной системе организма по сравнению с частотой аналогичных отклонений у девочек той же школы, но из смешанных классов. Более того, среди школьниц девичьих классов распространённость регистрируемых функциональных нарушений здоровья в системах кровообращения, пищеварения, а так же случаев дефицита массы тела оказались меньше таковой в популяции их московских ровестниц из группы репрезентативных популяционных наблюдений НИИГиОЗДиП;
― острая заболеваемость у школьниц из девичьих классов на протяжении начальной школы была меньше, чем у их ровестниц, обучающихся вместе с мальчиками: индекс пропусков занятий по болезни у девочек гендерных классов снижался на протяжении начального обучения в 6 раз (с 4,8 до 0,8), в то время как у девочек из смешанных классов лишь в 2 раза (с5,1 до 2,3);
― гендерное воспитание проявлялось к завершению начальной школы достоверным снижением в девичьих классах робких и эмоционально неуравновешенных девочек, в то время как в смешанных классах число таких школьниц, напротив, нарастало.
Родители школьниц из девичьих классов отмечали появление у дочерей черт женского характера и поведения (29,7% ответов), усиление интереса к дому и семье (19% ответов).
Достоверное преимущества гендерного подход к обучению и воспитанию мальчиков в третьем классе проявилось в; меньшей частоте невротизации в процессе обучения; меньшей распространённости неблагоприятных реакций артериального давления на недельную нагрузку.
Подводя итог проведенного сравнительного анализа, следует констатировать, что гендерные подходы к обучению и воспитанию мальчиков в начальной школе уменьшает риски для нервно-психического здоровья мальчиков (во всех классах начальной школы показатели невротизации школьников в гендерном классе были достоверно ниже, чем среди традиционно обучающихся мальчиков.). Кроме этого гендерная индивидуализация обучения уменьшала его утомительность в первом классе и неблагоприятное влияние на дневную гемодинамик у учащихся в третьем классе.
Установлено однозначное положительное влияние данной педагогической инновации на функциональное состояние сердечно-осудистой системы, состояние эндокринно–обменных процессов и неспецифического иммунитета мальчиков гендерных классов. На это указывала меньшая, чем в обычных школах распространённость среди мальчиков гендерных классов функциональных отклонений в системах кровообращения (244% против 696%), эндокринно-обменной (146,1% против 467%), неспецифического иммунитета (48,8% против 174%)»
Автор отметила следующее обстоятельство. Гендерные классы для мальчиков в основном комплектовались из более неблагополучных по здоровью детей. Здесь и «деформация костей черепа вследствие родовой травмы», асфиксия (4―5 баллов по шкале Апгара), гипоксия, парез правого века», «кривошея», «бронхиальная астма и др.
Заключение автора: «Начальное обучение детей разного пола в раздельно-параллельных классах и с использованием гендерного подхода к их обучению и воспитанию является здоровьесберегающим для всех детей и щадящим для школьников с осложнённым анамнезом дошкольного детства;
― гендерное воспитание в образовательных учреждениях и его направленность на формирование у мальчиков и девочек принятых в обществе стереотипов мужского и женского поведения представляется актуальным вкладом в укрепление современной семьи и её роли в преодолении демографического кризиса;
― гендерное обучение является личностно–ориентированным в силу наличия среди девочек и мальчиков разного представительства тяготеющих к лево- и правополушарной стратегиям познавательной деятельности, что требует разных методов и подходов к их обучению».
Подготовлено для «Центра Распространения и Внедрения Здоровьесберегающих технологий»