В Европе нас понимают Поймут ли в России?
«Нас не очень жалуют в Европах», — в свое время справедливо заметил поэт. И вдруг в кои-то веки в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) России поручили сделать международный доклад, намеченный на октябрь 2005 года! Рабочее название — «Европейское образование и гармоничное развитие учащихся». Будущий докладчик член Совета Федерации, член Комитета по культуре, образованию и науке ПАСЕ Анатолий КОРОБЕЙНИКОВ ответил на вопросы журналиста Михаила БОНДАРЕВА..
– К сожалению, сегодня статистические данные говорят о неуклонно ухудшающемся состоянии здоровья детей в стране. Несмотря на принимаемые программы «оздоровления», среди выпускников школ здоровых молодых людей очень мало. К окончанию школы 50% подростков имеют ограничения даже в выборе профессии по состоянию здоровья. Эта проблема становится ахиллесовой пятой национальной безопасности России. Зрелость детей перед поступлением в школу в 90-е годы по сравнению с 80-ми годами снизилась в два раза. В то же время уровни учебной нагрузки в гимназиях и лицеях завышены в 8 раз. Уровни физической активности в 2-3 раза ниже минимально необходимых, что обусловливает снижение мышечной силы на 18% и емкости легких на 15%. — Как вы считаете, в чем причина столь катастрофического ухудшения здоровья детей? — Одна из них — чуждая природе ребенка организация учебного процесса.
Современная вербальная, формально-рассудочная школа, построенная на обездвиженности ребенка, включает против него не только учебные перегрузки, но и механизм разрушения здоровья, который игнорирует в учебном процессе активность тела и органов чувств, отдавая приоритет инструктивно-программирующим методам обучения. По данным лаборатории ведущего отечественного специалиста по здоровому развитию детей и подростков в системе образования профессора Владимира Базарного, только за трехлетний период начальной школы творческое воображение ребенка угасает в 2 раза, а образно-сюжетная целостность мироотражения — в 4 раза. А ведь данная характеристика есть как раз то, что делает нас людьми. От одного десятилетия к другому сами министры здравоохранения и образования СССР, а затем и РФ дружно заявляли о том, что именно процесс обучения является главным похитителем здоровья детей в школе. Заявлять заявляли, но никаких оздоровительных перемен в учебном процессе не происходило. Недавно Минздрав направил в регионы письмо «Об увеличении объемов профилактической помощи детям». Но главная помощь — исправление чуждого природе ребенка, неверно организованного учебного процесса — в нем отсутствует. В наших школах по-прежнему все, с чем соприкасается ребенок, не проходит серьезной санитарно-гигиенической, психолого-педагогической и медико-эргономической экспертизы. Учебный труд не имеет серьезного медицинского контроля.
К сожалению, самочувствие детей в учебном процессе, качество их не только физического, но и психического развития остаются вне критериев оценки эффективности деятельности школы. Но контроль самочувствия школьников — дело не только медиков, но и педагогов. Почему? Да потому, что система образования, как я уже говорил, игнорирует природные приемы постановки речи, почерка, чтения, на основе которых формируются духовно-психические способности. Все поставлено под контроль секундомеров. Разве это не прямая вина школы и органов образования? При чем здесь медицина, семья, улица, экология?!
«Реформы» и «инновации», осуществляемые в методической сфере без надлежащей физиолого-гигиенической экспертизы и медицинского сопровождения, — вина системы образования и школы. Как указано в официальном письме Министерства образования РФ от 22 февраля 1999 года, только спустя один учебный год у 60-70% первоклашек возникают нарушения в психическом здоровье! — Но ведь есть еще и социальные болезни — алкоголизм, наркомания. Они тоже не миновали школьников. — Причина злоупотребления любым зельем — морально-психологический дискомфорт человека. Поэтому и профилактику надо направлять на устранение именно этой причины. В результате научных исследований доказано, что внечувственный, чисто информационный интеллект отключен от самого главного, что делает нас людьми — чувственно-образной эмоциональной памяти, то есть души. По данным ряда исследований установлено, что 90-95% современных школьников погружаются в тоску одиночества, тревогу, эмоциональный холод, страх. Это толкает к употреблению наркотиков, делает детей способными на любые импульсивные аффекты. И как ни наращивай число сотрудников по борьбе с наркоманией, нужных результатов не добиться. — Что делает Совет Федерации для совершенствования законодательной базы? — В профильном Комитете Совета Федерации готовится закон «Об охране здоровья детей и подростков». Он затрагивает сугубо медицинские аспекты и потому не решит основных школьных проблем.
Вместе с председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым мы стали инициаторами законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об образовании» (в части приоритета здоровья учащихся). Закон должен повысить ответственность школы за непомерно высокую физиологическую себестоимость непроверенных учебных технологий. В школах и органах управления образованием должен осуществляться регулярный медико-педагогический мониторинг физических, психических и нравственных параметров каждого ребенка, своевременно оцениваться школьные формы патологии, затрагивающие осанку, болезни костно-мышечной системы, зрение, нервно-психическую сферу. Мы не говорим о глубокой диспансеризации. Речь идет о замерах сугубо школьных форм патологии, провести которые вполне по силам школьным психолого-педагогическим работникам, врачам и медсестрам. Поэтому и финансовых затрат для правительства этот закон почти не несет.
Еще раз подчеркну: новейшие исследования показали, что в основе плохого самочувствия и нездоровья школьников лежат не столько медицинские, сколько педагогические причины. Проблема настолько всепроникающая, что одного федерального закона недостаточно. Не исключено, что нужны новые статьи в Конституции России. — В чем вы видите выход из сложившейся ситуации и есть ли практические примеры положительного опыта здоровьесбережения в школах? — Во многих странах, и в России тоже, есть педагогические технологии, которые убедительно доказывают, что без врачебного вмешательства, только педагогическими средствами можно противостоять школьным формам патологии. Например, здоровьеразвивающие педагогические технологии профессора Владимира Базарного. Гигиеническая программа, разработанная под его руководством учеными Красноярского края, утверждена еще в 1989 году в качестве методических рекомендаций «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах». Данные методические рекомендации были приняты Минздравом России (по согласованию с Министерством образования) после десятилетней апробации здоровьеразвивающих педагогических технологий практически во всех республиках СССР и скрупулезной экспертизы результатов со стороны ведущих отечественных научных центров — Горьковского и Ивановского НИИ педиатрии, материнства и детства. Эта система весьма эффективна и дает прекрасные результаты. Но этот уникальный опыт игнорируется, хотя Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30 марта 1999 года) вменяется (ст. 28, п.2): «Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам».
На сегодняшний день педагогическая технология обучения детей в условиях активной сенсорно-развивающей среды является единственной в стране прошедшей данную экспертизу, что позволило Департаменту государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России еще в 2001 году выдать гигиеническое заключение, разрешающее использовать эту технологию. Таким образом, все остальное в нашей школе противозаконно. Здесь есть над чем задуматься руководителям образования всех уровней. — Какие пути решения проблемы видит европейское сообщество? — Проблема соотношения учебных методик и состояния здоровья школьников актуальна во всем мире. Причем многие положения моей заявки на доклад «Европейское образование и гармоничное развитие учащихся» взяты из статей разрабатываемого нами законопроекта. У европейцев они не вызывают возражений, а у нас сомневающихся тьма. Что я хочу предложить в своем докладе (в предварительном плане) странам Европы?
Национальным парламентам в каждой стране способствовать внедрению принципа: физическое, психическое и нравственное здоровье ребенка должно быть лучше по окончании учебно-воспитательного учреждения, чем до поступления в него.
Национальным правительствам сделать приоритетным формирование нравственной, психической и телесной зрелости личности школьника по сравнению с процессом получения им учебной информации.
Комитету министров Совета Европы провести открытый конкурс на разработку общеевропейской стратегической программы «Нравственное, психическое и физическое здоровье и развитие детей в системе дошкольного и школьного воспитания и обучения», на базе которой внести изменения в школьное европейское законодательство с целью организации учебного процесса на принципах природосообразности.
В заключение хочу сказать, что и мы не стоим на месте. Сегодня разрабатывается проект социально-экономического партнерства «Здоровье нации», который должен объединить усилия и возможности государственных, административных и общественных структур, промышленных предприятий, учреждений образования и науки на региональном и федеральном уровне. Разработчиком и координатором проекта выступает Некоммерческий Фонд поддержки образования и промышленности «Единство». Познакомиться с замыслом проекта можно на сайте www.fond-edinstvo.ru Всех заинтересованных лиц и организации приглашаем принять участие в этой работе.
Прошу всех, кто имеет научные разработки и реальный опыт здорового развития детей в учебно-познавательном процессе (в детском саду, школе, вузе) и хочет участвовать в работе над докладом, связаться со мной. Контактный телефон: (095) 292-75-45 (тел./факс), 986-67-58. E-mail: AAKorobeynikov@council.gov.ru
Проект доклада размещен на сайте Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Критика, замечания и предложения будут обязательно приняты к сведению.