БАКУ, 22 мая — Sputnik, Зарина Оруджалиева. Проект “Sağlam Təhsil” (“Здоровое образование”) расширяет охват школьников. Как сообщила Sputnik Азербайджан координатор социологического блока проекта “Sağlam Təhsil” Нигяр Шахгусейнбекова, в 2018-2019 учебном году будут созданы еще шесть подобных классов.
Отметим, что “Sağlam Təhsil” реализуется Центром национальных технологий совместно с министерством образования АР. Проект утвержден в 2013 году и уже со следующего года начал претворяться в реальность. В его рамках в младших классах 38 школ полностью пересмотрели подход к заботе о здоровье детей, изменив дизайн классов и процесс обучения.
Только в рамках проекта в учебных кабинетах “Sağlam Təhsil” установлена специальная мебель, состоящая из стоячих и сидячих парт, по стенам расположены тренажеры для физических занятий, а потолки классов разрисованы трафаретом в символы для выполнения специальных упражнений по зрению. В течение каждого урока дети дважды делают перерыв на 15 минут и меняются местами. Стоящие школьники садятся за парты, а сидящие становятся на ноги. При этом перерыв занимает не более трех минут, в течение которого дети должны выполнять несложные физические упражнения.
По словам Шахгусейнбековой, в настоящее время по этой системе в Баку обучаются 3,5 тысячи учащихся начальных классов. А в новом учебном году планируется открыть еще шесть подобных классов, некоторые — в Сумгайыте.
Координатор пояснила, что создание подобных кабинетов — дело достаточно дорогостоящее, ведь требуется полностью менять мебель, приобретать настенные тренажеры и другое снаряжение. Однако, по ее словам, игра стоит свеч.
Искривление позвоночника у детей
В ходе реализации проекта вот уже как четыре года за здоровьем детей следят врачи из Азербайджанского медицинского университета. Они проводили параллельные мониторинги как в классах “Sağlam Təhsil”, так и в классах с традиционным обучением детей. И результаты оказались вполне положительными: анализ итогов первого исследования показал, что если с 2014 года в традиционных классах нарушение осанки наблюдалось у 16,7% школьников, то в 2017 году этот показатель достиг 30,9%.
Напротив, в классах здорового образования нарушение осанки в 2014 году наблюдалось у 22,4% учащихся и до 2017 года это показатель остался неизменным. Что касается изменения числа школьников с нормальным зрением, то результаты показывают, что если в 2014 году в классах здорового образования таких учеников было 52,54%, то в 2017 году их количество возросло до 76,2%. Иными словами, среди обучающихся по современной методике детей с хорошим зрением стало примерно в полтора раза больше.
По словам координатора, полученные итоги высоко оценило руководство Азербайджанского медицинского университета, рекомендовавшее продолжить проект “Sağlam Təhsil” и в старших классах.
Родители требуют изменить отношение к обучению в регионах
Кроме того, то и дело в министерство образования Азербайджана обращаются граждане из регионов, чтобы расширить границы проекта и просят открыть подобные классы далеко за пределами столицы.
Сегодня “Sağlam Təhsil” стал азербайджанским брендом, хотя во время его разработки были использованы пять патентов российского ученого, профессора, врача и педагога Владимира Базарного. Похожие классы существуют в России, в том числе в Республике Коми, в Москве, а также в Украине, внедряется подобный подход к обучению школьников в Беларуси. Очень много похожих проектов реализуется в школах Франции, Америки.
Между тем, уделяя внимание здоровью, педагоги замечают положительные сдвиги и в развитии детей, и в их успеваемости. По данным Шахгусейнбековой, переключение внимания позволяет детям сохранять активность во время урока.
Чтобы ознакомиться поближе с проектом, корреспондент Sputnik Азербайджан отправилась в общеобразовательную школу номер 18, где на протяжении последних пяти лет действуют классы “Sağlam Təhsil”. Сразу же у входа журналиста встретила директор школы Рена Сулейманова. Она рассказала, что эта форма образования не загружает детей ни с физической, ни и с моральной точек зрения.
“То, что дети через 15 минут занятий меняют свою деятельность, позволяет им усвоить полученные знания и быть готовыми к принятию новой информации. В любом случае физические занятия, повороты головы, разминка для зрения делают их более активными и открытыми к обучению. Они обладают более открытым мышлением”, — заметила директор школы.
Сулейманова продемонстрировала специальные шкафчики, куда дети вешают свою одежду, прежде чем войдут в классы. Таким образом, как объяснила она, учащимся прививается любовь к порядку. Сулейманова разрешила зайти во второй класс русского сектора обучения, где в рамках проекта занимаются 24 ребенка. Как оказалось, при размещении школьников в обязательном порядке были соблюдены правила гендерного равенства.
Каждый родитель знает, что нельзя сравнивать детей, однако Сулейманова отмечает, что ей лично приходилось готовить отчеты по классу здорового образования, и по показателям школьных журналов она наглядно видела разницу в результатах обучения.
Пройдя в класс, нельзя не отметить, как уютно разработан дизайн. Подобранные по росту стоячие парты чередуются с одноместными сидячими. Таким образом, одноклассники меняются местами с друг другом. Как оказалось, дети тут настолько привыкли учиться стоя, что порой упрашивают друг друга постоять еще немного, но только не садиться на стул.
“Это даже удобно даже. Мне все говорят — садись-садись, а мне все равно хочется стоять. Я уже привыкла и могу постоять 20-30 минут. Через 15 минут мы меняемся. У нас звонят звонки. Один раз мы хлопаем, а потом делаем полоски (упражнения для зрения)”, — пояснила школьница Арзу Исмайлова, показывая на разноцветные трафареты на потолке.
В классе уже имеется свой рекорд. Мальчики могут подтягиваться по десять раз на турнике несмотря на свой юный возраст. И даже экспериментируют с разными акробатическими элементами. Классный руководитель Ульвия Гашимова уверена, что эти дети в старшем классе больше не смогут усидеть на месте и, наверное, станут проситься постоять на уроке, так как воспитаны по-иному.
Непринужденная обстановка не зажимает детей, как это порой происходит в обычных классах. Дети действительно учатся неплохо. Даже просматривая их тетради, можно сказать, что вертикальное положение никак не сказывается на почерке (на самом деле почерк в вертикальном положении тела улучшается – прим. ред).
Педагог призналась, что одна из ее учениц недавно требовала у родителей купить домой такую парту. Кстати, такие парты изготавливаются в Азербайджане. Для этого принимаются во внимание физические показатели учащихся, их рост, нагрузки и эргономика мебели, имеющей обтекаемые углы и края.
Но нельзя просто взять и установить эти парты в каждом классе. В соответствии с критериями проекта, классы должны отвечать гигиеническим стандартам. Например, элементарно в классе должны иметься умывальники, наличие определенной исходной площади на каждого школьника и другие условия. Однако, не все школы пока готовы принять классы “Sağlam Təhsil” ввиду отсутствия элементарного ремонта.