Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения биологии
Официальные статистические данные указывают на неумолимое сокращение доли здоровых детей. При этом «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, негативно влияющий на здоровье учащихся. В итоге, согласно заявлению Президента РАМН М. М, Давыдова, сделанное на объединённом заседании 6 академий, у нас больше нет здоровых выпускников школ. В этих условиях нездоровые от школы молодые родители могут оставить после себя ещё более слабо жизнеспособное потомство. В частности проф. Т. Каганова (2007) приводит нам крайне тревожные (если не жуткие) данные: «За последние 20 лет шквал диагнозов «перинатальная энцефалопатия» захлестнула педиатрическую службу. Из 10 детей до года на педиатрическом участке 8-9 имеют этот диагноз, по поводу чего детям назначается терапия, в т. ч. медикаментозная. Эпидемиологические исследования, проведенные в рамках программы мэрии С. Петербурга… свидетельствуют, что частота постановки диагноза «перинатальная энцефалопатия» достигает в некоторых поликлиниках 712 на 1000 детей до года» (“Медицинская газета” №2 от 26.09.2007).
Чтобы сохранить и развить здоровье ребёнку и, особенно в процессе обучения, нам необходимо пересмотреть многие устоявшиеся дидактические догмы. При этом мы должны помнить, что процесс формирования навыка здорового образа жизни должен быть длительным и систематическим и начинаться как можно раньше. Важным направлением в этом процессе является гигиеническое и экологическое воспитание учащихся, которые в совокупности сливаются в одну проблему – воспитание здорового человека. И что здесь особо важным является, так это не только передача знаний детям о здоровом образе жизни, но, что более важно, привитие им навыков практической реализации их в жизни.
Главными задачами педагога по формированию здоровьесберегающих знаний и умений средствами предмета «Биология» являются:
- выявление тем курса биологии, значимых для учащихся в рамках получения ценных знаний и умений для сохранения собственного здоровья;
- организация пропаганды здорового образа жизни среди учащихся;
- создание специальных здоровьесберегающих режимов (ЗСР) и технологий организации и проведения учебного процесса.
Важная составляющая часть программы сохранения и укрепления здоровья школьников является гигиеническое воспитание, проходящее сквозной нитью через весь курс анатомии и физиологии человека. Особое внимание необходимо уделить реальной профилактике в учебном процессе нарушений опорно-двигательной системы (нарушений осанки, развитию плоскостопия, гиподинамии). Здесь же гигиена здорового питания (калорийность и соотношения белков, жиров и углеводов; режим питания); личная гигиена мочеполовой системы. Особое внимание необходимо уделять профилактике венерических заболеваний и СПИДа за счёт нравственного воспитания.
Одной из важнейших проблем для нашего народа является профилактика алкоголизма, табакокурения и употребления ПАВ. В курсе биологии можно предложить примерные темы рефератов для учащихся по профилактике употребления ПАВ:
- Ядовитые растения и грибы, их влияние на организм человека.
- Наркотические вещества и их влияние на ЦНС.
- Дегенеративное воздействие на человека и будущее потомство употребления наркотиков, табака, алкоголя.
- Здоровые привычки – здоровый образ жизни.
- Вредные привычки и их преодоление.
Одним из важных здоровьесберегающих подходов в образовании детей является организация внеклассной работы школьников по биологии, ориентированной на пропаганду здорового образа жизни.
К таким мероприятиям могут относиться: подготовка цикла бесед младших школьников по данной тематике; выполнение проектов по анализу состояния здоровья школьников (Приложение1); выпуск и распространение среди учащихся и родителей буклетов, газет по пропаганде здорового образа жизни; выступления на классных часах; агитбригад и т.д.
Третьей составляющей процесса сбережения здоровья детей в школе является создание здоровьесберегающих режимов и технологий организации и проведения учебного процесса. К ним относятся:
- обеспечение личностно – ориентированного подхода в обучении;
- проведение урока на основе телесной вертикали и активной ориентировочно – поисковой телесно – моторной активности;
- динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся;
- учет школьной зрелости и индивидуальных учебно-познавательных способностей каждого ребёнка.
Реализация личностно-ориентированного подхода заключается в том, что современное образование должно быть нацелено на развитие личности каждого учащегося с учетом его пола, возраста, потребностей, интересов и способностей.
Основой проведения урока в режиме здоровьесбережения является поддержание постоянной двигательной активности учащихся непосредственно на академическом уроке, в т. ч. за счёт чередования физической и умственных нагрузок. С целью повышения эффективности работы ученика на уроке рекомендуются использование динамических пауз, физкультминуток, «психологических пауз» (программа предложена профессором В.Ф. Базарным).
Приложение 1
Методика оценки качества физического развития школьников
1. Мониторинг физического развития учащихся:
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие ребёнка. Физическое развитие осуществляется в единстве активности тела, наследственности и изменчивости среды. Физическое развитие оценивается по состоянию антропометрии и, в первую очередь, опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают, измерения длинны тела (роста), массы, окружности грудной клетки, а так же индексы соотношений различных параметров тела. Это позволяет дать оценку индивидуального и коллективного развития учащихся, соответствие уровня такого развития возрастным нормам.
2. Правила выполнения антропометрических измерений:
Измерения желательно производить в утренние часы в одни и те же месяцы года. Учащиеся работают в парах. Исследуемый находится без верхней одежды и обуви.
При измерении роста обследуемый должен стоять на платформе ростомера, выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Голова должна располагаться так, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились на одной вертикальной линии.
Окружность грудной клетки измеряется в состоянии покоя с помощью сантиметровой ленты. Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток при отведенных в сторону руках. Обследуемый опускает руки, и лента ложится под углы лопаток. Спереди она проходит по средне грудинной точке. Лента должна плотно прилегать к телу.
Масса тела определяется напольными весами.
3. Правила физиометрических исследований:
Физиометрия – определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют мышечную силу рук, становую силу (динамометрия), а также жизненную емкость легких (ЖЕЛ).
Для оценки мышечной силы рук используется ручной динамометр. Можно воспользоваться динамометром, который имеется в кабинете физкультуры школы. Мышечная сила характеризует степень развития мускулатуры. Обследуемый стоит прямо, отводит руку вперед и в сторону и, обхватив динамометр кистью, максимально сжимает его. Никаких дополнительных движений в плечевом и локтевом суставах при этом допускать не следует. Производят 2-3 измерения, записывают наибольший показатель, отсчет ведут по шкале в килограммах.
Жизненная емкость легких является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц. Измеряется она с помощью водяного или воздушного спирометра. Спирометр должен быть в оборудовании медицинского кабинета биологии. Перед исследованием предлагается сделать максимальный вдох и медленно выдохнуть в трубку воздух. Исследования проводят 2-3 раза, и фиксируется наибольший результат в литрах или миллилитрах. Точность измерения 50 – 100 мл. Мундштук после каждого обследуемого следует дезинфицировать в растворе перекиси водорода.
Для оценки и характеристики физического развития, различных возрастно-половых групп учащихся класса (школы) сгруппируйте показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки, с указанием количества наблюдаемых мальчиков и девочек. Подведите итог по классу, не забудьте указать возраст учащихся, месяц и год обследования.
При наличии приборов: спирометра и динамометра определите показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и мышечной силы левой и правой кисти.
Для оценки физического развития известен ряд методов. В последние годы широко используется центильный метод, метод нахождения индекса Кетле (весоростового показателя) и индекса гармоничности морфологического развития.
Для определения весоростового показателя, который характеризует соотношение веса и роста, необходимо вес (в кг) разделить на квадрат (в м).
Должная величина индекса Кетле составляет:
-для детей 6-8 лет обоего пола-16 единиц,
-для детей 9-10 лет обоего пола-17 ед.,
-для детей 11 лет обоего пола-18 ед.,
-для детей 12 лет обоего пола-19 ед.,
-для детей 13-16 лет мальчики- 20 ед.,
-для детей 17 лет мальчики-21 ед.,
-для детей 13-14 лет девочки-20 ед.,
-для детей 15-17 лет девочки-21 ед.
Пример, мальчик Алеша, 9 лет, рост 135 см, масса 31 кг.
Рост = 135 см = 1,35 м; рост 2= 1,35×1,35= 1,8 м2.
Индекс Кетле = 31/1.8 = 17
Таким образом, обследуемый мальчик развит гармонично, масса его тела соответствует росту.
Верхняя граница нормы, т.е. величина, с которой вес считается избыточным, определяется путем прибавления к должной величине 2-х единиц, что составляет примерно 10% от приведенных возрастно-половых норм. Так, избыток массы тела для 6-летних детей начинается с 8 (16 + 2), для 9-10-летних – с 19 (17 + 2) и т.д.
Снижение индекса на 2 единицы свидетельствует о дефиците массы тела.
Метод ИГМР – индекса гармоничности морфологического развития позволяет определить конституцию ребенка. Конституция – совокупность индивидуальных, относительно устойчивых морфологических и функциональных (в том числе и психических) особенностей человека. Конституция в значительной мере определяется наследственными свойствами (генотипом). Но в ее формировании заметную роль играют и внешние факторы. При закрепощении тела, либо при отсутствии надлежащих условий происходит задержка в росте и развитии (ретардация). Если же существующие условия не адекватно стимулируют реализацию рост организма, то это ведёт к акселерации. Систематические антропометрические измерения позволяют своевременно выявить нарушения физического развития (отставания в росте, отсутствие прибавки в весе), которые либо являются ранними признаками заболеваний, либо свидетельствуют о нарушениях в режиме жизни. Каждому человеку соответствует его индивидуальный тип конституции.
ИГМР рассчитывают по формуле:
ИГМР = (L-P)×L/K×2T
L-длина тела (см)
Р- масса тела(кг)
Т- окружность грудной клетки
К- коэффициент развития, который находится по таблице
Табл. 1. Коэффициенты развития детей школьного возраста (К)
Коэффициент развития девочек | Коэффициент развития мальчиков | |
---|---|---|
7 | 1,038 | 1,017 |
8 | 1,06 | 1,045 |
9 | 1,093 | 1,076 |
10 | 1,117 | 1,094 |
11 | 1,15 | 1,139 |
12 | 1,145 | 1,138 |
13 | 1,121 | 1,146 |
14 | 1,091 | 1,158 |
15 | 1,067 | 1,139 |
16 | 1,036 | 1,134 |
17 | 0,992 | 1,106 |
Показатель ИГМР снижается с увеличением массы тела и окружности грудной клетки и повышается с увеличением длины тела.
На основании предложенных методик и результатов антропометрических измерений можно дать индивидуальную оценку физического развития и оценить физическое развитие учащихся класса школы.
Интегрированное занятие по физической культуре и биологии
Моисеева С.В. учитель МОУ Бармановская ООШ Любимского МР
Тема: Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения
Цель: показать, что для успешного развития опорно-двигательной системы необходима физическая тренировка; дать сведения о правильной осанке, о предупреждении искривления позвоночника и плоскостопия.
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
---|---|---|
1. Организационный момент | Введение в тему. | Слушают. Осуществляют целеполагание. |
Приложение 1. | ||
2. Повторение и актуализация опорных знаний | Организует фронтальную беседу. | Отвечают на вопросы. |
Приложение 2. | ||
3. Изучение нового материала | Организует выполнение практических заданий (№1,2,3). | Отвечают на вопросы, выполняют задания. Делают выводы. |
Приложение 3. | ||
4. Закрепление изученного материала | Организует выполнение тестовой работы. | Выполняют тестовую работу. |
Приложение 4. | ||
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание | Оценивает деятельность учащихся на уроке. Проводит рефлексию. Объясняет домашнее задание. | Делают самооценку своей работы. Высказывают мнение об урке. Записывают домашнее задание. |
Приложение 5. |
Учитель биологии:
А вы знаете, что означает слово – человек? Чело – лоб, лицо, век – столетие. Посмотрите, само слово человек говорит о том, что мы должны жить долго. А продолжительность жизни, в основном, зависит от нас самих. Наш урок, так или иначе, связан со здоровьем человека, – самым большим богатством. Его не купишь ни за какие деньги. Вы слышали такую пословицу: теряется здоровье пудами, а восстанавливается граммами.
Учитель физкультуры:
Чтобы стать сильным, ловким, выносливым, всем необходимо заниматься физическим трудом, физической культурой. 2500 лет тому назад на громадной скале в Элладе были высечены слова:
Хочешь быть сильным – бегай!
Хочешь быть красивым – бегай!
Хочешь быть умным – бегай!
Учитель биологии:
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(обучающиеся предполагают тему занятия)
Тема нашего урока – Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения.
А какие цели вы можете поставить?
(обучающиеся осуществляют целеполагание)
Учитель биологии:
Мышцы являются активным элементом опорно-двигательного аппарата. Общее число мышц около 600.
-каково строение мышцы?
(Мышца состоит из пучков поперечно-полосатых мышечных волокон, связанных соединительной тканью из пучков первого порядка. Они объединяются в пучки второго порядка и т. д. Все пучки окружены соединительнотканной оболочкой. Сухожилием мышца прикрепляется к кости.)
-что происходит с мышцей во время сокращения?
(Мышца с помощью сухожилия тянет за собой кость, которая выполняет роль рычага.)
-сколько мышц принимает участие в каждом движении?
(Несколько)
-как называются мышцы, действующие совместно в одном направлении?
(Синергисты)
-как называются мышцы, совершающие противоположно направленные движения?
(Антагонисты)
-как различают мышцы по характеру выполняемых движений?
(Мышцы – сгибатели и мышцы – разгибатели, приводящие и отводящие, вращающие и т. д.)
Учитель биологии:
– Что способствует формированию скелета?
(Занятие физической культурой, спортом, трудом)
В местах, где прикрепляются сухожилия мышц, образуются костные шероховатости, бугры, гребни. Чем сильнее мышца, тем сложнее и выраженнее костный рельеф в месте её прикрепления к кости. Убедиться в этом вам поможет следующее задание:
Задание №1
По бугристости затылочных костей черепа млекопитающего животного и черепа человека определите, у кого больше развиты шейные мышцы.
(Работа выполняется в группах по 3-4 человека. В черепе млекопитающего учащиеся находят гребень затылочной кости, к которому прикрепляются мышцы шеи)
-Какой вы вывод сделали из этой работы?
(Благодаря гребню увеличивается поверхность соприкосновения кости с сухожилием мышцы. Чем больше эта поверхность, тем прочнее мышца связана с костью. У человека мышцы шеи слабее. Это связано с прямохождением).
Но как бы не тренировался человек, гребень на затылочных костях у него образовываться не будет. Так как это не является видовым признаком человека. Но под влиянием тренировки шейных мышц, бугристость затылочной кости может усилиться.
-Занимаясь катанием на лыжах, игрой в теннис или чем-то другим, только ли опорно-двигательную систему вы упражняете?
(В работу включаются нервные центры, регулирующие работу мышц, а также дыхательная, сердечно-сосудистая системы)
– Как это можно доказать?
(учащиеся предполагают, какой опыт можно провести)
Задание №2
Используя резиновый мячик, докажите, что к работающему органу поступает больше крови.
(Работа в парах или в группах. В течении 1 минуты сжимают мячик кистью одной руки, другая рука в покое. Ребята делают вывод, почему ладонь работающей руки стала красной)
Учитель подводит ребят к общему выводу:
Таким образом, чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становятся кости скелета и улучшается работа других систем органов.
Учитель физкультуры:
Организм человека поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, в том числе и мышцами спины. Чтобы удерживать тело в вертикальном положении, мышцам-разгибателям приходится противостоять не только силе мышц-сгибателей, но и силе тяжести.
-Какие признаки хорошей осанки вы знаете?
(Прямая спина, расправленные плечи, развёрнутая грудь, поднятая голова)
-Почему важна правильная осанка?
(Она необходима для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов)
Правильная осанка не возникает сама по себе, её необходимо формировать с раннего детства за счёт укоренения прямостояния и прямохождения. Дефекты осанки легче всего возникают в этот же период. И чаще всего эти дефекты возникают в условиях приучения ребёнка к сидению (педагогической усидчивости), на основе которого, в частности, строится традиционный учебный процесс.
-Назовите причины появления неправильной осанки?
(систематическое сидение, неправильная посадка за столом, ношение тяжестей в одной руке)
-Как правильно сидеть за столом и носить тяжести?
(тело держать прямо, предплечья свободно лежат на столе, ноги согнуты, ступни опираются на пол. Тяжести носить в двух руках, книги в ранце (рюкзаке))
Сейчас, используя несложный тест, определите, есть ли у вас нарушение осанки – лордоз.
Задание №3
Выявить нарушение осанки.
Встаньте спиной к стене так, чтобы затылок, лопатки и пятки прикасались к ней. Между поясницей и стеной должна проходить ладонь. Если проходит кулак, осанка нарушена.
(Учащиеся выявляют нарушения осанки. Делают выводы. Учитель физкультуры рекомендует упражнения для поддержания правильной осанки, а так же, с учётом новых САН ПиН 2.4.2.2821 – 10, работать за конторкой в режиме динамических поз.
Другим дефектом развития опорно-двигательной системы, является плоскостопие. Оно заключается в понижении свода стопы, что в результате перенапряжения мускулов приводит к сильным болям в ступнях, лодыжках и голенях, а так же изменения походки)
-Знаете ли вы причины плоскостопия?
(Ношение тесной, неудобной обуви, туфлей на высоком каблуке, ослабление связочного аппарата из – за снятия на него динамических нагрузок при систематическом сидении на уроках, ожирение)
-Как предотвратить плоскостопие?
(Носить обувь с задником и со шнуровкой, с эластично гнущейся подошвой и на каблуке; следить за правильной походкой; заниматься за конторкой в режиме динамических поз)
Определить есть ли у вас плоскостопие вы сможете дома, выполнив задание из учебника биологии.
Учитель рекомендует упражнения при плоскостопии.
Выберите один правильный ответ:
- Энергия необходимая для работы мышц, освобождается в процессе:
А – биосинтеза
Б – пищеварения
В – распада органических веществ
Г – газообмена
- Источником энергии, необходимой для движения, являются:
А – органические вещества
Б – минеральные вещества
В – вода
Г – витамины
- Кости образованы:
А – только межклеточным веществом
Б – эпителиальной тканью
В – соединительной тканью
Г – разными тканями
- Гиподинамия – это:
А – активный образ жизни
Б – пониженная подвижность
В – нарушение осанки
Г – повышение работоспособности
- Поперечнополосатая мышечная ткань:
А – расположена во всех внутренних органах
Б – образует скелетные мышцы
В – образует стенки кровеносных сосудов
Г – выстилает носовые полости
- Скелетные мышцы:
А – иннервируются вегетативной нервной системой
Б – иннервируются соматической нервной системой
В – осуществляют непроизвольные движения
Г – сокращаются под влиянием симпатического отдела
- Правильная осанка:
А – возникает сама по себе
Б – передается по наследству
В – формируется с раннего детства за счёт укоренения прямостояния и прямохождения.
- Тренировка благотворно действует:
А – только на сами мышцы
Б – только на кости
В – на весь организм
Г – только на сердце
Выполните домашнее задание по выбору:
- Сделайте презентацию или доклад на тему: «Значение физической культуры и спорта в жизни человека»
- Определите, есть ли у вас плоскостопие. Включите корригирующие упражнения в утреннюю гимнастику.
- Включите упражнения для поддержания правильной осанки в утреннюю гимнастику.
- Используя дополнительную литературу, разработайте анкету «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?»
- Выясните, что такое гиподинамия и как она влияет на здоровье.
- Занимаясь утренней зарядкой, проведите наблюдения: измерьте толщину вытянутой руки в самом широком месте плеча и выпрямленной ноги в самом широком месте голени. Повторяйте такие измерения каждый месяц. Данные заносите в таблицу. Сделайте вывод.
Влияние физических упражнений на толщину мышц.
Дата |
Окружность плеча (в мм) |
Окружность голени (в мм) |
|
|
|
Литература:
- Попова А. И. Укреплять здоровье.//Начальная школа № 6. М:1990.
- Программа коррекционного курса развития зрительного восприятия в начальных классах школ с нарушением зрения. М: 1995.
- Сапожникова Г. М. Динамика работоспособности младших школьников в течение учебного дня. // Гигиена и санитария. 1980. №2.
- Современная школа и здоровье детей. //Материалы круглого стола. М: 2002.
- Степанова М. И., Сазанюк З.И. Здоровье и образование. СПб:1995.
- Сохранение и укрепление здоровья школьников через формирование мотивации здорового образа жизни. Администрация Ярославской области. Департамент образования. Ярославль: 2005.
Немцева Т.В., старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин; Моисеева С.В., старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин; ГОУ ЯО ИРО, г. Ярославль.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012