Вопросы здоровьесбережения школьников при обучении химии
С внедрением стандартов второго поколения главной задачей современной школы становится раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Но не мене важной задачей каждого школьного коллектива является охрана и сохранение здоровья, мотивация участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, так как современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который умеет не только думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, но и обладает хорошим здоровьем.
Для сохранения и укрепления здоровья школьников учитель химии может и должен использовать следующие возможности:
- Неукоснительное соблюдение требований нормативных документов по организации и оснащению деятельности обучающихся в кабинете химии. Это означает, что:
- все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя;
- объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту и полу обучающихся;
- при организации учебного процесса должны быть созданы условия для профилактики любого утомления и дидактогенных стрессов ребёнка, а так же привитие каждому ребенку чувство ответственности за свое здоровье.
- Использование в практике обучения и воспитания школьников здоровьесберегающих технологий, в первую очередь, технологии дифференцированного (в т. ч. гендерного подхода) в воспитании и обучении мальчиков и девочек.
Дифференциация обучения в настоящее время является неотъемлемой стороной образовательного процесса. Такой подход как раз и есть способ практической реализации отечественной концепции личностно-ориентированного строительства учебного процесса. Ценность дифференциации и для личности, и для общества, и для отдельных социальных групп признается большинством исследователей.
Дифференциация позволяет удовлетворить образовательные потребности детей, имеющих различные склонности, интересы, способности к изучению различных предметов.
Дифференцированное обучение способствует раскрытию и развитию способностей каждого ученика, стимулирует процессы самопознания и самоопределения личности, предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся и построение учебного процесса в соответствии с этими особенностями. Тем самым создается психологически комфортная обстановка на уроке, возникают ситуации успеха ученика, что способствует укреплению здоровья и повышению мотивации учения.
В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних учеников усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные интересы или способности к изучению этого предмета. В данной ситуации учителю важно учитывать как познавательные интересы учеников, так и индивидуальный темп их развития.
Традиционные формы работы не дают должных результатов, не эффективны, так как работа на уроках ориентирована в основном на среднего ученика, талантливые дети не развиваются, а слабые ученики практически выпадают из процесса обучения: присутствуя на уроке, они никак не участвуют в нем. Дополнительные занятия с такими обучающимися увеличивают учебную нагрузку на них, вызывают у них неприязнь к предмету, возникновение конфликтных ситуаций и, как следствие, ухудшение их здоровья.
При осуществлении дифференцированного подхода в обучении учителю необходимо подготовить учебный материал в соответствии со способностями и возможностями обучающихся, отобрать, а при необходимости разработать, разноуровневые задания для работы на уроке и дома, для проведения текущего и тематического контроля.
Пример разноуровневых заданий по теме «Химические реакции: Типы химических реакций», 8 класс:
Для «слабых» учеников: Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций, укажите их тип:
HgO → Hg + O2
Ca + HCl → CaCl2 + H2
Al + S → Al2S3
Для «средних» учеников: Замените знаки вопроса в предложенных схемах химических реакций формулами соответствующих веществ, расставьте коэффициенты и укажите типы реакций:
NH3 → ? + H2
P + ? → P2O5
CuCl2 + Al → AlCl3 + ?
Для «сильных» учеников: Составьте уравнения реакций согласно схеме превращений, укажите их тип:
Fe ← Fe2O3 → X → Fe(OH)3
- Реализация внутрипредметных и межпредметных связей, в первую очередь, с биологией и экологией.
С техническим развитием общества сложность материала, изучаемого в школе, возрастает, увеличивается объем информации. Например, действующие программы по физике, химии, биологии предлагают за время обучения в школе усвоение учащимися более тысячи понятий, которые в силу технического информационного «предметоцентризма» нашего образования выступают как разрозненные элементы знаний.
Любой учитель, строго оценивая содержание своего предмета, может увидеть, что такое «рафинированное» преподавание нередко ущербно, недостаточно эффективно. Но как интегрировать и синхронизировать обучение по двум, трем предметам, если по пересекающимся темам они значительно «разведены» во времени? Для этого необходимо осуществить отбор материалов, то есть определить те темы химии, которые тесно переплетаются с темами из курсов других предметов, и в рамках каждой из выбранных тем запланировать проведение интегрированных уроков.
В программе многих школьных дисциплин немало совпадающих тем, общих проблем и вопросов, на разных уроках нередко изучаются одни и те же процессы и явления, но они рассматриваются с разных позиций – все это « заявки» на интеграцию хотя бы по отдельным темам.
Одна из главных задач в процессе обучения химии – это формирование в сознании обучающихся комплексного представления о научно – предметной и целостной картине мира и обучение их способам применения приобретенных знаний в практической жизни. Достичь этого можно только в том случае, если учитель и ученик совместными усилиями пытаются разгадать загадки не отдельных наук физики, химии, биологии и других, а окружающего мира в целом. Только интегрированные знания всех наук могут привести к ожидаемому результату: осознанию потребностей в получении знаний, переносу теоретических знаний в практическую деятельность и их использованию в нестандартных ситуациях.
- Создание банка дидактических материалов на тему охраны и сохранения здоровья.
Все задания, упражнения и задачи банка должны быть основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы учитель постоянно заботился о сообразных моторной и эмоциональной природе ребёнка формах и режимах построения учебного процесса, а так же обучающиеся твёрдо знали как ценить, беречь и укреплять свое здоровье. В ходе выполнения заданий школьники должны узнать много новых фактов, суметь взглянуть на многие жизненные процессы сквозь призму «химии жизни».
К созданию банка полезно привлекать обучающихся. Ребята с удовольствием составляют задачи, находят много интересных фактов, предлагают свои способы решения, приходят к пониманию теоретического материала, который ранее вызывал у них затруднения.
Примеры задач:
На основные понятия и законы химии:
Задача 1. Медь участвует в синтезе гемоглобина и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови. Определите, в каком количестве вещества меди содержится 31• 10²³ атомов.
Ответ вам подскажет суточную потребность организма в меди (в миллиграммах).
Решение:
n (Cu) = 31• 10²³ / 6,02 • 10²³ = 5 (моль).
Ответ: суточная потребность организма в меди 5 мг.
Задача 2. Какое количество вещества составляет углекислый газ, занимающий объем 134,4 л. Вычислив, вы узнаете, сколько минут жизни забирает одна выкуренная сигарета.
Решение:
Vm (CO2) = 22,4 моль/л;
n (CO2) = 134,4 / 22,4 = 6 (моль).
Ответ: Одна выкуренная сигарета отнимает 6 мин. жизни.
На растворы:
Задача 1. Глюкозу в медицине используют в виде растворов различной концентрации, которые служат источником жидкости и питательного материала, а также способствуют обезвреживанию и выведению ядов из организма. Рассчитайте, в какой массе раствора глюкозы с массовой долей 5 % следует растворить 120 г ее, чтобы получить раствор с массовой долей глюкозы 8 %.
Решение:
Пусть масса 5% раствора – х, тогда
0,05х + 120 = 0,08х + 120 · 0,08
110,4 = 0,03х
х = 3680
Ответ: необходимо 3680 г 5% раствора.
На вычисления по уравнению химической реакции:
Задача 1. Для рентгеновского исследования желудка больному дают выпить суспензию сульфата бария. Почему используют именно сульфат, а не хлорид? Как можно получить сульфат бария, используя серную кислоту? Какую массу 49% серной кислоты нужно взять для получения 100 г сульфата бария?
Решение:
H2SO4 + BaCl2 = 2НCl + BaSO4↓
n (BaSO4) = 100/233 = 0,429 (моль)
n (H2SO4) = 0, 429 моль по уравнению.
M (H2SO4 ) = 0,429 • 98 = 42 (г)
m р-ра (H2SO4) = 42 • 0,49 = 20,6 (г)
Ответ: Хлорид бария – растворимая соль, в растворе она будет находится в виде ионов, а сульфат бария – в виде суспензии , которую возможно «уловить» рентгеновским аппаратом;
m р-ра (H2SO4) = 20,6 (г).
- Введение вопросов здоровьесбережения и профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних в содержание учебного материала.
В окружающей среде есть много факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека. Это и загрязнение окружающей среды (физическое, химическое, биологическое), и возрастание числа стрессовых ситуаций, и распространение вредных привычек (курения, употребления алкоголя и наркотических веществ), и гиподинамия.
Задача учителя – как можно раньше начать знакомить школьников с последствиями нежелательных явлений, причем делать это надо не в отрыве от предмета, а планомерно, из урока в урок на протяжении всех лет обучения химии. Возможный вариант включения вопросов здоровьесбережения и профилактики аддиктивного поведения в темы школьного курса химии приведен в таблице 1.
Таблица 1. Вопросы здоровьесбережения и профилактики аддиктивного поведения в школьном курсе химии
№№ | Тема в соответствии с рабочей программой | Вопросы здоровьесбережения и профилактики аддиктивного поведения |
---|---|---|
8 класс | ||
1 | Введение: Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Роль химии в жизни человека. | Возможность одного и того же вещества оказывать как благотворное, так и отрицательное действие на организм человека (на примере хлорида натрия (поваренной соли), этанола (этилового спирта), диэтилового эфира и т.д). |
2 | Тема 3. Соединения химических элементов: Оксиды, их классификация и свойства. Состав воздуха. | Влияние загрязнения воздушной среды табачным дымом на организм человека. |
9 класс | ||
1 | Тема 5. Органические соединения: | Влияние этилового спирта на организм человека: опьянение, отравление алкоголем. |
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. | ||
10 класс (базовый уровень) | ||
1 | Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе: Спирты. | Алкоголизм, его последствия и предупреждение. |
2 | Тема 5. Биологически активные органические соединения: Лекарства. | Последствия употребления наркотических препаратов. |
11класс (базовый уровень) | ||
1 | Тема 3. Химические реакции: Гидролиз органических и неорганических соединений. | Гидролиз цианида калия – составной части табачного дыма в организме человека с образованием синильной кислоты – смертельного яда. |
10 класс (профильный уровень) | ||
1 | Тема 4. Спирты и фенолы (последний обобщающий урок в теме). | Физиологическое действие на организм метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма. |
Тема 9. Биологически активные вещества: Витамины. Ферменты. Гормоны. Лекарства. | ||
11 класс (профильный уровень) | ||
1 | Тема 4. Вещества и их свойства: Металлы и неметаллы химические элементы и простые вещества. Соединения металлов и неметаллов, их свойства. | Токсичность и пути воздействия некоторых неорганических и органических веществ (спирты, фенолы, альдегиды) на организм человека. Профилактика наркомании. |
Тема 6: Химия в жизни общества: Химия и экология. Химия и повседневная жизнь человека. |
Помимо включения вопросов здоровьесбережения и профилактики аддиктивного поведения в отдельные темы при обобщении курса химии 8,9,10,11-го классов необходимо также актуализировать имеющиеся у обучающихся знания о вреде ряда неорганических и органических веществ на организм человека, дополнить их свежими статистическими данными и сведениями из области медицины.
Таким образом, реализация всех перечисленных возможностей в комплексе позволит обеспечить положительный результат в учебно-воспитательном процессе сохранить и укрепить здоровье школьников.
Литература:
- Алимова,Т.Н. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 – 9 классы: Методическое пособие. М.: 2003, 160 с.
- Калинова, Г.С., Мячкова, А.Н., Реброва, Л.В., Резникова, В.З, Хрипкова, А.Г. Здоровье: Вопросы здоровья в школьном курсе биологии. 5 – 9 классы: Методическое пособие для учителя. М.: 2003,180 с.
- Крылова, Н.В. Интеграция как важная составляющая учебного процесса //Химия в школе. – – № 1. – С. 21.
- Рыжкова, В.Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьников //Завуч. – – № 8. – С.13.
- Шаталов, М.А. Межпредметные связи в формировании системных знаний //Химия в школе. – – № 5. – С.26.
- Вопросы здоровьесбережения на уроках химии loiro.ru/files/articles_147_81present.ppt
- Здоровьесберегающие технологии на уроках химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся http://festival.1september.ru/articles/551200
Яковлева Т.А., главный специалист кафедры естественно-математических дисциплин, ГОУ ЯО ИРО , г. Ярославль.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012