Варианты валеологического сопровождения учебного процесса в школе
Аннотация. Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важная задача – сохранить и укрепить в процессе обучения здоровье детей. В статье дается обзор существующих в настоящее время основных направлений заботы о здоровье подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы.
В настоящее время проблема сохранения здоровья касается всех областей общественной жизни, в том числе и образования. От первого к выпускному классу здоровье школьников значительно ухудшается. Ухудшение здоровья школьников – это объективный процесс, на который влияют различные взаимодействующие факторы: биологические, социальные, экологические, условия воспитания, режимы и технологии обучения детей и подростков. Четвертая группа выступает предметом изучения и попыток направленного воздействия со стороны работающих в системе образования специалистов: педагогов, психологов, медицинских работников, но, согласно многочисленным исследованиям, не все они могут претендовать на валеологическую целесообразность, т.е. сберегать здоровье.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, характером эмоционального фона и другими факторами. Особенно это актуально для учащихся старших классов, которым приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. С другой стороны, детско-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и саморегуляции, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.
Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, которое на деле чаще означает заучить определённые стандарты информации. Но не менее важная задача – сохранить в процессе обучения эмоциональное, психическое и физическое здоровье детей. Тем более, что, в конечном счёте, с состоянием здоровья связана и успешность обучения. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека закладывается в детские годы. Почему это происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой организм ослаблен болезнью и леностью?
В настоящее время доказано, что здоровьезатратный характер существующей системы школьного образования способствует быстрому развитию утомления у обучающихся, снижение работоспособности и в итоге ведет к отрицательному эмоциональному состоянию, повышенной тревожности и незащищенности. Могут возникнуть немотивированная тревожность, страхи, подавленность, тягостное ощущение своей неполноценности. В результате появляются изменения характера. Если меры медико-гигиенический реабилитации не осуществляются, и учебные занятия продолжаются на фоне переутомления, это неблагоприятно отражается на дальнейшем росте и развитии организма, на состоянии здоровья обучающегося.
Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни с помощью создания оптимальных гигиенических, экологических, эргономических, психоэмоциональных условий организации образовательного процесса, предотвращающих переутомление детей. Следовательно, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортного, психологически и эргономически здорового учебного процесса, способствующего воспитанию у детей здоровьеразвивающих привычек, а затем и потребностей в здоровом образе жизни, формировании навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.
Использование здоровьесберегающих компонентов в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Здоровьесберегающая деятельность, которая под силу школьному учителю, может быть достаточно многообразной, если в полной мере использовать все ее возможности: педагог может помочь детям укрепить здоровье, повысить работоспособность и творческую продуктивность. Поэтому при разработке здоровьесберегающих технологий необходимо:
- выявить негативно влияющие на самочувствие и здоровье учащихся факторы и по возможности определить пути их предупреждения;
- создать систему благоприятных для здоровья условий на уроках и во внеурочной деятельности;
- сформировать у школьников стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, воспитать жизненный приоритет здоровья;
- научить способам поддержания здоровья в домашних условиях и безопасной жизнедеятельности в целом [4].
Анализ современных подходов к решению данного вопроса [1–3] показывает, что в настоящее время забота о здоровье подрастающего поколения может осуществляться по нескольким основным направлениям.
Первое направление – обучение школьников знаниям и практическим навыкам обеспечения ЗОЖ.
- Реализуется через преподавание специально разработанных учебных курсов – элективных и/или дистанционных.
- Через включение валеологических аспектов в преподавание частных дисциплин.
Наиболее приемлемо для массовой школы использование на уроках компонентов ортобиотики, позволяющих обучать школьников простейшим способам самодиагностики здоровья и его сохранения в течение жизни. Знание элементов эндоэкологии, соблюдение правил индивидуальной экологической безопасности и использование принципов ведения ЗОЖ помогает осуществлять контроль здоровья. Исключительно важно, что при этом учащиеся получают не только теоретические знания, но и практически осваивают даваемые рекомендации. К компонентам ортобиотики относятся: ключевые понятия, методы самодиагностики здоровья, приёмы личного ортобиоза, экспресс – тесты, информация к размышлению, компакт – советы, ситуационные задачи, валеологический анализ пословиц и поговорок о здоровье, элементы арттерапии.
На уроках обращается внимание детей на то, как можно наиболее полно использовать свои индивидуальные особенности в запоминании и воспроизведении учебного материала; в какое время, в какой последовательности и как следует выполнять домашние задания; как организовать свое рабочее место, как тренировать свою память, как сохранить правильную осанку, каковы последствия плоскостопия и основные профилактические меры, упражнения для глаз при работе за компьютером, физкультминутки и т. д.
Важно отметить, что приемы ортобиоза можно использовать практически на всех предметах учебного цикла. Интеграция основных проблем здоровьесбережения в преподавание других учебных дисциплин – географию, обществознание, физическую культуру, основы безопасности жизнедеятельности и т.д., привлечение других учителей для реализации целей здоровьесбережения – важная стратегическая цель образования.
Второе направление – развитие личностного интереса школьников к своему здоровью и создание стойкой мотивации на ЗОЖ как исходной предпосылки формирования культуры здоровья:
- организация мониторинговых исследований, социологических опросов на выявление отношения школьников к своему здоровью; изучение психологической устойчивости учащихся к стрессу, уровня самооценки, тревожности, агрессивности, депрессивности и т.д.;
- выпуск внутришкольных информационных материалов на актуальные, связанные со здоровым образом жизни, темы: реализация проектов «Аллея здоровья», «За здоровый образ жизни», проведение Дней проектной деятельности и подготовка тематических презентаций учащимися 8-10-х классов; проведение тематических классных часов с целью отработки навыков ведения ЗОЖ; привлечение к беседе специалистов – врачей, психологов, валеологов, акушер – гинекологов; проведение деловых игр о вреде употребления табака и алкоголя (в 7–8-х классах); просмотр видеороликов о влиянии алкоголя и наркотиков на здоровье (в 9–11-х классах); кинолекторий: использование отечественных и зарубежных художественных и анимационных фильмов и их фрагментов, соответствующих тематике ЗОЖ; для снятия излишней агрессивности подростков и с просветительской целью: «Реквием по мечте» (проблемы наркомании и морального облика зависимого человека), «Скафандр и бабочка» (проблема законности эвтаназии) и др.;
- широкий круг мероприятий, приуроченных к Всероссийскому дню здоровья детей (7 апреля): спортивный праздник, работа волонтерских отрядов, «Веселые уроки здоровья» и «Мы за ЗОЖ» для учащихся начальной школы; просветительская деятельность школьной агитбригады; малые олимпийские игры.
По итогам года наиболее активным и успешно применяющим полученные здоровьесберегающие умения и навыки школьникам и реально достигнувшим результаты повышения потенциала своего здоровья (подтверждённые специалистами) вручаются «Сертификаты здоровья» с пожеланиями и напутствиями успешного сохранения здоровья в будущем, за пределами школы.
Третье направление – создание системы сохранения здоровья детей в образовательном учреждении и организация работы учительского коллектива и родителей школьников для обеспечения здоровья учащихся.
В решении данной задачи помогает организация валеологического мониторинга здоровья подростков (реализуется благодаря совместной деятельности учителей физической культуры, школьного врача, социального педагога, психолога), сопровождающаяся сравнением показателей их уровня развития и потенциала здоровья в начале и конце учебного года. Мониторинг позволяет отслеживать динамику антропометрических показателей, эмоционально – волевой сферы, функционального развития учащихся. Итогом скрининг – контроля является не только получение достоверных данных о динамике функционального состояния школьников на основе комплексных психофизиологических обследований, но и создание в школе полноценной здоровьесберегающей среды.
Одним из самых важных и ответственных направлений в работе школы можно с уверенностью назвать работу с родителями и даже с целыми семьями. Семья – социальный институт, который закладывает основы будущего общества. И не всегда можно быть уверенным, что основы эти будут соответствовать ожиданиям общества, принимающего в свои ряды совершеннолетних граждан. Сложно сегодня точно предсказать, каким станет тот, или иной ребёнок. Но вот то, что внесёт оно с собой в окружающий мир, какие мысли, поступки, жизненные принципы вместе с ним “проникнут” в социум, вполне можно предвидеть, учитывая поведение родителей, наблюдая взаимоотношения в семье, анализируя те привычки и традиции, которые через несколько лет станут привычками самого ребёнка.
Конечно, не нова мысль, что все достижения и все проблемы нашего будущего и настоящего происходят из семьи. При этом нам всем необходимо учитывать: настоящее семейно – родовое воспитание давно и основательно разрушено. В этих условиях кто, если не мы – учителя “Школы Здоровья” начнём свою деятельность по формированию потребности в здоровом образе жизни у учащихся, в т. ч. у их родителей. вместе с ними, всей их семьёй, а не отдельно от них.
В работе с родителями школа должна учитывать следующее: родителям нужна информация о здоровом образе жизни. Они должны быть в курсе того, что преподается детям на уроках биологии или основ безопасности жизни. Следует поощрять откровенность в общении между детьми и родителями и готовность последних отвечать на вопросы детей, касающиеся здоровья. Может понадобиться убеждение родителей в необходимости предоставлять детям большую самостоятельность в этих вопросах.
Как показал опыт работы, хорошую результативность дает проведение родительских семинаров по созданию мотивации родителей учащихся на здоровый образ жизни. Целью семинаров является содействие созданию валеологического пространства семьи, формирование прочной мотивации родителей на ЗОЖ.
Активно содействующие формированию в школе здоровьецентрической культурной среды учителя способствуют распространению полезного опыта в другие школы и организации.
Перечисленные формы валеологического сопровождения учебного процесса в школе дополняются и другими: встречами с медицинскими работниками, днями здоровья учащихся и учителей; туристическими походами и многим другим.
Литература:
- Безух, К.Е. О некоторых формах валеологического сопровождения учебного процесса в школе [Текст] // Естествознание: исследование и обучение: материалы конференции “Чтения Ушинского”. – Ярославль: ЯГПУ, 2008. – С. 83-88
- Безух, К.Е. Компоненты ортобиотики в обучении [Текст] // Технологии обеспечения безопасности здоровья: материалы Международной научно-практической конференции. – Ярославль: ЯГПУ, 2008. – С. 7-11.
- Безух, К.Е. Использование на уроках биологии компонентов ортобиотики [Электронный ресурс] // Городской фестиваль педагогических идей “Открой себя”. – Ярославль: ГЦРО, 2007. URL : http://gcro.ru.
- Вайнер, Э. Н. Системная организация формирования обеспечения здоровья учащихся и педагогов в образовательном учреждении / Э.Н. Вайнер // Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты [Текст]: тезисы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Липецк, 2004). – С. 32–35.
Безух К.Е., Кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животных, ассистент кафедры зоологии, ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»; Казакова С.С., ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского».
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012