Использование технологии здоровьесбережения на занятиях для детей с нарушениями речи
Интенсификация обучения и воспитания в коррекционно-логопедической деятельности педагогов требует решения важной задачи: сберечь и преумножить здоровье ребенка.
«Не навреди» – должно стать основной заповедью профессиональной деятельности каждого педагога. Такая деятельность вытекает из психофизиологии развития дошкольника, которую учителя-логопеды должны знать не хуже, чем свое направление деятельности. Администрация каждого образовательного учреждения обязана обеспечивать реализацию главной задачи – выполнение федеральных законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании», в том числе через повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива в области здоровьесбережения внедрение в здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.
Здоровый образ жизни должен занимать первое место в иерархии потребностей и ценностей человека. Задача педагога – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, используя личный пример и обязательно демонстрируя здоровый образ жизни в учреждении. В наших силах привить детям представление о том, что ответственность за свое здоровье начинается с заботы о своем физическом и духовном развитии. Заботой о здоровье должен быть «пропитан» весь учебно-воспитательный процесс, вся жизнь дошкольного образовательного учреждения.
Самым важным здесь является возможность использовать простые приёмы для воспитания у ребенка способности «слышать» потребности своего тела. Элементы здоровьесберегающих технологий необходимо применять на каждом из этапов коррекционно-логопедического занятия.
Первый этап занятия – организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также коррекция психофизических функций. В организационные моменты полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.
Одним из следующих этапов логопедического занятия может быть работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке», «Храбрый комар».
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей очень полезно включать в свою работу элементы динамической гимнастики или ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавлять движение кисти. Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Вот например некоторые из них:
“Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо.
“Качели” – движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Утюжок” – сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед – назад и влево – вправо.
“Футбол” – ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
“Улыбка” – пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
“Хоботок” – ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
“Жало” – пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
“Лопаточка” – большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
“Чашечка” – пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.
“Парус” – сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” – согнутая ладонь опущена.
Применение перечисленных выше упражнений эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.
Обязательно на занятии присутствует физкультминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий. Основные задачи физминутки – это:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов.
Рассмотрим еще одну методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём активации работы мышц тела. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
- В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.
- В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.
- Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
- В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.
Кто задумывался: может ли, вообще, свободно мыслить ребёнок, сидя в неподвижности? А ведь на этот вопрос дал ответ основоположник отечественной физиологии и психологии развития ребёнка И.М. Сеченов (1947): “Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению”. И наоборот: “…Мышечное ощущение чисто субъективно – оно доходит до сознания в форме какого-то усилия”.
Именно поэтому многим не только детям, но и даже взрослым легче мыслить в условиях умеренной физической активности, например ходьбе, покачивании ногой и т. д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок в режиме «педагогической усидчивости» не только угасает в здоровье, но и не обучается!
Итог занятия. На заключительной стадии занятия подводятся итоги. Обязательное условие – передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получиться. В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получиться еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с вами. Но главное, о чем необходимо помнить, – занятие от начала до конца должно быть ориентированным на добро!
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет дошкольникам с нарушениями речи более успешно адаптироваться в социальном пространстве, быть здоровее, активнее, приобрести друзей.
Дружба, друзья помогут сделать ежедневную жизнь данного ребенка интереснее, полнее, спасти от одиночества, ощутить положительные эмоции и психологический комфорт от взаимного доброжелательного общения. Социальная и психологическая компоненты здоровья не менее важны, чем здоровье физическое.
Литература:
- Выготская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: книга для логопеда. / И. Г. Выготская, Е. Л, Пеллингер, Л. П. Успенская. – М. : Просвещение , 1993. – 223 с.
- Каралашвили, Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб.: Корона, 2004.
- Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. – Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. – 208 с.
- Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.
- Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. ОГИЗ. 1947.
- Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М., Аст, Астрель
- Узорова, О.В., Нефедова, Е.А. Физкультурные минутки. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.
Червякова Е.С., старший преподаватель кафедры специальной (коррекционной) педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО, г. Ярославль.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012