Адаптивная физическая культура в образовательных учреждениях: актуальность, проблемы, перспективы
Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье человека, является двигательная физическая активность. Движения, применяемые в любой форме, пока они соответствуют физиологическим возможностям растущего организма, всегда являются эффективными развивающими, оздоровительным и лечебным факторами. Традиционное бучение в школе, опирающееся на пресловутую усидчивость, увеличивает нагрузку на организм ребёнка. В условиях, при которых дети меньше двигаются и больше сидят возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения. Кроме того, возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, а, следовательно, возрастают психоэмоциональные напряжения и особенно напряжения зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование и т. д.). Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушением обмена веществ и т. д.
Согласно положению о врачебном контроле за физическим воспитанием, все школьники распределяются по состоянию здоровья на медицинские группы. К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения статических нагрузок, определённых учебной программой.
Чередование занятий физическими упражнениями с умственным трудом обеспечивает поддержание необходимой работоспособности. Это особенно важно для школьников специальной медицинской группы, так как у них наблюдается повышенная утомляемость ослабленного болезнью организма, В наше время, когда первая группа здоровья у учащихся является большой редкостью, а сколиоз наблюдается у 40% школьников, нарушение осанки у 90%, программа «Адаптивная физкультура для школьников» является очень актуальной.
Коррекция двигательных нарушений средствами лечебной физической культуры является важным направлением учебно-воспитательного процесса, поскольку движение неотделимо от познания окружающего мира, овладения речью, развития познавательной деятельности и воспитания личности ребенка.
Адаптивная физическая культура реализует широкий комплекс педагогических задач. Многообразие физических упражнений, варьирование методических приемов позволяют формировать у детей знания и умения, касающиеся не только самого предмета знаний – физических упражнений, но и смежных дисциплин, являющихся неотъемлемой частью единого педагогического процесса (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, математических способностей и др.).
В процессе физкультурно-оздоровительной работы необходимо сосредоточить внимание на индивидуальных особенностях каждого ребенка. Следует придерживаться следующих принципов:
- принцип мониторинга: учет основного диагноза, медицинские показания и противопоказания, динамика развития физических, психических и личностных качеств, уровень физической подготовленности;
- принцип дифференциации и индивидуализации: объединили детей по подгруппам и выявили детей для занятий индивидуально; цель индивидуализации – создание условий максимального роста личности ребенка;
- принцип коррекционно-развивающей направленности: целью которой является не только коррекция двигательных функций, но и на развитие познавательной деятельности, речи, внимания, памяти, психофизических и координационных способностей средствами адаптивной физической физкультуры;
- принцип адекватности: означает, что поставленные задачи, выбор средств, методов коррекционной работы соответствуют функциональному состоянию ребенка;
- принцип оптимальности: не допускать физических и психических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующее воздействие на организм ребенка;
- принцип вариативности: заключается в использовании на занятиях не только физических упражнений, но и создании условий для их выполнения путём воздействия на сенсорные ощущения, речь (речитативы во время выполнения упражнений), мелкую моторику (пальчиковую гимнастику и др.), интеллект (игры со счетом, выстраивание слов и др.);
- принцип микросоциума: заключается в содействии развитию личности ребенка через физкультурно-оздоровительные занятия, так как движение всегда активизирует психические, интеллектуальные возможности ребенка, формируя в нем определенные отношения к себе, к окружающим.
Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В современных социально – экономических условиях жизни ни один школьный предмет не имеет столь разнообразных условий осуществления учебного процесса, как предмет «Физическая культура». Это единственный предмет, который формирует у учащихся осознанно – волевое отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, укреплению здоровья и самосовершенствованию, участвует в формировании здорового образа жизни.
Для детей с ослабленным здоровьем следует обеспечивать необходимый уровень двигательной реабилитации в соответствии с особенностями в нарушении их психического и физического развития; воспитывать у детей интерес к физической культуре в целях их социальной адаптации.
Одной из основных задач специалистов – педагогов по адаптивной физической культуре является формирование здорового образа жизни и вовлечение в систему занятий по адаптивному физическому воспитанию, адаптивному спорту и адаптивной физической рекреации детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, включая хронических больных и инвалидов. На пути решения этой проблемы стоит множество преград, главной из которых следует считать превалирующую среди населения и, к сожалению медицинских работников, точку зрения о том, что любое отклонение в состоянии здоровья и, уж тем более, наличие хронического заболевания или инвалидности требует резкого ограничения двигательной активности ребенка и применения какого-либо лекарства. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить, с какой легкостью медики освобождали и освобождают школьников от уроков физической культуры, причем на длительный срок и, чаще всего, – «на всякий случай».
Данная точка зрения неизбежно приводит к очень вредному выводу о том, что восстановить пошатнувшееся здоровье можно без каких-либо усилий, применяя чудодейственные лекарства и находясь в состоянии полного покоя, а укрепить его и увеличить жизненные силы вполне возможно с помощью различных пищевых добавок, бальзамов и т.д. Данный вывод буквально «вбивается» в головы населения средствами массовой информации (а лучше бы их назвать средствами массой дезинформации) , рекламирующими всевозможные фармакологические препараты и «эффективнейшие» «всё и вся исцеляющие» лекарства и стимуляторы.
Главная же установка адаптивной физической культуры состоит в том, что всем без исключения детям и особенно тем, у кого имеются проблемы со здоровьем, обязательно необходима специально организованная двигательная активность. Мы забыли главное: сохранение и укрепление здоровья невозможно без труда и усилия воли. Безусловно, чем более сложное заболевание у ребенка, тем более адаптирована к его индивидуальным особенностям и конкретному заболеванию должна быть система занятий физическими упражнениями. Что же касается наиболее часто встречающихся у школьников заболеваний опорно – двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие и др.), нервной и сердечно-сосудистой систем, то в этих случаях целенаправленные занятия физическими упражнениями просто жизненно необходимы. А их отсутствие, несмотря на прием самых современных фармакологических средств, неизбежно приводит с увеличением возраста к ухудшению состояния здоровья.
В специализированных (коррекционных) образовательных учреждениях, где учатся больные дети, дети с ограниченными возможностями и инвалиды адаптивная физическая культура выступает еще и в качестве уникального средства раскрепощения их «дремлющих» потенциалов, а так же их социализации (социальной адаптации и интеграции). Как показывают специальные исследования, для инвалидов занятия физическими упражнениями оказывают не только оздоровительный эффект, но и предоставляют возможность общения, расширения круга знакомств, вовлечение в реальную деятельность, отвлекающего от своего недуга. Введение адаптивной физической культуры в школе позволит реализовать ряд программ, хорошо зарекомендовавших себя в других странах мира. Одной из таких программ является Специальная Олимпийская программа – «Объединенный спорт». Она объединяет людей с задержкой умственного развития с людьми без задержки умственного развития одинакового возраста и физических способностей в одну команду для тренировочных занятий и соревнований. Необходимо подчеркнуть, что такое объединение положительно сказывается и на детей без задержки умственного развития, формирует у них такие качества как сострадание и милосердие, уменьшает эгоцентрические свойства, позволяет по-настоящему осознать истинную ценность здоровья, которым они обладают.
В своей общеобразовательной деятельности человек не может обойтись без активной физической культуры, так как общее развитие личности строится на синтетическом умственном и физическом совершенствовании.
Адаптивная физическая культура предназначена для детей, учащихся, людей с ограниченными возможностями здоровья. Определение допустимых физических нагрузок, формирование двигательной активности детей с ограниченными возможностями, подбор индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ, мотивация к двигательной активности, осторожное дополнение медикаментозной терапии, а в отдельных случаях – ее альтернатива – таковы основные задачи адаптивной физической культуры.
Боброва Е.В., старший преподаватель ЦСУ и СЗ ГОУ ЯО ИРО, г. Ярославль.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012