Программа «От здорового питания – к здоровому поколению»
На современном этапе развития общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение и являются приоритетным направлением государственной политики в Российской Федерации. Не случайно Президент РФ Д.А. Медведев в очередной раз заявил: «Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом».
Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает ведущее место.
Укрепление и сохранение здоровья детей школьного возраста путем обеспечения качественного и сбалансированного питания, пропаганда принципов здорового питания среди школьников и их родителей на основе современных требований медицины рассматриваются как важнейшие задачи, поставленные перед образовательными учреждениями города Рыбинск муниципальной целевой программой «Совершенствование организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях города Рыбинска на 2010-2011 годы».
Представленный материал отражает совместную работу авторского коллектива педагогов, направленную на популяризацию и повышение мотивации к здоровому образу жизни, формирование новой политики здоровья в детской, подростковой и молодёжной среде через внедрение нетрадиционных подходов к пропаганде рационального, сбалансированного питания.
В 2010 году в образовательном учреждении разработана целевая программа «От здорового питания – к здоровому поколению», которая отражает различные подходы формирования культуры здорового питания, включённость в работу всех участников образовательного процесса, обеспечивает стабильную положительную динамику успеха, изменяет карту физического здоровья детей. В процессе реализации программы создаётся модель тезауруса «Обсерватория здорового питания», включающая подпрограммы «Акцент» и «В гостях у бабушки Питаньюшки», коллекции уроков, внеурочных мероприятий с детьми и семьёй. Тезаурус «Обсерватория здорового питания» – это совокупность приёмов, форм и методов организации здорового питания школьников, отражающий качественную характеристику инновационного продукта.
Укрепление и сохранение здоровья детей школьного возраста путем обеспечения качественного и сбалансированного питания, пропаганда принципов здорового питания среди школьников и их родителей на основе современных требований медицины рассматриваются как важнейшие задачи, поставленные перед образовательными учреждениями города Рыбинск муниципальной целевой программой «Совершенствование организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях города Рыбинска на 2010-2011 годы».
Одной из основных целей работы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 35 является воспитание личности, ответственной за свое здоровье. В течение ряда лет проблемным полем реализации данной цели была невысокая культура питания, организация горячего питания обучающихся. Во многом из-за несбалансированного питания с каждым годом сокращалось количество детей, имеющих первую и вторую группы здоровья: 2% обучающихся имели I группу здоровья, 57% – II группу здоровья. Отмечался рост основных алиментарно-зависимых заболеваний среди обучающихся: болезни органов пищеварения – 6%, ожирение и избыточная масса тела 8%, кариес – 52%. Некоторые дети (видимо, согласуя свои действия с мнением родителей) не питались горячими завтраками и обедами в школьной столовой. Особенно это касалось обучающихся 9-11 классов, которые предпочитали приобретать буфетную продукцию. Так, охват горячим питанием в 9 классе составлял 37%, а в 10 – 11 классах – всего лишь 18%. Это серьезно нарушало рациональный режим питания, учитывая то, что обучающиеся старших классов проводят в школе по 6 – 7 часов ежедневно. Также дети и их родители не демонстрировали грамотного, сознательного отношения к режиму питания, многие обучающиеся имели слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни.
Решение проблемы требовало совместных усилий и координации деятельности всех организаторов и участников образовательного процесса в сотрудничестве с социальными партнёрами.
В 2010 году творческой группой педагогов образовательного учреждения в сотрудничестве с родителями и специалистами МУП «ТД «На Сенной» была разработана целевая Программа «От здорового питания – к здоровому поколению», срок реализации которой 3 года. Руководителем Программы является директор школы Л. И. Скворцова. Цель Программы – создание условий для разработки и реализации комплексной системы мероприятий, направленных на формирование культуры и навыков здорового питания; укрепление и сохранение здоровья детей через обеспечение качественного и сбалансированного питания школьников. Целью реализуемой программы является:
- 100% охват горячим экологически чистым питанием обучающихся;
- улучшение состояния здоровья детей, зависящего от питания;
- повышение приоритета здорового питания;
- поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей;
- повышение качества школьного питания, введение новых форм меню.
Достижение данных результатов обеспечивается:
- тесным взаимодействием административно – управленческого, педагогического персонала, родительского и ученического сообщества и социальных партнеров, что позволяет выстраивать новые взаимоотношения участников образовательного процесса и новые маркетинговые действия, которые трансформируются в инновационные услуги в организации здорового питания;
- высоким качеством блюд и кулинарных изделий, выпускаемых работниками МУП «ТД «На Сенной», органолептическую оценку которых осуществляет бракеражная комиссия общеобразовательного учреждения. [1];
- созданием универсальных методик по формированию культуры питания, которые легли в основу тезауруса «Обсерватория здорового питания». Педагогический конструктор тезауруса включает в себя спектр мероприятий, адресатами которого являются обучающиеся, родители, педагоги:
– классные часы, беседы, круглые столы, конференции, дискуссии с элементами практикума, диалоги, деловые игры;
– Дни отрытых дверей столовой для родителей;
– тематические дни «Вкусный пирог», «Сладкоежки», «Фруктомания»;
– лекции диетологов;
– оформление альбомов и выставок;
– рефераты, доклады, презентации детей, родителей и учителей. [2, 3].
Таким образом, создана настоящая коллекция, куда вошли лучшие сценарии, авторские разработки уроков и внеурочных мероприятий. Убедительность, высокая степень практической направленности прослеживается на уроках Большаковой Т. В., Клименко С. С., Нестеренко А. Б., Рогулиной Е. В. Учителя гуманитарного цикла – Белинис Н. В., Белякова Л. М., Васюхина Ю. К., Ткаченко Ю. Н. умело встраивают в учебную тему диалог о вкусной и полезной пище для растущего организма. Разнообразием методических приёмов, композиционной оригинальностью, социальной значимостью и психологической продуманностью отличаются внеклассные мероприятия учителей Андреевой М. Б., Задворновой Г. А., Новожиловой Т. В., Ражевой С. А., Скворцовой Л. И., Янаевой И. В. [4].
Тезаурус родительских собраний иллюстрирует различные формы общения с родителями, которые помогают доступно и качественно объяснять необходимость здорового экологически чистого питания в семье и школе.
Идея здорового питания не только успешно внедрена в образовательный процесс, но и имеет высокий результат, что подтверждают данные внутришкольного мониторинга.
Реализуя Программу «От здорового питания – к здоровому поколению», мы формируем личность не только здоровую нравственно, но и физически. Мы уверены, школа как универсальный социальный институт может компенсировать негативные влияния среды на развитие личности и здоровье обучающихся.
Рис. 1 – Охват обучающихся горячим питанием на 1 декабря 2011 г.
Рис. 2 – Охват горячим питанием обучающихся с алиментарно-зависимыми заболеваниями на 1.12.2010 г.
Рис. 3- Охват горячим питанием обучающихся с алиментарно-зависимыми заболеваниями на 1.12.2011 г.
Литература:
- Мароухина Г.В., Яланузян И.Ю. и др. Органолептическая оценка готовых блюд и кулинарных изделий, выпускаемых предприятиями общественного питания при образовательных учреждениях Ярославской области//Сборник. – Ярославль: Ремдер. 2008. – 172 с.
- Яланузян И.Ю., Семёнова С.Н., Шерстюк Н.В. Методические рекомендации по организации питания в общеобразовательных учреждениях. Дополнительное издание//Сборник. – Ярославль: Ремдер. 2009. – 79 с.
- Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. – № 2.
- ion.ru (НИИ питания РАМН)
- zdorovpit.ru
Андреева М.Б., Клименко С.С., МОУ СОШ №35 г. Рыбинск, Ярославская область.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012