Проектирование и создание здоровьесбергающей образовательной среды как профилактика дидактогении
Индивидуальное развитие каждого ребенка, раскрытие его способностей в процессе обучения невозможно без удовлетворения одной из основных потребностей – потребности в безопасности, переживаемое, как чувство защищенности и базового доверия к миру. В последнее время большое внимание в образовании уделяется здоровьесберегающим технологиям, призванным развивать, сохранять и поддерживать физическое и психическое здоровье детей. При этом хотелось бы отметить, что наиболее важным здесь является поддержание развития именно психического здоровья ребенка. Психическое здоровье – согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
В России разработка понятия психического здоровья в рамках психологической модели осуществляется в трудах И.В. Дубровиной, Б.С. Братуся, В.И. Слободчикова, А.В. Шувалова [7]. Под нормальным психическим здоровьем традиционно понимается гармоничное развитие психических функций, соответствующих возрастной норме данного ребёнка, отсутствием психических или психосоматических заболеваний.
Необходимость выделение сбережения психического здоровья ребенка, как приоритетного направления, прежде всего, обусловлено тем обстоятельством, что множество соматических симптомов, на устранение которых и направлены многие здоровьесберегающие технологии, имеют в своей основе психологическое неблагополучие. Мы имеем в виду, прежде всего дидактогению, как наиболее общее проявление школьного невроза. Данное понятие (греч. didaktikos — поучительный + genos — род, происхождение) было введено К.И. Платоновым [4] и в настоящее время определяется, как негативное психологическое состояние учащегося, вызванное неправильными педагогическими действиями воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.). Дидактогении проявляется в угнетенном настроении, страхе, фрустрации, тревоге, отрицательно сказывающихся на учебной деятельности и межличностных отношениях ребенка [3]. В основе возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Она может являться причиной неврозов и школьных фобий (по международной системе болезней школьная фобия входит в систему заболеваний).
По мнению известного отечественного детского психолога А. М. Прихожан [6] дидактогения может рассматриваться и как форма невроза, но невроза на границе нормы и патологии. Причиной дидактогении могут быть деструктивные эмоциональные состояния, вызванные непрофессиональным использованием психодиагностических методик и психотерапевтических технологий лицами без специальной подготовки, нарушением этических принципов проведения психологического исследования (например, нарушение принципа конфиденциальности), некорректной интерпретацией полученных результатов и их распространением.
Безусловно и то, что предрасположенность к дидактогении закладывается в семье. Неблагополучная, дисфункциональная семья, не выполняющая функцию обеспечения психологической и физической безопасности ребенка, не способствует возникновению чувства защищенности в ситуациях, угрожающих самооценке, делая его предельно уязвимым к любой критике о стороны значимого взрослого. Переживание опыта полного безоценочного эмоционального принятия (когда родители любят ребенка не условной любовью, за определенные демонстрируемые успехи, качества и достижения, а «за сам факт его присутствия и существования в мире»), обеспечивает ребенку возможность противостоять диктату «непрофессионального» педагога, за счет устойчивого базового доверия к миру. В психологически благополучной семье, семейные нормы, регулирующие взаимодействие между родителями и ребёнком, предписывают уважение к границам личного пространства, дают ребенку право на автономию, выражение своих чувств и мнений. Что в свою очередь, формирует у ребенка способность дифференцировать отношение к себе, сохраняя при этом адекватную и позитивную самооценку, избегая тотальной зависимости от внешней оценки [5].
С нашей точки зрения, психическое здоровье выступает, как интегральная характеристика полноценности психического функционирования индивида, проявляющаяся в его способности к установлению динамического равновесия между ресурсными возможностями организма (как живой системы) и требованиями (вызовами) среды. На основании этого можно выделить три основных направления, в рамках которых можно осуществлять деятельность по сохранению психического здоровья ребенка в школе и определить «точки» приложения усилий специалистов по ее реализации:
- Диагностика, актуализация и развитие психологических ресурсов ребенка (эмоциональных, когнитивных, личностных) с целью успешного решения возрастных задач. В большей степени данное направление является прерогативой психологической службы образовательного учреждения, определяющей содержание такого рода работы с ребенком с учетом индивидуальных характеристик и характеристиках его семьи, как особого пространства жизнедеятельности, в котором удовлетворяются (либо не удовлетворяются) потребности ребенка в безопасности и развитии. Потребность в безопасности удовлетворяется в организации, стабильности, предсказуемости событий, избегании контактов со страхами, болезнями и хаосом. Для удовлетворения этих потребностей ребенку, например, необходимо жить в семье, где существует определенный, стабильный распорядок жизни. При вседозволенности ребёнку, а также отсутствии четко сформулированных запретов он утрачивает ощущение пространства стабильности, начинает тревожиться, искать более устойчивую среду обитания. Наиболее разрушительными факторами, блокирующими удовлетворение потребности в безопасности, являются такие события, как ссоры, разводы, разлуки, смерть.
- Формирование способности к саморегуляции и самостоятельного обеспечения психологической безопасности и личностной суверенности. Феномен психологической суверенности личности получил свою операционализацию в самостоятельной концепции С. К. Нартовой-Бочавер [2]. Согласно ей психологическая (личностная) суверенность определяется как способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, в основе которой лежит обобщенный опыт успешного автономного поведения. Подробное описание содержания технологий по формированию такого рода способностей у ребенка является темой отдельной статьи. Однако можно отметить, что эффективная и осмысленная работа в этом направлении требует дополнительных компетенций психолога, в частности, в области телесной, арт и гештальттерапии, наиболее «экологичных» в отношении психики ребенка креативных и «приспособленных» способов контакта с миром, для восстановления депривированых, нарушенных границ личностного пространства (например, в случае насилия, вынужденного психологического слияния ).
- Проектирование и создание здоровьесбергающей образовательной среды. Образовательная среда школы рассматривается специалистами как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [9].
В контексте рассматриваемой нами проблемы обеспечения и поддержания психического здоровья ребенка в общеобразовательном учреждении, в первую очередь, необходимо выделять те специфические социально-психологические компоненты образовательной среды, которые определяют особенности отношений, в которые включен ребенок в школе. Речь идет о гласных и в большей степени «негласных» нормах и правилах, регулирующие поведение участников образовательного процесса и определяющие границы суверенности и границы дозволенного в отношении ребенка. Наличие запретов на проявление собственной позиции (например, запрета на экспериментирование с материалом, запрет на проблематизацию позиции учителя), отсутствие права на ошибку, стигматизация, угрозы разоблачения семейной тайны, как способ манипуляции ребенком приводит к увеличению количества детей с диагнозом дидактогения. Очевидное для ребенка рассогласование между декларируемыми на уроках гуманистическими ценностями и авторитарным, доминирующим поведением учителя, игнорирующего границы дозволенного в ситуации реального взаимодействия с ребенком так же является одним из факторов, способствующих усилению школьного невроза.
Следует подчеркнуть, что вероятность создания психологически благоприятной образовательной среды либо среды, провоцирующей рост невротических состояний ребенка, во многом определяется уровнем профессионального мастерства педагога и типом организационной культуры образовательного учреждения. Таким образом, психологическое благополучие и как, следствие психическое здоровье ребенка обусловлено следующими факторами:
- Индивидуальными ресурсами ребенка, включающими его способности к саморегуляции и регулированию состоянию границ психологического пространства личности.
- Характеристиками и особенностями образовательной среды, удовлетворяющей базовую потребность ребенка в психологической и физической безопасности.
- Системой отношений, в которые включен ребенок (как внутри границ самой образовательной среды, так и за ее пределами в рамках семейного пространства).
Литература:
- Ковалев Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С. 13-23
- Нартова- Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. – СПб.: Питер, 2008.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г (ред.) Краткий психологический словарь, Политиздат, Москва, 1985
- Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. Изд. 3-е. – М.: Медгиз, 1953.
- Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. ( Учебное пособие для ВУЗов). М., Владос-Пресс. 2004.
- Прихожан А.М. “Но самое страшное место – у доски” – Первое сентября. – № 38/2005
- Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – 230 с.
Посысоев Н.Н., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО, г. Ярославль.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012