Воспитание положительных качеств характера – важнейший компонент профилактики асоциального поведения молодежи
В выступлении представлен опыт работы по формированию у молодежи положительных качеств характера (уважения, ответственности, мужества и других), на основе которых идет формирование способности принятия правильных решений и действий в сложных жизненных ситуациях.
Здоровье молодежи сегодня предопределяет здоровье, трудоспособность, интеллектуальность нации завтра. Мы видим, что процессы, происходящие в последние десятилетия в социально- экономической среде, здравоохранении, образовании (наряду с химическим и физическим загрязнением окружающей среды) привели к значительной деградации здоровья подрастающего поколения.
Анализируя данные авторитетных специалистов о нервно-психическом состоянии подростков, отмечаем, что такие характеристики как тревожность, подавленность, агрессивность все чаще присутствуют в их психологическом портрете.
Повышенная чувствительность учащихся к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в сочетании со стрессовой тактикой педагога, не соответствие методик и технологий обучения моторной и эмоциональной природе ребёнка создают идеальные условия для развития массовых нервно – психических и психо – соматических патологий. К этому нужно дополнить, что данные официальной статистики и результаты специальных научных исследований свидетельствуют о том, что в последние годы для подростков стала характерна широкая распространенность вредных привычек, а так же более раннее приобщение к ним: курение, алкоголь, наркотики. Отсюда – нравственное падение и различные заболевания среди молодых людей. И такие молодые люди поступают в педагогические учебные заведения. Но педагогическая профессия обязывает нас готовить высококвалифицированных специалистов, которым придется не только самим преодолевать трудности жизни, но и овладевать методами педагогической профилактики, воспитывать молодое поколение мужественными, ответственными, умеющими в опасных ситуациях твердо и уверенно говорить «НЕТ» пороку.
Решение вопросов воспитания положительных качеств характера, лежащих в основе профилактики асоциального поведения, мы включили в раздел уроков ОБЖ «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Для осуществления данного вопроса на основе программы «Жизнь на перепутье» американских авторов Марша Болла, доктора педагогических наук, Дженни Серулльо, доктора философии, Глори Александра, доктора медицины и других нами разработана программа «Качества положительного характера – важнейший компонент профилактики асоциального поведения молодежи».
Занятия по данной программе закрепляют на уроках то, чему большинство родителей учат детей дома и помогают семье оградить подростков от многочисленных опасностей, которые подстерегают их в современном мире: от СПИДа, ВИЧ, других заболеваний, передающихся половым путем, подростковой беременности, алкоголизма и наркомании, а также от нарастающих случаев насилия в молодежной среде.
Ключевая тема курса – качества положительного характера и их значение для здоровой жизни и полноценных межличностных отношений. В этой связи повышенное внимание уделяется жизненным навыкам, которые помогают человеку противостоять групповой деструктивной психологии, решительно говорить «НЕТ» порокам и искушениям. Разумное отношение к своим неудачам и ошибкам, значение мужества, ответственности для успешного развития личности и умение планировать свое будущее – все эти темы затрагиваются в рамках программы. Таким образом, молодые люди учатся реально смотреть на жизнь и видеть в ней перспективу.
Основная цель программы: помочь молодежи увидеть опасности, обрести надежду на будущее и начать воспитывать в себе навыки воздержания от поступков, которые могут принести вред их развитию и здоровью. Задачи программы:
- Расширение познаний студентов в заданной области.
- Усвоение позитивных ценностей и убеждений, которые являются важными факторами развития у человека способности к принятию правильных и разумных решений.
- Знакомство и овладение умениями и навыками воспитания положительных черт характера, лежащих в основе профилактики асоциального поведения и помогающих человеку противостоять групповому психологическому давлению, решительно говорить «НЕТ» порокам и деструктивным соблазнам, не поддаваться искушению, разумно относиться к своим неудачам и ошибкам, воспитывать в себе мужество для успешного развития личности и умение планировать свое будущее.
Таблица 1 – Разделы программы
№ |
Раздел программы |
Содержание |
1 |
Отношения между людьми |
Значение нравственных отношений с другими людьми. Умение выбирать друзей и самому быть другом. |
2 |
Характер |
Положительный характер и готовность постоянно принимать правильные, нравственные решения – наилучшая основа для здоровых отношений и разумного поведения в сложных ситуациях. |
3 |
Девственная чистота в истинном свете |
Девственная чистота – абсолютное условие для рождения здорового младенца и принятия его в абсолютной любви Принцип воздержания от половых связей до заключения брака и верность супругу в браке – наилучший способ сохранения отношений с любимым человеком, физического здоровья и возможности испытать удовольствие от интимной близости в будущем. |
4 |
Жизненные навыки |
Навыки принятия решений в сложных ситуациях на основе полученных знаний и возможность научиться делать правильный, обусловленный положительным характером, выбор. |
5 |
Ваше будущее |
Мужество, необходимое для совершения поступков, основанных на новых знаниях, чтобы не сбиться с правильного пути и для того, чтобы в случае необходимости, начать все сначала. |
Задачи программы решаются посредством:
- постановки и решения проблемных ситуаций;
- проведения дискуссий и направленных бесед;
- использования личного опыта студентов и педагога;
- раскрытия вопросов, как с медицинской, так и с эмоциональной точек зрения;
- установления партнерских отношений, сотрудничества со студентами;
- использования наглядности.
Уроки по данной программе проводим в колледже с 2007 года. Студенты с большим интересом относятся к ним, так как в труппе складывается доверительная обстановка, способствующая проявлению положительных качеств характера, возможности открыто и честно говорить о своих проблемах, делиться своим опытом и получить нужный совет.
На уроках используются разнообразные приемы работы:
- чтение и разбор литературных произведений;
- исследование различных чувств;
- критический анализ проблемных ситуаций;
- составление и анализ эликсиров жизни;
- сочинение стихов;
- рисование любимых предметов;
- составление схем;
- анализ высказываемых идей;
- планирование будущего и развитие навыков принятия здравых решений.
- игровые упражнения.
Например, при прохождении темы «Заболевания, передающиеся половым путем» используем упражнение «Прости, я не знал, что болен». Студентам предлагается пройти по классу и в течение двух минут собрать подписи у одноклассников. Затем предлагаю трем добровольцам выйти к доске и сообщаю: «Очень жаль, но для вас троих у меня плохие новости. Сегодня утром, когда вы вошли в класс, я заметила у вас симптомы новой болезни – «облысениоза». Вы когда-нибудь слышали об этой болезни? Известно о ней очень мало, но одно мы знаем точно – от этой болезни за несколько дней у человека выпадают все волосы. И еще одна особенность. Знаете какая? Эти трое заразили тех людей, чьи листки они подписали. Поэтому, если на своем листке вы видите имя человека, который стоит сейчас у доски, вы тоже «заражены». Выйдите и встаньте позади «заразившего» вас. Посмотрите, сколько людей вы заразили! Вы знали о том, что так случится, когда подписывали листки? Конечно, нет, но все же вам стоит перед ними извиниться. Ведь от болезни у них выпадут все волосы. Как порядочный человек, подойдите к каждому, кто оказался позади вас, и скажите: «Прости, я не знал, что болен». А теперь встаньте около стола те, у кого на листке есть имя уже «зараженного» человека – как из первых трех добровольцев, так и стоящих за ними».
Это задание показывает, как быстро заболевания, передающиеся половым путем, распространяются по городу. Подобно «облысениозу», ЗППП распространяются людьми, которые даже не знают, что инфицированы. Только этими болезнями нельзя заразиться, поговорив с человеком или подписав его листок. Заболевания, о которых идет речь, передаются от человека к человеку через половой контакт.
По ходу проведения занятий можно изменить текст, вносить свои примеры, игры, упражнения, но не менять цели занятия. Например, в занятии на тему «Общение» мы внесли упражнение «Сердце», через которое происходит анализ своей личности. Это позволяет студентам выделить (увидеть) основные качества своего характера, поразмышлять и проанализировать свое поведение, сделать соответствующие выводы.
Работа по данной программе показывает, что использование активных средств обучения (эмоциональных игровых ситуаций, упражнений) позволяет гораздо легче усвоить материал, так как во время игр создается веселая атмосфера, доверительные отношения с друзьями и педагогом. Мы работаем по этой программе с удовольствием. Студенты не стесняются говорить о своих проблемах и учатся решать вопросы по формированию положительных качеств своего характера. Энтузиазм педагога пробуждает у студентов интерес и желание участвовать в учебном процессе, что позволяет им принимать разумные решения в сложных ситуациях. Повышению интереса к занятиям помогает использование при проведении занятий примеров из своей практики, юмор во время дискуссий, иллюстрации, выполненные руками студентов.
Мы считаем, что сам преподаватель обязан проявлять положительные качества характера, раскрывать их на собственном опыте, и студенты поверят ему, материал будут воспринимать более эмоционально, а это способствует лучшему его усвоению.
Литература:
- Марш Болл, Дженни Серулльо, Глори Александр. Жизнь на перепутье: методическое пособие, 2001г.
Шахомирова А. Я., Государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Рыбинский педагогический колледж, г. Рыбинск, Ярославская область.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012