Дневник личностного роста школьника
Переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности. Это предъявляет повышенные требования к выпускникам средней общеобразовательной школы, которые должны быть социально закаленными и подготовленными к достойной встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психически. И главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию.
С точки зрения социализации чрезвычайно важный период в становлении личности – школьный возраст. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира.
По Закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации», должно обеспечивать, в частности, «интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…».
Эти задачи обеспечиваются организацией необходимых педагогических условий для успешного самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации.
Введение «Дневников личностного роста школьника» будет способствовать воспитанию человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека совершенствующего самого себя.
Основная цель проекта – выявить достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей.
Структура дневника единая для всех классов. Специфическим для каждого возрастного периода является предлагаемый на начало и конец учебного года материал для самооценки и оценки достижений школьника в сфере самопознания, самоутверждения значимыми для него людьми – родителями, друзьями, учителями, а также диагностический материал.
Дневник оформлен в виде брошюры. Такой формат и соответствующее оформление сделает его более привлекательным для школьника. К дневнику должна прилагаться индивидуальная папка документов ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.
Главный ожидаемый результат – это формирование у учащихся установки на самосовершенствование, что поможет решить многие проблемы образования, в том числе создание мотивации учения без внешнего принуждения, самовоспитание нравственных качеств.
Основными задачами применения дневника являются:
- повышение качества образования в школе;
- поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
- систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, физкультурно-оздоровительную;
- развитие навыков анализа деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;
- формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- создание ситуации успеха для каждого ученика;
- содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
На первой ступени (начальная школа) важной задачей «Дневника личностного роста школьника» является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Дневник служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене.
На второй ступени (средняя школа) «Дневник личностного роста школьника» служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.
На третьей ступени обучения (старшая школа) «Дневник личностного роста школьника» служит инструментом профилизации обучения и создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, степени развитости, воспитанности и социализированности его личности.
Участниками работы над проектом являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы.
Обязанности учащегося:
Оформляет дневник в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в папку документов материалы, отражающие его индивидуальность.
Обязанности родителей:
Помогают в оформлении дневника и осуществляют контроль за пополнением папки документов.
Обязанности классного руководителя:
Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися папки документов.
Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
Предоставляют учащимся места для творческой деятельности и накопления необходимых материалов. Организуют проведение творческих олимпиад, конкурсов, конференций. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность. Проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
Обязанности психолога школы:
Своевременно осуществляет проведение диагностических процедур, их анализ; организует проведение психологических занятий, тренингов с детьми; помогает в оформлении дневника ученикам; оказывает консультативную помощь родителям и педагогам.
Обязанности администрации учебного заведения:
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации проекта в образовательном процессе школы и несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в папку документов.
Директор учебного заведения распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе, осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации проекта в практике работы школы.
Структура дневника включает в себя следующие разделы:
Личные данные
Сведения об учащемся, который может представить их любым способом. Здесь могут быть личные данные учащегося, его автобиография, личные фотографии, данные о семье, друзьях.
Интересы и увлечения
Планирование по учебным умениям и навыкам
Общественная и внеурочная деятельность
Дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи.
Итоги полугодий и года
Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.
Психологическая диагностика
Информация, помогающая ребенку проанализировать положительные и отрицательные качества своего характера, способности, узнать способы саморазвития и самосовершенствования.
Отзывы
Он включает в себя отзывы, рецензии работ, пожелания классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования на различные виды деятельности учащегося. Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимания стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся. Этот раздел так же может помочь учителю выразить свои рекомендации и пожелания родителям ученика.
Папка документов (допускается представление копий документов)
В ней должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Здесь учащийся представляет дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования, комплект своих творческих и проектных работ, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах, конференциях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений.
Литература:
- Колесникова М.Г., Комплект документов для обеспечения работы Службы здоровья / М. Г. Колесникова/ Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009. – № 10. – С. 74-79.
- Науменко Ю.В., Мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы / Ю. В. Науменко/ Справочник заместителя директора школы. – 2009. – № 6. – С. 39-53.
- Науменко Ю.В., Проектирование здоровьесберегающей деятельности ОУ / Ю. В. Науменко/ Справочник заместителя директора школы. – 2009. – № 5. – С. 14-20.
- Мысина Г.А., Педагогические условия и средства формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровьесберегающей деятельности / Г.А. Мысина / Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». – 2010. – № 3 (13). – С. 79-83 (0,4 п.л.).
Данилова М. В., МОУ СОШ № 44, г. Рыбинск, Ярославская Область.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012