О необходимости превращения принципов государственной политики в области образования в принципы построения учебного процесса
1. О необходимости превращения принципов государственной политики в области образования в принципы построения учебного процесса
( О замене здоровьеразрушительных принципов построения учебного процесса на здоровьеразвивающие)
Проблемы:
• Область образования, к сожалению, не является сегодня приоритетной в государственной политике РФ (несмотря на положения Конституции РФ и ст. 1 Закона «Об образовании», провозглашающей область образования в Российской Федерации приоритетной). Об этом свидетельствуют достигнутые результаты по ее реализации в образовательных учреждениях.
Так еще в 1999 году Министерство образования РФ в Письме от 22.02.99 г. № 220/11-12 официально признало отрицательное влияние школы (а точнее существующей системы построения учебного процесса) на здоровье детей. На тот момент (1999 год!) только 5% детей были здоровы, при этом 79% детей имели пограничные нарушения психического здоровья.
• Принципы и Цели государственной политики в интересах ребенка в области образования у нас провозглашены, однако механизм их реализации в учебном процессе конкретным образовательным учреждением или педагогом отсутствует.
Принципы государственной политики в интересах ребенка:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;«ответственность должностных лиц за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда» (статья 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ») и т.д..
Цели государственной политики в интересах ребенка:
«…содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей».
Таким образом, государственная политика, основанная на указанных выше принципах, должна была завершиться построением учебного процесса, обеспечивающего охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Для этого все существующие образовательные учреждения обязаны создать «условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников» (статья 51 Закона «Об образовании»).
На практике оказалось иначе: принципы государственной политики в основу построения учебного процесса не легли и не воплотились в конкретные обязанности должностных лиц по охране и укреплению здоровья обучающихся (с их обязанностью замены здоровьеразрушительных принципов построения учебного процесса на здоровьеразвивающие).
Нелицеприятная оценка результатов работы Минобразования РФ и Минздравсоцразвития РФ по реализации принципов государственной политики по охране и укреплению здоровья обучающихся содержится и в докладе СФ ФС РФ: «По итогам Всероссийской диспансеризации детей 2002 года ухудшение здоровья наблюдается у детей всех возрастов»! (Из доклада
СФ ФС РФ «Положение детей в Российской Федерации (Национальный приоритет – охрана здоровья)». Москва 2008 год.
2. О персональной ответственности должностных лиц системы образования и здравоохранения за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей по реализации Принципов и Целей государственной политики в интересах охраны и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях (ОУ) РФ.
«Чиновники должны в полной мере осознать, что именно общество является их работодателем, и ответственность они несут перед всем российским народом, перед российским гражданином» (Из Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию»).
Законодательные акты, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья детей в образовательных учреждениях:
1) «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», статья 4 «.. .оказывать содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей».
2) «Об образовании», статья 51 «… образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровье обучающихся, воспитанников.
3) «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», статья 28
«а) в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно – правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
б) программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно – эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам».
4) «Об охране здоровья граждан» статья 8
а) защита прав и свобод человека и граждан в области охраны здоровья.
б) … выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведения мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, санитарно – гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер.
в) координация и контроль деятельность предприятий, учреждений и организаций…».
Парадокс сложившейся в России ситуации с массовым, практически всеобщим нездоровьем детей и подростков состоит в том, что после «успешного» выполнения очередной Федеральной программы, направленной на оздоровление народа, здоровье детей и подростков становится ещё более трагичным. На это указывают заявления ведущих специалистов России, в том числе и заявления официальных чиновников из Министерства здравоохранения РФ.
В качестве примера приведём итоги реализации последних знаковых программ. Известно, что подпрограмма «Здоровый ребёнок» была утверждена постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 года за № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 – 2006 годы».
Итоги реализации данной программы подвела Счётная палата РФ.
Из «Отчёта» Счётной палаты (Бюллетень № 2, 122): «…Вместо ежегодного снижения темпа роста общей заболеваемости среди детей произошёл рост по сравнению с 2002 годом общей заболеваемости детей… Сохраняется рост числа хронических заболеваний, приводящих к инвалидности».
Нетрудно догадаться, что такое положение могло сложиться при следующих условиях:
1) планируемые целевыми программами мероприятия не затрагивают истоки и механизмы развития массовой патологии у детей;
2) ненадлежащее исполнение должностными лицами системы образования и здравоохранения важнейших пунктов постановления Правительства РФ от 29.12.2001 г., № 910 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического здоровья детей», требующего:
а) не выявление причинно – следственных связей между здоровьем детей, подростков и молодёжи и воздействием на него факторов среды обитания;
б) не установление факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье;
3) массовое применение в образовательных учреждениях, не утверждённых Госэпиднадзором и не прошедших экспертизу Минздравсоцразвития РФ многочисленных «инновационных» методов и режимов обучения детей.
Речь идёт об игнорировании системой образования статьи 28 Федерального закона РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», требующей, чтобы все режимы, методы, технология обучения, в том числе учебники, мебель имели санитарно – эпидемиологические заключения. В настоящее время система образования работает без таковых заключений.
Ясно, что «установление факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье» детей возможно только при тщательном динамическом наблюдение за качеством развития и здоровья каждого ребёнка, а также анализе данных относительно тех условий, режимов жизни обучения, в которых он пребывает. Речь едет об эффективности качестве проводимых профилактических осмотров.
Отрадно, что совместным приказом министерства здравоохранения образования РФ (№ 186/272-4305 от 30.06.1992 г., а также № 60 от 14.03.1995 г.) определены следующие возрастные периоды для проведения углублённых осмотров в процессе развития, в том числе и обучения детей:
- перед поступлением в дошкольное учреждение;
- за год до поступления в школу;
- перед поступлением в школу;
- после первого года обучения в школе;
- после окончания начальной школы;
- в пубертатном периоде (14-15 лет);
- перед окончанием школы.
Естественно, при качественной организации и проведении обозначенных в приказах осмотрах детей и школьников, а также при должном анализе динамики развития и здоровья детей не трудно выявить главных «похитителей» их здоровья.
А вот этим, не смотря на постановление Правительства РФ (№916) ни органы здравоохранения, ни органы образования не занимаются. И на это указано в совместном приказе Министерства здравоохранения и образования РФ (№ 186/272-4305):
«Анализ результатов проводимых ежегодно профилактических осмотров детей показывает их низкую эффективность. При высоком общем охвате осмотрами (96-98%) патологические состояния и заболевания среди осматриваемых детей выявляются в 9-6 раз реже, чем при целевых выборочных углублённых обследованиях детей. Сложившиеся система профилактических осмотров не позволяет выявлять начальные стадии хронических заболеваний».
Ясно, что при таком мониторинге не может быть никакой речи о реализации важнейших положений постановления Правительства РФ – о необходимости выявления причин массового нездоровья учащихся. В этих условиях совершенно не случайно то, что непрекращающиеся школьные реформы и педагогические «инновации» оказались выведенными из под медицинского сопровождения и анализа последствий их внедрения на здоровье детей. До сих пор применяемые в образовательных учреждениях режимы, методы и технологии обучения (в том числе, мебель и учебники) не имеют государственных санитарно – эпидемиологических заключений.
Всё это указывает на серьезные нарушения законодательства в системе образования. Речь идёт о прямой ответственности руководителей системами образования и здравоохранения за непринятие эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся ОУ. На это неоднократно указывала и Генеральная прокуратура РФ (Смотри журнал «Профессионал», № 5-2006 год).
И совершенно закономерна реакция Президента РФ Медведева Д.А., познакомившегося с существующими ЕГЕ по истории. Он только и смог воскликнуть: «Чудовищно!»
А разве не «чудовищно», что специальные исследования головных НИИ РАМН и РАО прямо указывает на то, что главным разрушителем здоровья детей оказалась современная методика и режимы организации и проведения учебного процесса. Например, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (директор, проф. В.Р Кучма) 80% учащихся пребывают в учебном процессе в состоянии истощающего жизненные силы хронического стресса.
А чего стоят следующие официальные данные Министерства образования РФ (письмо № 220/11-12 от 22.02.1999 г.): спустя только первый учебный год у 60-70 % малышей выявляются пограничные психические нарушения!?
Отсутствие эффективного мониторинга, в том числе изучения причин трагедии детей в школах как раз и привели к тому, что за годы реализации федеральной целевой программы «Дети России» «прослеживается почти двукратное увеличение распространённости хронической патологии за период пребывания детей в образовательных учреждениях Москвы.» (из заявления директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научно центра здоровья детей РАМН проф. Кучмы В.Р.).
В конце – концов такая практика работы служб здравоохранения и образования как паз и привела к тому, о чём заявил на объединённой Сессии 6 академий Президента РАМН академик М.М. Давыдов (2006 г.): у нас больше нет здоровых выпускников школ.
Отрадно, что в «Послании Президента РФ Федеральному собранию» Д.А. Медведев первостепенное внимание уделил «ответственности врачей и медицинских организаций за качество и результаты работы», указав, что будущая система здравоохранения должна начинаться не с поликлиник и больниц, а с образовательных учреждений: «Уверен, – заявил Президент РФ, – если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся с формированием современной системой здравоохранения в целом».
Всё отмеченное выше на первое место выдвигает персональную ответственность руководителей здравоохранения и образования, в том числе глав региональных и муниципальных образований:
а) за качество и эффективность проведения мониторинга здоровья учащихся ОУ;
б) за качество и эффективность совместной работы должностных лиц системы образования и здравоохранения по выявлению и устранению из учебного процесса комплекса факторов, негативно влияющих на здоровье и развитие детей.
Задача, поставленная Президентом РФ Д.А. Медведевым в «Послании Президента РФ Федеральному собранию» «…исключить нарушения Закона из числа наших национальных привычек», в полной мере относится и к проблеме массового нездоровья детей в ОУ.
Острота трагедии, ее развитие и масштабы массового нездоровья детей в учебном процессе требуют обсуждения этой проблемы на Совете Безопасности РФ, а также неотложного вмешательства Генеральной прокуратуры РФ.
В то же время необходимо:
- Изменение и совершенствование законодательства по перестройке всей системы образования (в том числе разрабатываемых Госстандартов образования, Санитарных норм и правил и др.) на здоровьеразвивающие принципы обучения;
- Оценка результатов деятельности ОУ по уровню физического, психического, духовно-нравственного и интеллектуального развития учащихся;
- Объединение усилий общественных организаций по обеспечению прав детей на свободное и гармоничное развитие. При этом определенную часть функций, исполняемых государственными органами власти в сфере образования передать на реализацию общественным организациям.
Базарный В.Ф., Зайцев А.В., Научно-внедренческая лаборатория ФЗПО АМО, г. Сергиев-Посад, 2008 г.