Почему принципы государственной политики в области образования не стали принципами построения учебного процесса
I. Почему область образования не является сегодня приоритетной в государственной политике РФ?
Статья 1 Закона «Об образовании», посвященная Государственной политике в области образования провозглашает область образования в Российской Федерации приоритетной. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи «организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования». Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.
Провозглашение области образования приоритетной вытекает из Конституции РФ, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства (статья 2 Конституции РФ).
Государство должно быть заинтересовано в постоянном развитии системы образования, так как с этим напрямую связаны:
- вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
- состояние национальной безопасности.
- успешное развитие экономики и социальное благополучие нации;
На вопросах соотношения соблюдения прав человека и состояния национальной безопасности необходимо остановиться подробнее. Дело в том, что еще в 1999 году Министерство образования РФ в Письме от 22.02.99 г. № 220/11-12 официально признало отрицательное влияние школы (а точнее существующей системы построения учебного процесса) на здоровье детей. На тот момент (1999 год!) только 5% детей были здоровы, при этом 79% детей имели пограничные нарушения психического здоровья. Очевидно, что еще в 1999 году ситуация с соблюдением прав детей, касающихся здоровья и даже жизни была катастрофическая. Только 5% здоровых выпускников и 79% имеющих пограничные нарушения психического здоровья – разве это не угроза национальной безопасности РФ?
Таким образом, сфера образования теперь представляет собой отрасль, от состояния которой зависит будущее государства и его национальная безопасность. И правовое регулирование сферы образования должно осуществляться не только как отрасли, реализующей конституционное право человека на образование.
Система образования, через особенности построения учебного процесса (здоровьеразвивающие или здоровьеразрушающие), может улучшать или ухудшать здоровье целого поколения. В условиях образовательного процесса прививаются, развиваются или нет (через воспитание или отсутствие воспитания) нравственные, психические, духовные, физические качества сотен тысяч и миллионов наших детей.
Поэтому так много говорится о приоритетности сферы образования, исключительной значимости образования для развития физического, интеллектуального, культурного и духовного потенциала детей, и в целом, граждан России.
Т.о. сегодня именно от перехода построения учебного процесса на здоровьеразвивающие принципы обучения и воспитания, в конечном счете зависит развитие научно-технического, экономического, оборонного и культурного потенциала России, ее будущее.
Государственная политика, как известно, строится на определенных принципах. Принципы государственной политики – это общие, основополагающие начала, которыми государство обязано руководствоваться при формировании и реализации своей образовательной политики, в том числе и при формировании законодательства в области образования. Принципы намечают основные направления развития
образования и образовательного законодательства. Принципы активно используются в практике правоприменения судами и органами управления образованием. С их помощью устраняются различного рода противоречия, коллизии, они помогают устранять пробелы нормативного регулирования.
В соответствии со статьей 2 Закона «Об образовании» «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений».
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», закрепил в качестве цели государственной политики в интересах детей «…содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей», а «ответственность должностных лиц за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда» закрепили как принцип государственной политики в интересах детей (статья 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).
Перечисленные цели и принципы государственной политики формально соответствуют положениям Конституции РФ, устанавливающим правовой статус личности. Они определяют рамки, в которых формируются формы и методы построения учебного процесса (образования), а также важнейшие установки образовательной политики.
Однако, несмотря на провозглашение таких принципов государственной политики в области образования, как «приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, уважение к правам и свободам человека…, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей», – мы до сих пор имеем в лучшем случае 5% здоровых выпускников и 79% имеющих пограничные нарушения психического здоровья! Где же приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья, свободное развитие личности? Где содействие физическому, интеллектуальному, психическому, и нравственному развитию детей?
Почему же принципы государственной политики в области образования до сих пор не стали принципами построения учебного процесса? Ведь государство, осуществляя свою политику через органы власти, для реализации в системе образования принципов государственной политики, гарантирующих «приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности…, для содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей», наделило органы системы образования соответствующими правами и обязанностями.
Из вышеприведенных статей ясно, что обязанностью всех образовательных учреждений и конечной целью их деятельности должно быть комплексное «физическое, интеллектуальное, психическое, духовное, нравственное развитие детей». В итоге, государственная политика, основанная на указанных выше принципах, должна завершиться построением учебного процесса, обеспечивающего охрану и укрепление здоровья обучающихся. Для этого все существующие образовательные учреждения обязаны создать «условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников» (статья 51 Закона «Об образовании»).
Построением в образовательном учреждении учебного процесса, обеспечивающего охрану и укрепление здоровья обучающихся, должна была завершиться реализация принципов государственной политики в области образования.
На практике оказалось иначе: принципы государственной политики в основу построения учебного процесса не легли.
Почему? Да потому, что принципы государственной политики и обязанности конкретного образовательного учреждения или конкретного педагога (должностного лица) – это разные вещи!
Любые права ребенка должны осуществляться через соответствующие обязанности должностных лиц. Обязанности должностных лиц устанавливаются нормативными актами и конкретизируются должностной инструкцией (должностным регламентом). Строгое выполнение обязанностей должностными лицами обеспечивается институтом ответственности должностных лиц за невыполнение ими своих должностных обязанностей.
Таков механизм деятельности всей вертикали должностных лиц системы образования по обеспечению прав и законных интересов детей в учебном процессе.
На практике правам ребенка соответствуют не конкретные обязанности должностного лица (или должностных лиц), а общие принципы государственной политики в области образования.
К должностным обязанностям педагога они не имеет отношение, т.к. педагог не является государственным органом, реализующим государственную политику.
К сожалению, у нас отсутствует должный контроль за соблюдением и исполнением принципов государственной политики в сфере образования. Как результат -нет должной ответственности должностных лиц системы образования и здравоохранения за охрану и укрепление здоровья детей в образовательных учреждениях.
В этом можно убедиться, проанализировав Программу развития образования и сопоставив ее с реально достигнутыми результатами. Реализация Программы была рассчитана на 2000 – 2005 годы.
Главная цель Программы, утвержденной Федеральным законом от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ, состояла в “развитии системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования”.
Но вместо гармонично развитой личности мы с каждым годом получаем все больший рост школьных форм патологии здоровья детей в условиях существующей здоровьеразрушающей формы построения учебного процесса.
Из этого следует, что нынешняя реформа образования, продолжающая опираться на здоровьеразрушающие формы и методы построения учебного процесса, фактически противоречит заявленным органами государственной власти приоритетам в реформе системы образования, которая должна развиваться «в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности…» (Федеральный закон от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ).
Получается, что принципы государственной политики в образовании у нас провозглашены, но механизм их реализации в учебном процессе конкретным образовательным учреждением или педагогом отсутствует.
Выходит, что наше законодательство носит декларативный характер, не имеющий ничего общего с практикой его применения его в образовательном процессе.
А поскольку нет законодательно закрепленного механизма контроля за соблюдением в образовательном процессе прав обучающихся, то остается только полагаться на совесть материально незаинтересованного в результатах своего труда педагога…
II. Роль Минобразования РФ и Минздравсоцразвития РФ в реализации принципов и целей государственной политики в области образования.
Поскольку в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации “Об образовании” организационной основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная программа развития образования (далее – Программа), которая утверждается Правительством РФ (до этого она утверждалась Федеральным законом), то для выяснения органов, ответственных за осуществление государственной политики в области образования необходимо обратиться к указанной Программе. Сроками реализации первой Программы были 2000-2005 годы.
В Программе указано, что Государственным заказчиком является Министерство образования Российской Федерации. Исполнителями и соисполнителями являются органы государственной власти, государственные органы управления образованием, органы местного самоуправления, учредители образовательных учреждений, образовательные учреждения различных форм, типов и видов, научно-исследовательские организации. Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством об образовании.
Из этого следует, что государственная политика в области образования осуществляется и контролируется таким органом исполнительной власти как Правительство. На практике осуществление государственной политики происходит в форме реализации Федеральной программы развития образования. Осуществление Правительством государственной политики через Программу развития образования происходит не просто так, а по заказу Министерства образования, т.к. Государственным заказчиком является Министерство образования Российской Федерации. Это орган в системе исполнительной власти, который отвечает не только за конкретные действия по реализации Программы, но и является заказчиком, т.е. ставит определенные задачи, которые должны решаться непосредственно в рамках реализации Программы.
Поскольку исполнителями являются органы государственной власти, государственные органы управления образованием, органы местного самоуправления, учредители образовательных учреждений, образовательные учреждения различных форм, типов и видов, то они и отвечают за достижение ожидаемых результатов от реализации Программы вместе с Правительством, на которое возложен контроль за реализацией Программы в целом.
Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Доля того, чтобы понять стратегию приоритетного развития и меры реализации, необходимо обратиться к основным заданиям Программы. При их рассмотрении видно, что ни Государственный заказчик (Министерство образования), ни Правительство не видят стратегической необходимости приоритетного развития системы образования через изменение существующего в настоящий момент здоровьеразрушающего способа построения учебного процесса на здоровьеразвивающий. Изменение существующего в настоящий момент здоровьеразрушающего способа построения учебного процесса на здоровьеразвивающий не входит в задачи Программы и не является ожидаемым результатом ее реализации. Ни Государственный заказчик (Министерство образования), ни Правительство не считают необходимым для изменения существующего в настоящий момент здоровьеразрушающего способа построения учебного процесса на здоровьеразвивающий использование опыта многолетних научных исследований, доказывающих, что существующий в настоящее время способ построения учебного процесса разрушает здоровье обучающихся.
При этом Программа формально поощряет и поддерживает проведение научных исследований в области образования: «Значимость для государства научной деятельности, ведущейся в образовательных учреждениях, предопределена непосредственной заинтересованностью в использовании научных результатов…»! Поэтому «развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования» являлось одним из этапов реализации Программы. Однако, признавая необходимость научной деятельности, органы, реализующие Государственную политику! в области образования, не считают необходимым использование в образовательных учреждениях таких научных достижений – как разработанная и подтвержденная практикой форма построения учебного процесса, позволяющая улучшить здоровье обучающихся.
Подраздел 2 Программы называется «Проблемы образования». Органы, реализующие государственную политику в области образования, не включили в него проблему катастрофического ухудшения здоровья детей в результате здоровьеразрушающего способа построения учебного процесса! И это не смотря на то, что еще в 1999 году Министерство образования, приводя данные исследований Минздрава и Института возрастной физиологии РАО, официально подтвердило (Письмо МО от 22.02.1999 г. № 220/11-12), что проблема ухудшения здоровья школьников связана с негативным влиянием школы (здоровьеразрушающим способом построения учебного процесса).
Далее следует отметить, что некоторые проблемы все же были обозначены в Программе, но ожидаемые Правительством результаты по их разрешению через реализацию Программы почему-то не наступили… Это отсутствие результатов по устранению:
- неполноты нормативной правовой базы в области образования * (критическое рассмотрение нормативной правовой базы в области образования было предоставлено мной ранее);
- систематического неисполнения норм законодательства в области образования;
- отсутствия ростомерной мебели, норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
- разрыва между системой обучения и воспитания, тем более что особенностью российской системы образования всегда являлось единство обучения и воспитания;
А как красиво проблема восстановления единства системы воспитания и обучения была обозначена в Программе: «Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм».
Очевидно, что Правительство РФ с подачи Министерство образования РФ собираются совершенствовать педагогические технологии обучения любыми способами и методами, только не здоровьеразвивающими. При этом провозглашение приоритета здоровья и общечеловеческих ценностей является превращается фактически в обман Государством (в лице Правительства и Министерства образования) своего народа, который, в соответствии с Конституцией РФ, является носителем верховной власти, и права каждого человека этого народа являются непосредственно действующими.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод:
если при осуществлении государственной политики в области образования в качестве результатов развития образования органы власти (и прежде всего Минобразования РФ и Минздравсоцразвития РФ) не добились:
- развития системы образования в интересах личности, общества и государства,
- безусловного исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления, субъектами системы образования законодательства об образовании и положений Программы,
- функционирования системы образования в соответствии с законодательством об образовании и государственными нормативами в указанной области,
то соответствующие должностные лица системы образования и здравоохранения должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Зайцев А.В., Научно-внедренческая лаборатория ФЗПО АМО, г. Сергиев-Посад, 2008 г.