Образование в целях гармоничного развития учащихся (проект доклада)
Проект доклада на Парламентской Ассамблее Совета Европы
Введение
1. Образование — фундаментальное жизненное благо. Главным фактором устойчивого развития в мире становится не столько накопление материальных благ и услуг, сколько увеличение знаний, творческого потенциала, создание условий для гармоничного развития человека. Конечно, образовательная сфера в развитых странах и сегодня является основным элементом экономического роста. Но даже экономическое соревнование государств перемещается из производственной области в сферу науки и образования.
2. Конечной целью образования в современных условиях должен быть гармонично развитый человек, способный успешно исполнять разнообразные роли в быстро меняющемся, плюралистическом мире.
3. Базовым компонентом гармоничного развития человека является его физическое, психическое, нравственное и интеллектуальное здоровье. Вместе с тем, мы можем констатировать, что растет озабоченность ухудшающимся качеством физического, психического и нравственного развития и здоровья учащихся школ.
Понятно, что школа является отражением общества и она не несет полной ответственности за все беды школьников. Уровень гармоничного развития детей и молодежи определяется влиянием всего комплекса социально-экономических, экологических и культурных факторов общества. И было бы в высшей степени несправедливо сваливать на школу всю вину, например, за нездоровье учащихся. Самая значительная доля ответственности падает, разумеется, на жизнь, которая идет за пределами школы.
4. Вместе с тем специалисты все чаще стали выделять так называемые “школьные факторы риска”, к числу которых относятся стрессовая тактика педагогических воздействий, не сообразная природе ребенка организация учебного процесса и внешкольных занятий, неадекватность методов обучения (их несоответствие возрастным и функциональным особенностям развития детей). Современная вербальная, формально-рассудочная школа, построенная на обездвиженности ребенка, включает против него не только учебные перегрузки, но и такой механизм разрушения здоровья, который игнорирует в учебном процессе активность тела и органов чувств, отдавая приоритет инструктивно-программирующим методам обучения. Влияние именно этих факторов оказалось менее всего изученным и осознанным в европейском сообществе. В то же время они создают большие физические и эмоциональные перегрузки, неизбежно приводят к ухудшению здоровья детей и юношества, истощению резервов жизни поколений, а, в конечном счете — угасанию человеческого генофонда в Европе.
5. Хотя уровень здоровья молодежи в западноевропейском регионе остается одним из самых высоких в мире, проблемы есть. По данным Европейского Регионального Бюро ВОЗ в Европе каждый год погибает 55 тыс. подростков по причинам, связанным с употреблением алкоголя. К 15летнему возрасту 60-70% европейских подростков имеют опыт табакокурения. Наибольший уровень регулярного курения н6аблюдается в Гренландии, Германии, Словении и на Украине [1].
Опрос самих подростков показал, что от 3 до 32% мальчиков и от 13 до 63% девочек оценивают свое здоровье как удовлетворительное или слабое. Что касается школ стран Восточной Европы, то в них ситуация еще более тревожная. На нее влияют тяжелые социально-экономические обстоятельства, слабое материально-финансовое обеспечение сферы образования. Более 42% девочек сообщают о слабом здоровье в Латвии, Литве, Российской Федерации [2].
6. Несмотря на то, что Конвенция ООН о правах ребенка, в частности, статьи 3.3 и 24.2., декларируют приоритет здорового развития детей, в целом они не содержат механизма реализации этой основополагающей идеи. Недостаточно четко требуют этого и национальные законы. Поэтому системы образования многих стран слабо учитывают, что в основе нездоровья учащихся лежат не только медицинские проблемы, но и комплекс школьных факторов риска (ШФР).
Без существенных перемен в учебном процессе, методиках преподавания, направленных на полный учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, даже при высоком уровне учебной и медицинской инфраструктуры, невозможно снизить риск ухудшения состояния здоровья школьников, повысить степень их гармоничного развития.
Решение всех этих универсальных задач требует не только национального, а общеевропейского подхода. Известно, что Я.А. Коменский создал общеевропейский и даже общемировой педагогический инструмент-урок. Сегодня он во многом устарел и его надо менять в общеевропейском масштабе, конечно, имея в виду и национальную специфику. Добиться европейского консенсуса в этом вопросе — трудная, но важная задача.
I. Образование в Европе
7. Европа имеет богатые педагогические традиции. Страны европейского континента прошли в сфере образования и схоластику феодального средневековья, и гуманистическую педагогику эпохи Возрождения, и прагматизм буржуазного периода. Но именно Европа дала миру плеяду самых выдающихся педагогов-гуманистов: Рабле, Монтеня, Мора, Кампанеллу, Песталоцци, Ушинского и многих других. Их идеи гармоничного развития человека остаются и сегодня актуальными.
8. В силу этого, национальные правительства, все общеевропейские институциональные структуры и сегодня проявляют заботу о том, чтобы системы образования обладали той степенью привлекательности, которая соответствует значимости выдающихся традиций европейского континента.
Вопросы образования всегда находили отражение в деятельности Совета Европы. Европейская конвенция по культуре (1954 г.), а также Фонд культуры определили рамки деятельности СЕ в области образования. Повседневно сферой европейского образования занимается Комитет по образованию Совета по культурному сотрудничеству Совета Европы. Один раз в три года проходит Постоянная конференция Министров образования стран членов Совета Европы. И все же, несмотря на постоянные усилия международных организаций и большинства стран Европы, современное образование не успевает отвечать на все вызовы времени и потому нуждается в дальнейшем совершенствовании.
9. В разных странах различен уровень доходов и расходов, культуры, а, следовательно, и здоровья населения. И хотя базовое образование молодежи на европейском континенте в основном обеспечено, т. е. начальным и первым этапом среднего образования здесь охвачено практически все население соответствующего возраста, вместе с тем, в восточной части Европы преобразования в политической и экономической сферах не принесли столь же ощутимых позитивных результатов с точки зрения обеспечения базового образования. Причины кроются в бедности стран и недостаточных расходах на образование.
10. В целях дальнейшего совершенствования образования, в европейских странах следует обеспечить доступ каждого ребенка к сообразному его природе образованию и воспитанию; формировать позитивное отношение всех детей и молодежи к обучению и нравственному развитию; сохранять и укреплять здоровье учащихся в учебном процессе, воспитывать гармонически развитую личность; создавать более широкие возможности для творческой инициативы учителей; систематически привлекать внимание родителей и широкой общественности к проблемам здоровья учащихся; изыскивать консенсусные пути решения проблем взаимосвязи образования и здравоохранения в европейском сообществе.
а. Европейская сеть школ укрепления здоровья
11. Европейская сеть школ укрепления здоровья (ЕСШУЗ) была организована для создания в европейском регионе ВОЗ групп “образцовых” школ, претворяющих в жизнь принципы укрепления здоровья учащихся в школьных условиях.
Концепция таких школ была впервые выдвинута в начале 80-х годов прошлого века. Идея ЕСШУЗ прошла первоначальную экспериментальную проверку в 1991 г. в Венгрии, Чешской республике, Словакии и Польше. В результате переговоров между Европейской комиссией, Советом Европы и Европейским региональным бюро ВОЗ было заключено международное соглашение о разработке проекта под эгидой этих трех организаций. В результате ЕСШУЗ была официально утверждена и открыта для членства в 1992 г.
12. Экспериментальные школы берут на себя обязательства по укреплению здоровья, созданию условий, в которых можно жить, работать, учиться и развиваться. Это достигается путем установления и поощрения партнерства учителей, учащихся, родителей и широких кругов общественности.
ЕСШУЗ характеризуются комплексным подходом к вопросам обеспечения здорового образа жизни для всего школьного контингента. Эти школы ставят целью создать средства и возможности, позволяющие взять под контроль и улучшать физическое и духовное здоровье учащихся и учителей. Данные цели осуществляются путем изменений в структурах управления, внутренних и внешних связях, в стилях и методиках преподавания и обучения.
В школах здоровья особое внимание уделяют ограничениям в отношении курения, обеспечению здоровой пищей в столовых, налаживанию санитарной гигиены, безопасности эксплуатации школьных помещений, благоприятствующей учебной атмосферы, которая включает в себя развитие демократии в школах, более широкую открытость для общественности, освобождение школьной учебы от насилия, угнетения и страха.
13. Не случайно ЕСШУЗ идет в авангарде деятельности по улучшению здоровья в школах Европы. Данная сеть школ провела свою первую европейскую конференцию в 1997 г. в Греции под девизом “Школа укрепления здоровья — инвестиции в образование, здоровье и демократию”. В резолюции, принятой конференцией, определены основные принципы укрепления здоровья школьников; подчеркивается, что правительственные структуры всех уровней должны выделять ресурсы на цели укрепления здоровья в школах. Только в этом случае каждый ребенок Европы сумеет воспользоваться выгодами и преимуществами школ укрепления здоровья.
б. Ситуация в школах России
14. По официальным данным Минздрава РФ только треть учащихся школьного возраста являются относительно здоровыми. Десять лет назад эта цифра составляла 50%. Доля абсолютно здоровых детей сегодня не превышает среди младших школьников 10%, среднего возраста — 6%, старших — 3%. Уровни учебной нагрузки в гимназиях и лицеях завышены в 8 раз, а уровни физической активности учеников в 2-3 раза ниже от физиологически потребных.
К окончанию школы 50% подростков имеют ограничения по состоянию здоровья в выборе профессии и для призыва на службу в армии. Эти проблемы становятся ахиллесовой пятой национальной безопасности России [3].
Положительная или отрицательная взаимосвязь между образовательным процессом и уровнем физического, психического и нравственного здоровья учащихся школ, к сожалению, не привлекает того внимания российских властей, которого заслуживает эта актуализирующаяся с каждым годом тема.
15. Существует своя зависимость между здоровьем учащихся и здоровьем педагогов. Анкетирование педагогов Санкт-Петербурга выявило, что 67% из них считают свое здоровье удовлетворительным и плохим, Эмоциональную устойчивость обнаружили только 40% учителей. Поэтому от профессионального стресса учителя до школьного стресса ученика нередко — один шаг [4].
16. На то, что ни один из всех социально-экономических и медицинских факторов, с помощью которых пытаются объяснить заболеваемость детей в РФ, никак не объясняет природы демографической катастрофы, указывают данные многих педагогических исследований.
Конечно, на эти показатели наложили свой отпечаток многие внешкольные факторы. Но вместе с тем свою лепту в эту типичную для России картину к девятому году обучения внесла эта конкретная школа.
Состояние телесно-функционального развития подростков одной из школ города Сергиев Посад, 1996
(По данным научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области)
Параметры развития тела | Класс, число обследованных | Итого | |||
9а—23 | 9б—23 | 9в—22 | 9г—18 | 86 | |
1. Отстают в биологическом возрасте | 11 | 4 | 9 | 9 | 33 |
2. Нарушение осанки | 20 | 20 | 20 | 18 | 78 |
3. Плоскостопие | 22 | 23 | 22 | 18 | 85 |
4. Отклонения в весе | 13 | 12 | 13 | 9 | 47 |
5. Понижение зрения | 14 | 7 | 8 | 4 | 33 |
17. И все же именно в России появились такие педагогические технологии, которые убедительно доказывают, что без врачебного вмешательства, в основном педагогическими средствами можно противостоять школьным формам патологии. Здоровьеразвивающие педагогические технологии эффективно используются в тысячах российских школ и дают прекрасные результаты. В лицее № 103 г. Железногорска на протяжении 16 лет применяется раздельно-параллельное обучение в младших классах девочек и мальчиков, конторки, движущийся дидактический материал, офтальмотренажеры и др. Произведено пять выпусков учащихся (2001-2005 гг.). От 23 до 35% выпускников — медалисты, все юноши годны к службе в Армии, у девочек не разрушена детородная конституция, зрение сохраняется в три раза эффективнее, чем в обычных школах, исключено нарушение осанки [5].
Опыт России и ряда стран Восточной Европы показывает, что раздельное обучение девочек и мальчиков в младших классах приносит положительные плоды. В связи с этим, зачади разработки учебных программ, скорректированных с учетом гендерной педагогической технологии, подготовки педагогов, владеющих такой технологией, являются актуальными и для Европы в целом. Обобщенный опыт европейских школ в этом направлении помог бы эффективнее гармонизировать учебный процесс в начальных классах.
18. В России первое сообщение о рождении здоровьеразвивающей педагогики за счет сенсорного и моторного обогащения учебного пространства в т.ч. и режима динамических поз в построении урока появилось в 1979 г. АМН СССР признала данное направление открытием в науке, и рекомендовала в практику отечественного образования. Основоположником теории и практики отечественной здоровьеразвивающей педагогики является д.м.н. В.Ф. Базарный.
После многолетней экспертизы в 1989 году система была официально одобрена и рекомендована Минздравом РФ в качестве федеральной программы “Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах”.
Система В.Ф. Базарного разработана на основе психофизиологических законов раскрепощения физических, психомоторных и нравственных потенциалов ребенка средствами дидактики. Она включает: параллельно-раздельное обучение мальчиков и девочек, сенсорное обогащение учебного пространства; проведение урока в режиме дальнего зрения, активного поиски, движений, визуально-образное моделирование; художественно-образные прописи перьевой ручкой, обучение чтению на основе цельных слов и другие педагогические приемы.
19. В Российской Федерации разработан проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в закон “Об образовании” (в части приоритета здоровья учащихся). Закон должен повысить ответственность школы за непомерно высокую физиологическую себестоимость непроверенных учебных технологий. В школах и органах управления образованием будет осуществляться регулярный медико-педагогический мониторинг физических, психических и нравственных параметров каждого ребенка, своевременно оцениваться школьные формы патологии, затрагивающие осанку, болезни костно-мышечной системы, зрение, нервно-психическую сферу.
II. Взаимосвязь образования и здоровья
20. По заявлению директора Департамента по делам молодежи и спорта Совета Европы Р. Вайнгертнера все страны, входящие в состав СЕ, испытывают проблемы с ухудшением здоровья школьников.
Школьники, которые считают себя вполне здоровыми (в %) [6]
Страны | Мальчики, лет | Девочки, лет | ||
11 | 15 | 11 | 15 | |
Франция | 62 | 55 | 53 | 40 |
Австрия | 55 | 46 | 51 | 37 |
Финляндия | 46 | 46 | 39 | 37 |
Россия | 38 | 29 | 23 | 14 |
Польша | 31 | 25 | 26 | 13 |
Эстония | 26 | 24 | 23 | 10 |
Школа должна существенно изменить форматы своей деятельности, став учреждением, осуществляющим не только функцию трансляции учебной информации, но и реально осуществляющим миссию поддержания и укрепления здоровья детей.
21. Положительная или отрицательная взаимосвязь между образовательным процессом и уровнем физического, психического и нравственного здоровья учащихся школ заслуживает большего внимания государственных властей и общественных организаций. Следует иметь в виду, что успех программ здравоохранения зависит от качества программ образования, их соответствия физическому, социальному и нравственному развитию молодых людей.
22. По определению ВОЗ здоровье — это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Сохранение и укрепление здоровья, понимаемого в таком широком смысле слова, имеет не только особую личностную, но и общественную значимость.
23. При всех различиях в национальных системах образования европейских государств общим смыслом для них должна оставаться забота о здоровье обучающихся как ключевом моменте демографического благополучия Европы.
24. Необходимо создать условия для того, чтобы учебный процесс приспосабливался к природным способностям ребенка, а не наоборот, когда методика преподавания становится чужеродным насилием над учащимися, со всеми вытекающими из этого печальными последствиями.
Кроме этого надо исключить все причины, порождающие насилие в школах. Следует подумать о разработке специальной хартии по данной проблеме.
25. Пагубность влияния школьных факторов риска усугубляется тем, что они действуют комплексно, непрерывно и длительно (10-12 лет). Микросимптоматика их воздействия не привлекает внимания педагогов, врачей, родителей до тех пор, пока она не переходит в явно выраженную патологию.
Непрерывная интенсификация учебного процесса подвергает многих детей прежде всего школьному стрессу. Систематическое воздействие стресса сопровождается утомлением, головными болями, а иногда и увеличением у детей щитовидной железы.
Общепринятым является мнение: причиной школьного зоба является недостаток йода в воде и пище. ЮНИСЕФ и ВОЗ рекомендует всем странам ввести обязательное всеобщее йодирование соли. Такая рекомендация важна. Вместе с тем она будет больше лечить следствия, нежели причину.
Еще в XVIII веке доктор Гильом из Австрии [7] утверждал, что в появлении “школьного зоба” виновата школа. Российские ученые доказали, что степень его выраженности у школьников прямо пропорциональна напряжению сил ребенка при учебе. Таким образом, массовое увеличение щитовидной железы у школьников обусловлено и чуждой природе ребенка методикой обучения.
26. Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной в основную школу, что связано с возрастанием объема и усложнением характера информационной нагрузки; выходом на первый план фактора оценки, призванной играть главную, если не определяющую роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны учителей и родителей за его успеваемостью; усложнением характера взаимоотношений “учитель — ученик”, а также межличностных отношений внутри класса и в связи с этим — увеличением риска возникновения конфликтных ситуаций.
27. Родители, общественность, политики обязаны всерьёз заговорить о непомерно высокой “физиологической себестоимости” устаревших и новых непроверенных учебных технологий. Разговор этот тем более оправдан, что во всех странах Европы имеются учебные методики, которые в той или иной степени содействует исключению из жизни учеников так называемых “школьных” болезней.
28. Во многих школах, особенно стран Восточной Европы, существует большая потребность в создании сети дошкольных и школьных учреждений компенсирующего вида для детей часто болеющих, с нарушением в развитии опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, слуха, с задержкой психического развития и т.д. Но и в данном случае речь должна идти о том, что надо проводить оздоровление таких детей не только в поликлиниках и санаториях, а непосредственно в образовательных учреждениях.
29. Требуется время и большие усилия государства и общества по организации медико-педагогического всеобуча населения, чтобы произошли коренные изменения в сознании взрослых относительно исключительной ценности собственного здоровья и здоровья их детей. Комплексная работа институтов семьи и школы на основе общности взглядов на проблему гармоничного развития школьников обеспечивает преемственность в воспитании и результативность деятельности. Чтобы улучшить влияние семей на развитие детей и подростков, надо обязательно сравнивать и оценивать образ жизни подростков и их родителей, делая соответствующие выводы для принятия конкретных решений как национальном, так и на местном уровнях.
30. Для многих национальных правительств актуальными представляются такие задачи как создание нормативно-правовой базы для внедрения здоровьесберегающих учебных технологий; медико-педагогическая оценка эффективности методик; формирование организационных (государственных и общественных) структур здоровьесберегающей деятельности; организация подготовки студентов педвузов и переподготовки учителей в целях овладения ими здоровьесберегающими методиками обучения.
III. Физическое, психическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей и подростков как основа здорового образа жизни
31. Основным фактором телесного (физического) развития учащихся считают физическую культуру. Как учебный предмет ее понимают и используют довольно узко: физическая подготовка школьников и вовлечение учащихся в занятия спортом. На самом же деле физкультура — это формирование динамического стереотипа человека для его физиологического, физического и психического совершенствования. А это означает, что требуется учитывать индивидуальные данные школьников, подбирать и рекомендовать индивидуальный “маршрут здоровья” каждому учащемуся.
Надо вернуть в школы спортивные командные игры не только для развития физического здоровья, но и для воспитания духа товарищества, приобретения навыков и ценностей, которыми обладает сплоченная команда.
32. При всей многогранности подходов к сбережению и укреплению здоровья школьников (питание, экология, гигиена, профилактическая медицина, коррекционная педагогика и т.д.), на одно из первых мест, как показали научные исследования, выходят факторы гигиенически рационально построенного учебного процесса и создания условий для максимальной двигательной активности школьников. Этим фактором отводится основная роль в полноценном становлении и развитии растущего организма.
33. Несмотря на то, что учебное время в школах сократилось (за счет высвобождения субботы), большие нагрузки — актуальная тема. С поступлением в школу общая двигательная активность ребенка падает во много раз. В традиционной практике школьного обучения ей отводится от 10 до 18% от физиологической потребности ребенка. В результате у детей снижается адаптивный ресурс и жизненный тонус, быстрее наступает утомление.
По данным Европейского Бюро ВОЗ подавляющее большинство молодых людей физически пассивны. В среднем меньше 40% отвечают современным представлением о необходимом минимуме физической активности в неделю [8].
Фактический уровень физической активности школьников [9] (в %)
Страны | Не занимаются | Занимаются 1-3 ч. в неделю | Занимаются 4 ч. и более в неделю |
Австрия | 10 | 39 | 51 |
Германия | 14 | 38 | 48 |
Дания | 15 | 46 | 39 |
Финляндия | 17 | 47 | 36 |
Венгрия | 19 | 45 | 36 |
Норвегия | 19 | 49 | 32 |
Франция | 23 | 45 | 32 |
Бельгия | 22 | 37 | 31 |
Шотландия | 22 | 51 | 27 |
Уэльс | 18 | 59 | 23 |
Швеция | 25 | 47 | 28 |
Польша | 23 | 54 | 23 |
Эстония | 29 | 45 | 26 |
Северная Ирландия | 29 | 46 | 25 |
Чехия | 33 | 44 | 23 |
Литва | 37 | 37 | 26 |
Испания | 40 | 44 | 16 |
Россия | 47 | 39 | 14 |
Латвия | 46 | 43 | 11 |
Известный норвежский ученый Х. Сейффарт приводит такие данные: из 229 ребят 1-го класса лишь у 5% имелась удовлетворительная осанка [10]. Исправить ее нельзя только за счет увеличения числа уроков физкультуры и спортивных секций. Существенно улучшить осанку можно только за счет рационально-подвижной организации каждого академического урока.
Следует активнее применять методики, которые, сохраняя в полной мере образовательный компонент урока, увеличивают его динамический фон. Такой урок позволяет удовлетворить естественные потребности ребенка в движениях. И как бы это непривычно не выглядело, на таких занятиях у детей повышается внимание, работоспособность и мотивация к учебе.
34. Особая задача школы состоит в овладении каждым учащимся в максимально возможной полноте национальной и мировой культурой. Дети должны обучаться лучшим образцам культуры. И хотя культура и нравственное здоровье человека — это производное от здорового общества, но именно школа способна помочь детям и молодежи осознать идеи культуры как единства духовного и материального, личного и общественного, национального и общечеловеческого.
35. В условиях дисбаланса между образованием и воспитанием, критически низкого уровня нравственности современного общества необходимо, чтобы страны члены Совета Европы считали морально-эстетическое, нравственно-правовое и культурно-экологическое воспитание детей и молодежи приоритетным направлениями образовательной политики.
36. Современная школа дает ученику много информации. Однако информационный интеллект — это интеллект, который нередко отключен от духовного состояния человека, он, по-своему, ограничен и не раскрывает всех человеческих возможностей, о которых видный немецкий ученый Вейсмантель сказал: “Открытие скрытых в ребенке, еще не исследованных творческих сил будет иметь большие последствия, чем открытие расщепляемости атома” [11].
К сожалению, пока это не достигается, о чем свидетельствует нижеследующая таблица [12].
Школьники, которые считают себя вполне здоровыми (в %)
Страны | Мальчики, лет | Девочки, лет | ||
11 | 15 | 11 | 15 | |
Польша | 71 | 52 | 85 | 60 |
Австрия | 55 | 42 | 60 | 44 |
Франция | 56 | 36 | 56 | 36 |
Финляндия | 53 | 39 | 50 | 46 |
Эстония | 29 | 22 | 48 | 42 |
Россия | 26 | 35 | 35 | 48 |
37. Наметилась устойчивая тенденция омоложения психических заболеваний. Наличие у детей, подростков и молодых людей, пограничных нервно-психических расстройств, низких показателей развития их психофизиологических функций все это сегодня — реальность. Европейская конференция ВОЗ (2005 г., Хельсинки), обсуждавшая охрану психического здоровья, отметила, что около 2 млн. молодых людей в Европе страдают психическими расстройствами.
Распределение психических отклонений по возрастным группам (ФРГ)
Источник: Эссер и др. 1992 г.: Исследование Маннхэйма [13] [14]
Распределение | 8-летние n = 216 (1978 г.) | 13-летние n = 191 (1983 г.) | 18-летние n = 181 (1988 г.) |
Всего | 16,20% | 17,80% | 16,00% |
Тяжелые формы | 4,20% | 4,50% | 3,90% |
Всего муж. | 22,20% | 22,00% | 14,80% |
Всего жен. | 10,20% | 13,00% | 17,20% |
Психическое состояние учащихся ФРГ (2002 г.) [14]
Состояние (в %) | Пессимисты | Оптимисты |
Частая подверженность стрессу | 68 | 58 |
Частое одиночество | 62 | 50 |
Частая обессиленность | 64 | 48 |
Быстрая утомляемость | 58 | 43 |
Частые боли в спине | 42 | 34 |
Частая нервозность | 41 | 27 |
Отсутствие сосредоточенности | 34 | 20 |
Состояние здоровья плохое | 36 | 18 |
Нарушения сна | 27 | 12 |
Частое уныние | 36 | 10 |
* “Оптимисты” или “пессимисты” — юноши, которые по результатам опроса видят свое будущее позитивным или негативным.
В чем причины такой реальности? Их много. Но поскольку дети в течение пяти дней недели значительную часть времени бодрствования проводят в школах, то именно в этой среде требуется повышения ответственности педагогов и родителей за диагностику, коррекцию и улучшение психологического климата.
Как показывают исследования, в разных странах непрерывное нарастание интенсификации учебной деятельности периодически подвергает до 80% детей школьному стрессу. Так, исследования, проведенные в Латвии в рамках проекта ВОЗ “Здоровье молодежи Европы” показали, что 52% школьников боятся учителей, более 46% детей подвергаются унижению [15]. В то же время в Латвии проводится интересный эксперимент, направленный на взаимодействие медицины и образования. Результат: первоклассники, пришедшие в экспериментальную школу с нарушениями опорно-двигательного аппарата по показателям здоровья за два года обогнали второклассников соседней школы.
38. Доказано, что суициды во многих странах Европы, занимающие высокое место в статистике детской смертности, также во многих случаях связаны с чрезмерными стрессовыми ситуациями, сопровождающими школьную и внешкольную жизнь детей. В этом отношении следует подчеркнуть, что еще 100 лет тому назад на первом международном конгрессе по школьной гигиене, состоявшемся в Нюрнберге в 1904 году, был сделан вывод: дети в школе пребывают в состоянии хронического переутомления, отрицательно сказывающегося на физическом и психическом развитии и здоровье учащихся [16]. Проблема отдыха детей и сегодня нуждается в дальнейшей организационно-методической разработке.
39. Во всех школах Европы следует обеспечить высокий уровень понимания каждым учителем важности формирования у обучающихся и их родителей здорового образа жизни; необходимости обеспечения такого учебного процесса, который перестает быть для учащихся тяжким, не интересным трудом; того места, которое занимает его предмет, его урок в решении общей задачи педагогов по всестороннему развитию учащихся; необходимости повышения не только информационной компетентности ученика, но и степени его мотивационно-эмоционального восприятия учебного материала и окружающего мира в целом.
40. Цель гармонично развивающей педагогики — не наращивание объемов медицинской помощи детям в школах, а, наоборот, — создание условий уменьшающих число обращений к врачам: учебный процесс должен нейтрализовать врожденные и не допускать новые болезни у учащихся. В идеале обучение должно стать безвредным и даже полезным для здоровья.
41. К сожалению, пока наблюдаются обратные процессы: потребление учащимися алкоголя, табака, наркотиков. Это представляет собой тревожный сигнал для жизни и здоровья детей и юношества в Европе. Например, во Франции около 25% юношей в возрасте 18 лет употребляет [17] каннабис.
Доля курильщиков (постоянно курящие и курящие от случая к случаю) в возрасте от 12 до 17 лет в старых и новых федеральных землях:
1993, 1997, 2001 г. (ФРГ) [18]
Источник: репрезентативные Данные Федерального Центра gA, цит. согласно Федерального Центра gA (2001)
Курильщики | Старые федеральные земли | Новые федеральные земли |
1993 год | 21% | 20% |
1997 год | 27% | 34% |
2001 год | 26% | 33% |
Потребление алкоголя молодежью от 12 до 25 лет (последние 12 месяцев), 2001 год
Источник: Федеральный центр gA 2001:12 (ФРГ) [19]
Опрошенные | Пьющие алкоголь | |
По меньшей мере, 1 раз в неделю | Редко или никогда | |
Всего опрошенных | 30% | 34% |
По половому признаку | ||
Муж. | 39% | 30% |
Жен. | 20% | 40% |
По возрасту | ||
12-13 лет | 1% | 85% |
14-15 лет | 16% | 50% |
16-17 лет | 37% | 21% |
18-19 лет | 37% | 22% |
Тяга к употреблению любого зелья является следствием не только внешнего воздействия, но и эмоционально-психологического дискомфорта, депрессии подростка, молодого человека. По данным ряда исследований установлено, что большинство современных школьников нередко переживают одиночество, тревогу, страх, эмоциональное опустошение. Это является основой для формирования зависимого интеллекта, — наркоинтеллекта. Поэтому в борьбе с этим злом лучше наращивать педагогический, а не только карательный или лечебный ресурс.
42. Необходимо, чтобы все страны члены Совета Европы разработали и ввели в действие мероприятия по информации и сенсибилизации юношества по отношению к долгосрочным угрозам, перед которыми оно встает в связи с употреблением табака, алкоголя, наркотиков; приняли меры, предусматривающие запрет продаж и потребления алкоголя, табака и психоактивных субстанций для детей и подростков.
43. Важно предоставление равных возможностей и услуг по обеспечению здорового образа жизни для всех детей и подростков. Это особенно касается детей мигрантов. Их низкая социальная защищенность, языковой барьер, необходимость адаптации к новым социальным и климатогеографическим условиям способствуют невротизации, снижению иммунитета и общему ухудшению состояния здоровья. Так как число детей-мигрантов в некоторых странах членах Европы будет расти, то необходимо систематически исследовать негативные последствия миграции, их влияние на развитие детей-мигрантов, динамику состояния их здоровья.
IV. Проблемы и перспективы здоровьеразвивающей педагогики
44. Современная система образования недостаточно эффективна потому, что она все больше базируется не на сообразных природе ребенка методологических, а на информационных принципах. Приверженность к выбору: экстенсификация или интенсификация образования — ошибочна. Первая тенденция экономически нецелесообразна, вторая — антигуманна по своей сути, так как иногда реализуется ценой разрушения здоровья учащихся и педагогов. Но есть третий путь — переосмысление образовательной стратегии, начиная с пересмотра цели и методологических основ учебного процесса и кончая пересмотром основ самой дидактики, в т. ч. и системы управления образованием.
45. Пришло время скорректировать цели и задачи массовой общеобразовательной школы: наряду с учебной информацией детей активно внедрять технологии их гармоничного развития. У каждого школьника должны совершенствоваться образно-осмысленная речь и чтение, хороший почерк, развиваться художественно-музыкальные вкусы, т. е. все базовые характеристики его всестороннего развития.
46. В последние годы некоторые страны Евросоюза в большей мере, чем здоровьем учащихся, озабочены низким качеством их обучения. В то же время забывается, что ценность образовательной среды для ребенка определяется не только количеством знаний и навыков, но и тем, что именно она во многом обуславливает его физическое, психическое и социальное здоровье. Проблема эта стала настолько всеобщей, что для ее решения необходимо совместное участие заинтересованных кругов на школьном, муниципальном, национальном и европейском уровнях.
47. В основе нездоровья многих школьников лежат не только медицинские, но и педагогические причины. К последним можно отнести информационную интенсификацию учебного процесса; устранение из базового учебного плана ряда школ полноценного трудового и художественного воспитания; игнорирование особенностей каждого ребёнка, что заглушает развитие адекватных полу воображения, эмоций, т.е. поло-личностной дифференциации; замену ростомерной мебели на одномерную, наклонной поверхности учебных мест на (искажающую перспективу букв) горизонтальную поверхность и т.д. и т.п.
48. Изучение опыта многих европейских школ показывает, что работа по гармоническому развитию учащихся должна строиться с учетом приоритета программ, методик и педагогических технологий, обладающих здоровьеразвивающим потенциалом; оздоровления организма учащегося в течение года непрерывно; участия в обучении и воспитании педагогов, психологов, медиков, родителей; развития демократического самоуправления в школах.
49. Педагогический процесс можно считать оптимальным с точки зрения гармоничного развития школьников, если он вбирает в себя природосообразность педагогического воздействия на учащихся; комплексную диагностику и коррекцию их физического, психического и интеллектуального развития; психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учебных методик, программ, учебников, школьной инфраструктуры.
50. Проблемой, заслуживающей особого внимания, является анализ массового использования в образовании компьютерной техники. Компьютеры определяет значительное увеличение информационной и зрительной нагрузки на человека. Как следствие этого, нередко накапливается хроническое утомление.
Именно поэтому особую актуальность приобретает разработка методов и технологий охраны зрения учащихся. Ежедневное пользование компьютером способствует появлению астенопии (дискомфортных ощущений в области глаз). Такая ситуация требует увеличить охват инструментальным и другими замерами школьных кабинетов информатики и вычислительной техники.
51. В целях совершенствования работы школ Европы по гармоничному развитию детей и подростков Совет Европы мог бы инициировать с ЮНИСЕФ дальнейшее совершенствование критериев медико-педагогической оценки всех образовательных программ и технологий, методик и учебников с учетом психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся. Например, шесть из десяти мальчиков и семь из десяти девочек Англии заявили, что их чрезвычайно напрягает учеба в школе [20].
52. Воздействие СМИ на детей и подростков превратилось в мощный фактор формирования их образа жизни, вклад которого можно было бы оценить в отдельном докладе. Необходима переоценка роли СМИ, и в первую очередь телевидения и Интернета в духовном и нравственном воспитании детей и молодежи. Следует активнее стимулировать выпуск детско-юношеских телепрограмм, кино-, теле- и видеофильмов, компьютерных игр и электронных изданий, способствующих формированию у детей и подростков высокого нравственного и художественного вкуса.
53. К сожалению, дети и подростки рассматриваются производителями информации только как объекты потребления. В связи с этим информационные материалы часто не учитывают возрастных, половых, региональных различий юных потребителей. Важным в связи с этим представляется изучение мнения самих детей и подростков по проблемам их жизнедеятельности, потребностей и претензий к обществу и взрослому миру. Следует создать общеевропейский сайт в Интернете “Образование и здоровье”.
54. Несмотря на большие объемы современной литературы по вопросам оздоровления, все еще наблюдается нехватка знаний об основах сохранения здоровья молодежи. Совет Европы совместно с ВОЗ, ЮНИСЕФ и другими международными организациями мог бы значительно увеличить тиражи литературы по гармоничному развитию и укреплению здоровья, обеспечить значительное расширение издания специальной литературы для детей и юношества в области сохранения и укрепления здоровья, решить вопрос о создании общеевропейской библиотеки для родителей “Азбука здоровья и развития детей”, а также принять участие в создании европейских энциклопедий (на базе переводов национальных изданий) по данной проблематике.
V. Школьная среда и здоровье учащихся
55. Актуальной проблемой, которую надо отслеживать в целях безопасности здоровья школьников является санитарно-гигиенический анализ издательской продукции, детских игрушек, всех товаров детского ассортимента.
Четвертая конференция министров по окружающей среде и охране здоровья (Будапешт, 24.06.04) заявила о том, что ежегодно нездоровая среда обитания становится причиной смерти более 5 млн. детей. В Европе ежегодно регистрируются тысячи случаев отклонения от европейских стандартов изделий, относящихся к товарам детского ассортимента. Заметим, что среди отклоняющихся от согласованных образцов игрушек большинство изготавливается в Китае.
56. Говоря о товарах детского ассортимента, нельзя обойти стороной и проблемы детского питания, которые следует рассматривать как вопрос партнерства между школой и родителями. В отдельных странах это питание хорошо налажено. Например, в Испании установлен тотальный контроль за питанием учащихся со стороны родителей и школы. Большинство учащихся питаются в школе лучше, чем дома. В Великобритании 80-90% учащихся начальных школ питается бесплатно. Во многих европейских школах меню разрабатывается специалистами-диетологами.
В 2003 году в Страсбурге состоялся Европейский форум по школьному питанию. Проблема избыточного веса учащихся была в центре внимания участников форума, которая является актуальной для многих стран членов Совета Европы. По данным Европейского Бюро ВОЗ треть девочек и пятая часть мальчиков считают, что у них лишний вес [21]. Если в 1995 году только 9,6% детей в Англии в возрасте от 2 до 10 лет имели избыточный вес, то 2002 году этот показатель вырос до 15,5% [22].
В контексте вышесказанного, существует необходимость совершенствования контроля и строгой сертификации специализированных продуктов для питания детей в школьных учреждениях в тех странах, где такого контроля не существует. Важно обеспечить всех учащихся недорогими и качественными школьными обедами.
57. Организм ребенка может абсорбировать до 50% свинца, присутствующего в пищевых продуктах, в то время как у взрослых этот показатель равен 10%. Свинец особенно опасно воздействует на мозг детей. Сегодня 15-18 млн. детей в развивающихся странах страдают необратимыми церебральными нарушениями, вызванными отравлением свинцом. В европейском регионе такие дети составляют 4,4% [23].
58. К инфраструктуре, которая может вредить здоровью и развитию учащихся, может относиться и школьная мебель. Английский профессор П. Бакл обнародовал результаты своего исследования: 36% детей 11-14 лет страдают от серьезных болей в спине из-за неправильной мебели [24].
Использование древесностружечных и древесноволокнистых плит из клееной фанеры на основе формальдегидных смол для изготовления учебной мебели в ряде стран также оказывает негативное влияние на здоровье учащихся.
59. В странах Совета Европы необходимо разработать национальные планы действий по предупреждению вредного воздействия факторов окружающей, в том числе школьной среды на здоровье детей, активнее включиться в выполнение Европейского плана действий в области окружающей среды и здоровья детей (Будапешт, 2004).
Например, в Республике Хорватия все школьное оборудование подлежит ежегодным санитарным осмотрам. Школьные кухни и столовые подвергаются двум и более осмотрам ежегодно [25].
60. Общеевропейской задачей должна стать разработка более строгой гигиенической классификации товаров детского ассортимента, а также определение более тщательных подходов к учебно-гигиенической регламентации всех школьных принадлежностей.
VI. Мониторинг здоровья учащихся
61. В современной ситуации крайне необходим мониторинг показателей жизнеспособности учащихся, резервов их физических, нервно-психических и интеллектуально-творческих сил. Взамен затратных и иногда формальных медицинских осмотров учащихся с достаточно большой периодичностью, необходимо организовывать в школьных учреждениях постоянно действующий эффективный механизм доврачебного и врачебного контроля за динамикой физического и психического развития детей.
62. Мониторинг может организовываться на принципах учета возрастных особенностей и закономерностей взаимодействия биологических и средовых факторов при формировании здоровья учащихся; сочетания двух моделей мониторинга — официальной статистической отчетности и методов индивидуального наблюдения за состоянием здоровья школьников; использования объединенной информации о состоянии здоровья учащихся с данными других ведомств, в частности здравоохранения; учета официальных нормативов относительно образовательных программ, учебных нагрузок, педагогических технологий и режимов обучения, организации систематической оценки состояния здоровья детей и подростков в образовательной среде.
63. Важно обеспечить сопоставимость данных мониторингов внутри стран и по разным странам-членам Совета Европы. Формирование школьных, муниципальных, региональных, национальных и общеевропейских баз данных о состоянии здоровья позволит определить приоритеты при разработке профилактических, корреляционных и реабилитационных медико-педагогических технологий и программ для гармоничного развития учащихся.
Все это задачи не только для органов управления образованием, но и исполнительных властей всех уровней, призванных координировать межведомственные отношения, выявлять более глубокие причинно-следственные связи, своевременно вскрывать факторы школьного риска для безотлагательного принятия управленческих решений в сфере укрепления здоровья детей.
Заключение
64. В образовании приоритетным является не только процесс получения учебной информации, но и формирование физически и умственно зрелой личности. Необходимо обеспечить внедрение образовательных технологий и методик, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям учеников; не допускать учебных перегрузок школьников; осуществлять психолого-педагогическую, физиолого-гигиеническую оценку программ и учебников, систематически проводить гигиеническую экспертизу режимов образования; ориентировать министерства образования и здравоохранения на совместное проведение регулярного мониторинга состояния здоровья обучающихся в каждой стране Европы.
65. Система образования и повышения квалификации работников этой среды должна предусматривать подготовку специалистов, способных эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья школьников. Современные учителя и родители недостаточно осведомлены о возможных негативных влияниях образовательной среды на здоровье учащихся. К тому же существующий принцип оплаты преподавательского труда в странах Восточной Европы заставляет учителя брать на себя непомерную учебную нагрузку, что негативно сказывается на личном здоровье самого педагога, а в ряде случаев и на его отношении к работе, к учащимся и, в конечном итоге, на низком качестве образования и здоровья школьников. Надо всемерно укреплять принцип: “Здоровый родитель, здоровый учитель — здоровый ученик”.
66. Совет Европы мог бы рекомендовать национальным правительствам организовывать совместно со специалистами из ВОЗ и ЮНИСЕФ регулярные семинары на базе педагогических и медицинских вузов для педагогов, психологов, преподавателей физкультуры, школьных врачей, медсестер, администраторов школ по вопросам охраны и укрепления здоровья учащихся.
67. Следует обеспечить межведомственную координацию, максимально согласованные действия органов образования, здравоохранения, культуры, социальной и экологической защиты, физкультуры и спорта в целях всестороннего развития детей; кардинально усилить межведомственное взаимодействие при разработке национальных, региональных и муниципальных здоровьесберегающих акций. Национальным парламентам следует совершенствовать законодательную базу в этом направлении.
68. Продолжить совершенствование образовательных программ и мероприятий по информации и сенсибилизации юношества к угрозам, перед которыми оно встает в связи с употреблением табака, алкоголя, наркотиков, актов насилия; во всех странах ввести в действие образовательные программы формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни, основывающиеся на работе единых команд учителей, медиков, психологов и других специалистов. Активнее подключать к этой работе Европейскую сеть школ укрепления здоровья.
69. Совет Европы должен способствовать эффективному сотрудничеству национальных и международных организаций и исследовательских центров для научной разработки программ содействия здоровью обучающихся, раннего выявления отклонений в развитии детей разного возраста.
70. Проблемы формирования здорового образа жизни и гармоничного развития подрастающего поколения должны рассматриваться в ряду национальных приоритетов. В каждой стране школа призвана стать источником просвещения в области культуры здоровья и здорового образа жизни, а в связи с этим — фундаментом, на который опираются основные силы нации.
71. Стратегия образования в условиях “подвижной” Европы (усиления миграционных перемещений огромных масс людей) требует серьёзных размышлений о возможности разработки европейской Конвенции школьного и дошкольного образования детей — мигрантов, а также усыновленных за границей детей или о дополнении уже существующих на этот счет европейских правовых механизмов.
72. Национальным парламентам нужно разработать законы или необходимые поправки в существующие акты, предусматривающие усиление ответственности образовательных учреждений и органов управления образованием, органов власти всех уровней за нанесение педагогического ущерба здоровью учащихся в дошкольных и школьных учреждениях.
73. В отношении молодежи вполне подходит мысль о том, что будущее — это та часть жизни, которую мы можем изменить. И вторая: многое из того, что нам необходимо, может подождать, но не ребенок. Все это требует от каждого гражданина европейского сообщества сделать гармоничное развитие детей и юношества не сокровенной мечтой, а живой реальностью.
Рекомендации ПАСЕ (проект)
1. Парламентская Ассамблея Совета Европы убеждена в том, что задачей школы является обеспечение гармоничного развития учащихся, способных исполнять разнообразные роли в быстро меняющемся мире. Школа не должна лишь обеспечивать миссию передачи знаний и информации, она должна также способствовать поддержанию и улучшению здоровья учащихся, развивать потребность в здоровом образе жизни и в освоении общечеловеческих ценностей. По определению ВОЗ “здоровье
— это состояние полного, интеллектуального и социального благополучия и оно не заключается только в отсутствии болезни или физических дефектов”.
2. Бурное развитие информационных технологий постоянно интенсифицирует учебный процесс. Как в этих условиях сделать образование безвредным для здоровья учащихся — все более актуализирующаяся задача, которую можно решить только комплексным сотрудничеством политиков, педагогов, медиков и других специалистов.
3. Парламентская Ассамблея считает, что здоровье, а также интеллектуальное развитие является важнейшей основой гармоничного развития детей и подростков. В то же время ПАСЕ констатирует, что в некоторых странах — членах Совета Европы состояние здоровья детей в школьных и дошкольных учреждениях вызывает озабоченность.
Учащихся страдают болезнями, которые в определённой степени связаны со школьной средой: искривление позвоночника, близорукость, неврастения, истощение нервной энергии, патология щитовидной железы и др. Вызывает серьезное беспокойство проблема избыточного веса детей, связанного с несбалансированным питанием в школах ряда европейских стран.
4. Различные факторы оказывают вредное воздействие на здоровье детей, в том числе социальные и финансовые трудности людей или же экологические проблемы и неадекватная школьная и дошкольная инфраструктура.
5. Многие причины дисгармоничного развития детей связаны с недостатками школьной системы образования, порождающими школьные факторы риска, которые остаются недостаточно изученным и осознанным обществом явлением. Они оказывают продолжительное комплексное воздействие и привлекают внимание педагогов, врачей, родителей лишь тогда, когда патологические симптомы имеют уже ярко выраженный характер.
6. Во многих европейских школах успешно применяются здоровьеразвивающие методы обучения, которые учитывают вопросы здоровья детей. В частности, эти методики используются в рамках программы Европейской сети школ укрепления здоровья (ЕСШУЗ) ВОЗ. В этой связи ПАСЕ подчёркивает важность продолжения и укрепления сотрудничества между Советом Европы, Европейской комиссией и ВОЗ, которое существует с 1992 г.
7. ПАСЕ выражает глубокую озабоченность по поводу вредного воздействия на здоровье подростков употребляемого ими алкоголя, табака, наркотиков, а также большого числа актов насилия в школьной среде. В этой связи Парламентская Ассамблея особо упоминает свою Рекомендацию 1169 относительно воспитания здоровья и против злоупотребления наркотиками. Поскольку этот феномен является следствием и учебных проблем, то необходимо его рассмотреть через улучшение педагогической системы.
8. В целом в школах следует предпочитать про-активный подход, имея в виду что:
i. отдается приоритет программам и методикам, которые не вредят здоровью учащихся или их гармоничному развитию, полнее учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
ii. обеспечивается эффективное участие психологов, педагогов, медиков в разработке учебных методик, школьной инфраструктуры;
iii. внедряется, через все учебные предметы, культура здоровья, в том числе принципы здорового образа жизни;
iv. обеспечивается высокое качество физического и спортивного воспитания;
v. предлагается экологически чистое питание во всех школьных столовых;
vi. проводится мониторинг состояния здоровья и развития каждого ребенка в течение всего периода обучения и обеспечивается сопоставляемость данных мониторинга внутри страны и на европейском уровне.
9. ПАСЕ считает, что необходимо внедрить в программы подготовки учителей и персонала учебных заведений измерение обучению здоровью и регулярно сенсибилизировать к этим вопросам родителей, психологов, врачей, социальных работников и улучшать сотрудничество между родителями и учителями.
10. Парламентская Ассамблея констатирует, что средства массовой информации (СМИ) превратились в важнейший фактор влияния на учащихся. Необходимо, чтобы СМИ, в первую очередь телевидение, были более чувствительными к вопросам формирования здоровья детей и подростков. Необходимо поощрять СМИ в деле формирования гармонично развитой личности.
11. ПАСЕ считает, что проблемы формирования здорового образа жизни и гармоничного развития подрастающего поколения должны рассматриваться в странах-членах Совета Европы в ряду национальных приоритетов. В соответствии с этим она рекомендует Комитету министров:
i. усилить общеевропейскую стратегию о здоровье и развитии детей и подростков ВОЗ, инициируя на пример кампанию по ее сенсибилизации;
ii. в тесном сотрудничестве с ЮНИСЕФ, ВОЗ и другими заинтересованными организациями осуществить сбор исходных данных о школьных формах болезней, которые могут быть связаны со школьной средой; провести исследования взаимосвязи образования и состояния здоровья учащихся, результаты которых могут быть использованы странами — членами Совета Европы с целью разработки их национальных политик в этой области;
iii. изучать возможность, в тесном сотрудничестве с другими заинтересованными международными организациями, о разработке европейской хартии по борьбе с насилием в школьной среде или об усилении уже существующих механизмов;
iv. изучать возможность, в экспериментальном порядке, организовать раздельное обучение мальчиков и девочек в младших классах, с учётом того факта, что в некоторых европейских странах такой эксперимент показал положительные результаты;
v. организовать обмен информацией и передовым опытом в деле защиты здоровья учащихся в школьной среде;
vi. изучать возможность для организации семинаров для переподготовки учителей в целях овладения ими здоровьесберегающими методиками обучения;
vii. обратить особое внимание вопросам сохранения здоровья детей мигрантов в школьной среде, с учётом их низкой социальной защищенности, языкового барьера, необходимости адаптации к новым социальным и климатогеографическим условиям;
viii. разработать общеевропейскую классификацию экологически чистых товаров для детей и качественных продуктов питания для школьников, в целях обеспечения критериев их здоровья. В этом контексте рассмотреть возможность создания специального знака качества Совета Европы для таких товаров и продуктов.
Материалы:
1 Факты и цифры ЕРБ ВОЗ/02/03, Копенгаген, Вена, 8 сентября 2003 г.
2 Пресс-релиз ЕРБ ВОЗ/06/04, Копенгаген, Эдинбург, 3 июня 2004 г.
3 Доклад “О состоянии здоровья детей в Российской Федерации”, М. 2003.
4 Материалы международного конгресса “Здоровье, обучение, воспитание”, М. 2004.
5 Материалы международного конгресса “Здоровье, обучение, воспитание в XXI веке”, М. 2004.
6 Комков А.Г. и др. Физическая активность, здоровье и стиль жизни школьников / Сб.: физическая культура, спорт и здоровье нации. Материалы международного конгресса, СПб, 1996.
7 Д.И. Писарев.- ж. “Учитель”, 1865 г., № 9, стр.216.
8 Пресс-релиз ЕРБ ВОЗ/06/04, Копенгаген, Эдинбург, 2004
9 Материалы международного конгресса по взаимодействию физкультуры и здоровья нации, СПб, 1996
10 Henrik Seyffarth, TA VARE, PA KROPPEN I DAGLILLIVET, Universitetsforlaget.
11 Материалы международного конгресса “Здоровье, обучение, воспитание в XXI веке”. М. 2004.
12 Материалы международного конгресса по взаимосвязи физкультуры и здоровья наций, СПб, Россия, 1996.
13 Комков А.Г. и др. Физическая активность, здоровье и стиль жизни школьников / Сю.: физическая культура, спорт и здоровье нации. Материалы международного конгресса, СПб, 1996.
14 Schwezpunktbericht der Gesundheitsberichtestattung Gesundheit von Kindern und Jugendeichen. Robert Koch-Institun, Berlin 2004.
15 Материалы второго международного конгресса “Спорт и здоровье”. СпБ, 2004.
16 Главнейшие задачи современной школьной гигиены. Одесса, 1904.
17 Пресс-релиз ЕРБ ВОЗ/06/04, Копенгаген, 2004.
18 См.: сноску 14.
19 Там же.
20 “The Tiemes”, 4 июня 2004 г.
21 Пресс-релиз ЕРБ ВОЗ/06/04, Копенгаген, Эдинбург 3.06.04.
22 Там же.
23 Материалы международного конгресса “Здоровье, обучение, воспитание в XXI веке”. М., 2004.
24 По материалам Mednovosti.ru
25 Доклад Министерства науки, образования и спорта Республики Хорватия, Загреб, 15 мая 2005 г.
Коробейников А.А., члeн Совета Федерации ФС РФ, члeн Комитета по вопросам культуры, науки и образования Парламентской Ассамблеи Совета Европы, доктор философских наук.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.