Здоровье как нравственный выбор
Нужно ли школе заниматься здоровьем детей? Дело ли это школьного образования и воспитания? Сегодня эти вопросы для нас являются риторическими, то есть не требующими ответа.
Организуя в 2001/03 учебном году опытно-экспериментальную работу по проблеме “Оптимизация психо-социального и физического здоровья младших школьников средствами адаптивной образовательной среды”, мы ставили цель — улучшить физическое и духовное здоровье всех участников образовательного процесса.
Работа по здоровьесбережению была начата в 2001 году. Коллектив школы использовал технологию совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.Н. Зайцева, технологию раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева, технологию С.Н. Лысенковой (перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении), технологию Е.Я. Ямбурга, Б.А. Бройде “Школа адаптирующей педагогики”. На протяжении четырех лет апробируется междисциплинарная программа “Здоровье” под редакцией доктора медицинских наук В.Н. Касаткина.
В школе проводится большой объем мониторинговых исследований. В результате нами выявлены внутришкольные факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей. В их числе — существующий Базисный учебный план, куда введены новые учебные предметы (английский язык со 2-го класса и информатика с 3-го класса), изменено количество часов на литературное чтение и математику (в сторону уменьшения), но не пересмотрено содержание данных предметов. Объем учебного материала, на который ранее отводилось 5 часов в неделю, учитель вынужден давать за 3—4 часа. Это вызывает существенную перегрузку младших школьников.
Координационным советом школы были разработаны меры, направленные на совершенствование образовательного процесса.
Педагогический коллектив отметил следующие результаты, позволяющие сделать выводы об эффективности работы школы по проблеме здоровьесбережения.
Увеличение объема двигательной активности школьников способствовало снижению уровня заболеваний опорно-двигательного аппарата с 28% — 2001 г. до 9% — 2005 г.
Профилактическая работа по предупреждению утомления органов зрения позволила снизить уровень заболеваемости с 7,7% — 2001 г. до 4,3% – 2005 г.
Создание комфортной психологической среды, снижение психологических нагрузок, возможно, оказало влияние на снижение нервно-психических заболеваний с 15% – 2001 г. до 6,3% – 2005 г.
Организация питания учащихся оказала влияние на снижение количества желудочно-кишечных заболеваний с 3,3% в 2001 г. до 2% в 2005 г.
Работа по иммунизации, витаминизации и профилактике простудных заболеваний снизила уровень заболеваний верхних дыхательных путей с 16 до 15%.
В целом, по школе произошло снижение заболеваемости школьников с 74,6% до 40,2% за период с 2001 по 2005 год.
Стабильно высоким остается уровень качества знаний – 73%, возрос уровень интеллектуального развития с 4,2 балла до 4,6 балла из 5, высоки и не имеют тенденции к снижению такие результаты, как высокий уровень воспитанности – 90-95%; уровень школьной мотивации – 4,1-4,3 балла из 5; уровень сформированности классных коллективов – 89%.
Наша школа неоднократно представляла свой опыт работы – на краевом фестивале экспериментальных площадок “Здоровьесберегающие технологии в образовании” (2004 год), на заседаниях районного Координационного совета (2001, 2002, 2004 гг.), на выставке августовской конференции в 2002-2003 гг., на районной научно-практической конференции “Здоровый образ жизни человека как его нравственный выбор”, где педагоги школы выступили с сообщениями в пяти секциях. В сборнике районного методического кабинета “Здоровье как нравственный выбор” опубликованы две статьи: “Здоровьесберегающие компоненты организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе” (автор Е.В. Костина, директор МОУ НОШ № 24); “Уроки здоровья – средство формирования культуры здоровья” (автор З.И. Смолякова, заместитель директора МОУ НОШ № 24). Школа была представлена и на научно-практической конференции “Влияние адаптивной образовательной среды на развитие личности младшего школьника” (секция “Охрана и укрепление здоровья учащихся”).
От Министерства образования Ставропольского края школа получила комплект ростовой мебели, конторки, комплект спортивного оборудования. Приобретены за счет бюджета компьютер, методическая литература, комплект развивающих настольных игр. Спонсорские средства и пожертвования позволили приобрести телевизор, музыкальный центр, аэроионизатор воздуха (люстра Чижевского), мебель для комнаты релаксации, велосипеды, самокаты, мячи, игровое и спортивное оборудование, спортивную форму для школьной команды, медицинское оборудование, 13 комплектов массажных ковриков, мягкие игрушки, подписку на периодическую печать по проблеме организации здоровьесберегающего учебного процесса.
Здоровьесберегающая работа в школе с одобрением встречена родителями. Один раз в четверть проводятся занятия в родительском лектории, где обсуждается проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Кроме того, нами регулярно организуются мероприятия с совместным участием школьников и их родителей. Такая работа способствует изменению жизненных установок, формированию правильного и глубокого понимания здорового образа жизни не только у детей, но и у взрослых.
Костина Н.В., директор МОУ “Начальная общеобразовательная школа № 24”, г. Михайловск, Ставропольский край.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.