Жизнестойкому ребенку в школе комфортно
Здоровьесбережение по праву стало одним из приоритетных направлений в деятельности нашей школы восемь лет назад (с 1997 года).
Важно было сформировать здоровьесберегающее пространство школы, помочь каждому не наносить ущерба собственному здоровью, здоровью рядом живущего; помочь утвердиться в том, что учитель, не заботящийся о собственном здоровье, не сможет воспитать у своего ученика подлинной культуры здоровья, помочь ему приобщиться к здоровому образу жизни.
Здоровье участников образовательного процесса напрямую зависит от качества, продуктивности аппарата школьного управления. Поэтому потребовалась перестройка внутришкольного управления на основе соблюдения принципов: оптимальной звенности, управляемой соразмерности прав и обязанностей.
Разрабатывая концепцию развития школы, определили композиционное построение структуры школы, содействующей здоровью, включающее в себя три аспекта: организационный уровень, методический, социально-педагогический.
Средствами реализации концепции школы, содействующей здоровью, стали управленческие взаимодействия: обновление содержания образования, развитие школы адаптивного типа, научно-методическое обеспечение, функционирование программы “Сотвори себя сам”.
Наиболее значимыми факторами для сохранения здоровья в школе стали: организация оптимального режима учебно-воспитательного процесса, комфортность образования, двигательный режим (час здоровья, динамические паузы, дни здоровья, конкурсы, соревнования, ритмика, танцы), рациональное питание (школьная столовая обеспечивает всех детей бесплатным одноразовым питанием за счет бюджетных средств, двухразовым — с привлечением родительских средств), социальная защищенность (фермерские премии, временное трудоустройство, санаторное лечение, дополнительное питание), медицинское обеспечение и оздоровительные мероприятия.
В школе разработаны и реализуются программы “Здоровье”, “Адаптация и самореализация учителей и учащихся”, “Юный гений”, “Живу я на Кубани”, “Помоги себе сам”.
Разработаны и реализуются практические рекомендации по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации: психологическое, медико-социологическое сопровождение педагогического процесса; требования к здоровьесберегающему уроку.
Накоплен опыт по снижению стрессовости, тревожности детей. Для этого проводится неделя адаптации. Вместо красной ввели для проверки зеленую пасту (красный цвет способствует повышению кровяного давления). Мы внесли существенные изменения в оформление кабинетов, рекреаций (с учетом архитектоники). Было укреплено кадровое обеспечение медико-психолого-социологической службы (5 медицинских работников, 4 социальных педагога, 2 логопеда, уполномоченный по правам участников образовательного взаимодействия, 3 педагога-психолога, инструктор по оздоровлению, лечебной гимнастике). Выросла и материальная база по оздоровлению (тренажерный зал, 2 спортзала, детская игровая площадка, кабинет для дыхательной гимнастики, школьный стадион, 2 балетных зала, центр реабилитации. Мы сделали союзниками в решении проблемы здоровьесбережения детей, родителей, врачей детской поликлиники, ДЮСШ, центра занятости населения. В школе осуществляем индивидуальный подход, дифференцированный подход с учетом особенностей личностного характера: тревожность, интеллект, психомоторика, физиологические особенности (11 классов коррекции, 43 человека надомного обучения).
Реальную помощь школе оказывают учреждения здравоохранения через консультации, медицинское сопровождение, практическую медицинскую помощь профилактического характера: медосмотры, санация, вакцинация, просветительская работа; проведение мониторинга санитарно-гигиенического режима, организацию питания. В штаты школы введены медицинские кадры: врач-педиатр, врач-кардиолог, фельдшер, медсестра, инструктор ЛФК.
В школе используется технология педагогической поддержки, ситуация успеха, формирования положительной “Я-концепции” (по Г.К. Се-левко). Многие учителя опираются на новизну, значимость, необычность изучаемого на уроке с использованием позитивного подкрепления (похвала, акцентирование любых, даже мелких достижений, желание простить, понять, пожертвовать предоставлением свободы выбора и самостоятельности, вручение премий сельской администрации победителям конкурса “Ученик года”).
Реализован инновационный проект по созданию психологической безопасности, условий снижения стрессовости, получивший грантовую поддержку (100 тыс. руб. и 50 тыс. руб.) губернатора, одержана победа в краевом Всероссийском конкурсе “Школа — территория здоровья”.
Одним из направлений улучшения качества условий отработаны технологии комфортности обучения за счет расширения коррекционного, надомного обучения.
Намечены и реализуются пути сохранения здоровья в зоне оценивания деятельности учащихся (щадящий подход, бесконфликтность учебной ситуации, опережающее обучение — для желающих, предупреждающий контроль, дифференциация оценки, школа успешности, самооценка, взаимооценка.).
Технология поведения в экстремальных ситуациях формируется через уроки ОБЖ, психологии, внеурочную работу. Значительное внимание уделяем технологии выживания в стрессовых ситуациях, формированию правосознания, опыта реакции эмоциональных заслонов от возможных негативных внешних воздействий: реакция на жестокость, равнодушие, насилие, провокацию.
Формирование жизнеустойчивости поведения в экстремальных ситуациях происходит через игровые ситуации, последовательную систему работы над ключевыми словами, понятиями: ответственность, безопасность, защита, составление таблиц, правил.
По данным различных исследований от 50 до 80% учеников страдают эмоциональными проблемами (неуверенность в себе, тревожность, страхи, беспокойство, агрессия и т.д.).
Поэтому мы посчитали необходимым начать поиск новых подходов использования психологического воздействия музыки на ребенка.
Известно, что музыка, как самый эмоциональный вид искусства, легко входит в контакт с чувствами ребенка, с помощью специально подобранной музыки можно снимать эмоциональное напряжение детей. Принцип “эмоционального фона обучения” становится сегодня в нашей школе особенно актуальным (музыкальные гостиные, праздники песни, дискотеки, праздники улицы, хоровое пение). Через уроки музыки, широкую внеурочную деятельность формируется художественный вкус, культурно-историческая компетентность, духовно-нравственный потенциал личности.
Нашли свое место в школе технологии оздоровления, формирования положительной “Я-концепции” через работу лагеря дневного пребывания, лагеря труда и отдыха, выездного лагеря на побережье Азовского и Черного морей, работу клубов, работу школьного центра реабилитации, школьного музея, тренажерного зала, через открытие на базе школы творческих объединений, специализированных классов (художественно-эстетических, спортивных).
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии — регулярная экспресс-диагностика состояния здоровья учащихся и отслеживание основных параметров организма в динамике (начало — конец года).
Мониторинг направлен на достижение главной задачи — повышение эффективности работы школы по сохранению здоровья школьников.
Параметры диагностики (аспекты здоровья, условия для оздоровления и поддержания здоровья).
Аспекты здоровья:
— физический (здоровье позволяет быть работоспособным, работать в оптимальном режиме — 72%),
— эмоциональный (способны удивляться, восхищаться — 87%),
— интеллектуальный (дети проявляют любознательность, свои умственные способности: 1-4 кл. — 91%, 5-9 кл. — 79%, 10-11 кл. — 93%),
— нравственный (развиты самокритичность, трудолюбие — 78%),
— социальный (отмечается общительность, милосердие) — 84%,
— созданы условия для оздоровления (86% охвачено различной внеурочной деятельностью, 100% — горячим питанием, 2 раза в год проводится витаминизация, медицинские осмотры, клиническая диагностика мальчиков, девочек),
— снизилось число болеющих простудными заболеваниями на 27%, желудочно-кишечного тракта на 4%,
— комфортность обучения отмечают 97% детей, 96% родителей, 92% учителей;
— повысилась мотивация учебного труда (все дети ходят в школу, 97,2% ходят в школу с интересом);
— повысилась валеологическая грамотность всех участников образовательного взаимодействия, владение методами эмоциональных заслонов, приемами:
защитно-профилактическими (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующими (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, тренинг, дыхательная гимнастика;
стимулирующие (физиотерапия, фитотерапия, физические нагрузки).
Базисный учебный план частично препятствует сохранению и укреплению здоровья (значительная предметная перегрузка). В план необходимо включить больше предметов здоровьесбережения за счет интегрирования других предметов: физическая культура — до 6 часов в неделю, психологические курсы, валеология.
Стоит серьезно задуматься о продолжительности урока. 45 минут ни в коем разе не способствует сохранению здоровья! К сожалению, решение данных вопросов локально практически невозможно.
Инновационный поиск по разработке здоровьесберегающих технологий востребован в районе, крае (в школе за последние 3 года проведено 12 семинаров по здоровьесбережению, обобщен и представлен опыт в районе, крае, России).
Работа по сохранению здоровья находит поддержку в администрации района, краевом департаменте образования и науки.
Колесник Т.А., директор МОУ СОШ № 2, Заслуженный учитель РФ, станица Каневская, Краснодарский край.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.