Здоровье — категория педагогическая
Перед современной школой остро стоит проблема сохранения здоровья детей, и хотя образовательная задача школы остается ведущей деятельностью, все большую значимость приобретает состояние здоровья школьника.
Педагогический коллектив школы с 1991 года занимается изучением проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников. Постепенно в школе сложилась система работы. Обучение может быть успешным только тогда, когда оно основано на учении с интересом, без психологических и умственных перегрузок, школьных стрессов.
С этой целью в 1993 году была разработана адаптивная модель школы — система, позволяющая дифференцированно реализовать способности и возможности каждого ребенка. При разработке модели мы исходили из того, что здоровый образ жизни учащихся должен быть действенным, работающим. Мы считали, что, когда в классах разного направления будет максимум 12—20—25 учащихся, а не 35—40, как было раньше, где будут собраны дети с почти одинаковым уровнем обученности и обучаемости, тогда мы сможем максимально развить способности и возможности школьников с высоким и низким уровнем обучения, создать ситуацию успеха каждому ребенку, обеспечивая комфортность, физическое и духовное совершенство.
Но оказалось, что адаптивная модель не решает проблем здоровья, порой даже создает нежелательную перегрузку (особенно в классах повышенного уровня) и приводит к снижению мотивации. Увеличение количества предметов, большой объем домашнего задания приводят к нежеланию их выполнять, к различным заболеваниям и недомоганиям. Социальная обстановка и экологическая среда только усугубляли ситуацию. Необходимо было создать систему работы по оздоровлению учащихся, по осуществлению деятельностного подхода на уроках и во внеурочное время. На сегодняшний день эта система позволила стабилизировать и укрепить состояние здоровья школьников.
Основные направления деятельности школы:
1. Диагностика физического, психического состояния здоровья.
2. Организация учебно-воспитательного процесса.
3. Мониторинг и анализ успешности здоровьеукрепляющей работы.
Отличительной особенностью школы является многовариантность построения учебного процесса. Каждый класс имеет учебный план, составленный в соответствии с нормативными актами, обязательным минимумом содержания и максимальной учебной нагрузкой. Работоспособность на протяжении учебного дня и недели определяют физиологические и гигиенические требования. Во всех классах (кроме 1-х) шестидневная учебная неделя. Школа работает в две смены. При составлении расписания учтены сложность предметов и их ранговая шкала трудности. В понедельник и субботу проводятся уроки облегченного характера.
Определение режима работы школы, максимально допустимой нагрузки на ученика, использование часов вариативной части направлены на введение курсов, способствующих развитию здоровой личности и совершенствованию индивидуальных способностей.
Профилактика оздоровления детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и гиподинамии осуществляется на занятиях ЛФК, ритмики и танца, хореографии, массажа и стопотерапии, гимнастики. Мелкая моторика корректируется на занятиях художественной резьбы по дереву, кружевоплетения, бисероплетения, оригами, конструирования, художественного труда. Дефекты речи корректируются на групповых и индивидуальных занятиях и на уроках: речь и культура общения, МХК, развитие речи, театр.
С целью актуализации процесса профессионального и личностного самоопределения, приобретения навыков конструктивного поведения, которые помогут в успешной социализации и профессиональной адаптации, введены курсы психологии (10—11 кл.), психогимнастики (5—8 кл.), психофизиологии (9 кл.), арттерапии (начальные классы), курса “Познай себя” (5 кл.).
Одним из путей обучения здоровому образу жизни является экологизация учебных дисциплин. Экологический подход к преподаванию биологии, химии, истории, географии, физики, литературы учит сохранять здоровье, рационально использовать резервные ресурсы организма, жить в гармонии с природой.
На протяжении 10 лет мы проводим семинары для учителей с привлечением специалистов Рязанского государственного педагогического университета, Рязанского института развития образования, Рязанского государственного медицинского университета.
В учебном процессе учитель придерживается гигиенического режима: чистота в классе, соблюдение светового режима, правильной посадки за партой, чередование труда и отдыха. Успешно реализуется в начальной школе программа “Ослепительная улыбка на всю жизнь”.
Педагогика оздоровления подводит учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки-игры, дискуссии, соревнования, консультации, аукционы, конкурсы, уроки-творчества, уроки-фантазии, экскурсии.
Согласно В.Ф. Базарному, здоровье — категория воспитания и формирования внутренних резервов. Поэтому воспитание бережного, внимательного, сознательного отношения к своему здоровью реализуется через внеклассную работу: классные часы, викторины, конкурсы по проблемам здоровья, антиникотиновые и антинаркотические мероприятия, направленные на формирование у детей мотивации сохранения и ответственности за собственное здоровье.
Систематически школа поддерживает связь с лечебно-оздоровительными учреждениями и постоянно приглашает специалистов из поликлиники № 12, стоматологической поликлиники № 4, областного наркологического, кожно-венерологического диспансеров, областного центра медицинской профилактики центра профилактики борьбы со СПИДом.
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий включает организацию прогулок на свежем воздухе, технологии проведения динамических перемен, уроков на свежем воздухе. В школе регулярно проводятся дни здоровья, туристические походы и экскурсии, школьные спартакиады, спортивные соревнования (волейбол, футбол, баскетбол, теннис), веселые эстафеты, общешкольные спортивные праздники, ежегодные конкурсы “Самый спортивный класс”, “Здоровое сердце”.
Движение является одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, которые важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, скелетно-мышечной. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому возрасту, следует поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим.
Двигательный режим является обязательной составной частью общего распорядка дня школы.
Вовлечение детей в кружковую деятельность, занятия в спортивных секциях способствуют восстановлению физического и нравственного развития. В кружках и секциях занимаются более 50% учащихся. В школе работают следующие кружки: танцевальные, хоровое и сольное пение, “Умелые руки”, литературное творчество, театральная и ИЗО студии; успешно работают спортивные секции: туризм, “Промышленный альпинизм”, баскетбол, футбол, волейбол.
Эффективно работает школьный психолого-медико-педагогический консилиум, обеспечивающий оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с индивидуальными особенностями соматического и нервно-психического состояния.
Егоркина Н. Н., Заслуженный учитель РФ, директор МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 38”, Киселева Н. В., зам. директора по учебной работе, пос. Соколовка, г. Рязань.