Начальная школа — фундамент здоровья
Наша школа расположена в Софрине — промышленном поселке с различными предприятиями. Это также крупный железнодорожный узел. Социальный состав родительской общественности — в основном рабочие.
В школе — 24 класса, в которых обучаются 450 учащихся. С 2000 года педколлектив работает над реализацией программы “Педагогика здоровья”, рассчитанной на пять лет.
Анализ структуры заболеваемости учеников выявил ведущие формы патологий: снижение остроты зрения, психоневрологические нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата. Наличие в школе большого количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, неблагоприятная экология, социальный состав родителей — все это побудило коллектив выдвинуть на первое место проблему охраны и укрепления здоровья школьников.
Школа в ходе реализации программы проводит совместную деятельность с поликлиникой п. Софрино. Помощь медиков носит организационный, лечебно-профилактический, консультативный, просветительский характер.
Для создания адаптивной модели школы педагоги внедряют в образовательный и воспитательный процесс педагогические здоровьесберегающие технологии. Среди них:
— режим работы школы в одну смену, начальная школа расположена в отдельном здании;
— нормализация учебной нагрузки по каждому предмету, оптимальное расписание с учетом трудности предметов;
— создание доброжелательных отношений ученика и учителя;
— использование положительной мотивации, способствующей самореализации ученика (дифференцированный и индивидуальный подход);
— гибкость структуры урока в соответствии с особенностями класса;
— внедрение новых педагогических технологий — модульное обучение, мастерские и др.;
— интеграция тем здоровья в предметы учебного цикла (среднее звено);
— введение в учебный план школы предметов: “Педагогика здоровья” (1—4 кл., автор В.Н. Касаткин), “Школа младшей медицинской сестры” (10 кл., школьный компонент);
— для снижения статического напряжения, тревожности учителя используют релаксационную паузу, офтальмотренажеры, экологические панно, конторки (начальная школа);
— комфортность предметной среды и уют в школе;
— исследование школьным психологом уровня тревожности и утомляемости;
— создание кабинета релаксации и аэроароматерапии.
В ходе реализации школьной программы “Педагогика здоровья” в начальной школе были частично использованы педагогические технологии В.Ф. Базарного. Изучая структуру заболеваний детей — снижение остроты зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, педколлектив стал искать методики, которые помогли бы избежать данных патологий или уменьшить их.
Технологии В.Ф. Базарного оказались реально связанными с учебным процессом, школьной программой “Педагогика здоровья”, хорошо воспроизводимыми. По инициативе директора в штатное расписание были включены единицы — медицинской сестры, заместителя директора по эксперименту (И.Л. Молотова), школьного психолога. Одновременно модернизировали медицинский, стоматологический кабинеты, открыли фитобар (принятие кислородного коктейля и фиточаев), массажный кабинет.
Режим динамических поз с использованием специальной мебели (конторки), физические упражнения в режиме стоя в середине каждого урока, автоматизированные сенсорные тренажи (“бегущие огоньки”), зрительно-координаторные тренажи с помощью схемы универсальных символов (СУС) были введены в учебный процесс. В классах было установлено специальное оборудование, педагоги были ознакомлены с методикой и обеспечены методической и научной литературой, прошли курсы повышения квалификации. Итоги внедрения данной технологии в учебный процесс начальной школы были заслушаны на педагогических советах, родительских собраниях. В нашей школе есть технологически воспроизводимый опыт организации урока по данным технологиям в течение нескольких лет (вся начальная школа).
В школе создана система внеурочной оздоровительной работы, которая носит комплексный характер. Её центром является координационный совет, который объединяет все направления работы с целью развития и сохранения физических, психических и социальных качеств здоровья обучающихся.
В структуру системы внеурочной оздоровительной работы входит дополнительное образование с несколькими направлениями:
— спортивное (секции баскетбола, волейбола, военно-спортивный клуб “Патриот”);
— художественно-эстетическое (кружки — фольклорный, танцевальный, хоровое пение, народные промыслы);
— система школьного самоуправления (социальный аспект — профильные деятельные комиссии — культурный досуг, спорт и здоровье);
— сотрудничество с другими учреждениями дополнительного образования (музыкальная школа, Пушкинский ЦДТ);
— психологическая служба (индивидуальные консультации для обучающихся и родителей, клуб “Подросток”);
— сотрудничество с ассоциацией “Народный СпортПарк”, оздоровительным комплексом “Софрино.
В течение пяти лет в школе летом работает оздоровительный лагерь, где обязательно присутствует адресное оздоровление (дети группы “Д”).
Базисный учебный план, на основе которого составляется годовой учебный план школы, не учитывает индивидуальных особенностей обучающихся и имеет трафаретный характер — один-два урока в неделю по предметам. Особенно негативно это сказывается в среднем и старшем звене. В школах с небольшим количеством классов в старшем звене профильное обучение организовать практически невозможно, поэтому необходимо дать возможность ученику составлять индивидуальный план на основе базисного плана.
Любая программа будет реализована только при наличии финансирования и кадров. С этими трудностями столкнулась и наша школа. Только проделав определенную работу и добившись результатов, мы получили финансовую помощь от глав администрации Пушкинского района О.Г. Копылова и поселка Софрино М. П. Поливановой, начальника управления образования Толмачёва С.С.
Соседние учебные учреждения, софринская средняя школа № 1, пушкинская средняя школа № 9, положительно восприняли нашу работу и частично использовали её опыт.
В школе были проведены: региональный семинар образовательных учреждений Пушкинского района “Организация работы школы по физическому оздоровлению и духовному воспитанию школьников”, районное методическое объединение учителей начальных классов Пушкинского района по теме “Здоровьесберегающие технологии в начальной школе”. Школа участвовала в межведомственной научно-практической конференции “Человеческие ресурсы России — резерв здоровья и работоспособности”. Проводятся совместные заседания Управления здравоохранения, Управления образования и школ района.
Созданию программы “Педагогика здоровья” предшествовал этап изучения потребностей в сохранении и укреплении здоровья и организации профилактической работы в школе. Проводилось анкетирование детей и родителей. Исследование показало, что обучающиеся и их родители осознают важность здоровья и его укрепления, хотя не связывают это с успехами в учебе. Они осознают собственную ответственность за сохранение здоровья и хотят больше узнать о том, как его сохранить. Также выявлены половозрастные различия во мнениях и заинтересованности детей в отдельных вопросах укрепления здоровья. Это доказывает необходимость разработки дифференцированных подходов в обучении детей здоровому образу жизни.
Педагогический коллектив пришел к единому мнению, что обучение здоровому образу жизни должно начинаться в начальной школе и поддерживаться в течение всего периода обучения в школе.
Студитская Т.Г., директор МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2″, п. Софрино, Пушкинский район, Московская область.