“Интеллект”: на страже здоровья
Причины плохого здоровья школьников общеизвестны: критическое состояние окружающей среды, нестабильность в обществе и экономике, низкий уровень жизни семей.
В образовательном учреждении “Интеллект” был проведен анализ физического и психического самочувствия детей дошкольного и младшего школьного возраста (2,5—10 лет). В результате были сделаны следующие выводы:
— лишь 48—50% можно считать здоровыми, у остальных имеются различные патологии;
— количество детей, стоящих на диспансерном учете с хроническими заболеваниями, увеличивается. Преобладают заболевания костно-мышечной системы, органов зрения, дыхания, болезни пищеварения, нервные, сердечно-сосудистые.
Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, формирование культуры здорового образа жизни являются приоритетными направлениями в работе прогимназии “Интеллект” с 1985 года.
С 2000 года прогимназия работает по комплексной лечебно-оздоровительной программе “Оздоровление детей”. Цель программы — достижение результативности образования с учетом модели этнокультурной концепции при сохранении психического и физического здоровья учащихся. К настоящему времени пройдено два этапа: проектно-подготовительный и апробирующий. На 2005—2007 гг. запланирован третий этап программы — практический.
Мы сотрудничаем с Министерством здравоохранения РСО—Алания, педиатрическим отделением городской поликлиники № 7, Центром гигиены и эпидемиологии, консультативной поликлиникой при РДКБ (республиканская детская клиническая больница). Их помощь, а также совместная работа с противозобным и противотуберкулезным диспансерами, детской стоматологической поликлиникой — всё это дает хорошие результаты в деле оздоровления детей.
Органы здравоохранения проводят ежегодную диспансеризацию воспитанников прогимназии “Интеллект”, вакцинацию, противозобную профилактику, оказывают стоматологические услуги. Сотрудники прогимназии регулярно проходят профилактический осмотр.
Все образовательные технологии, используемые в нашем учреждении, педагоги дополняют принципами, приемами, методами педагогической работы, способствующими решению задач здоровьесбережения. Для оздоровления детского коллектива используются физкультурно-оздоровительные технологии ОБЖ. Для обеспечения высокого уровня образовательной деятельности без ущерба для здоровья педагоги прогимназии посчитали необходимым использовать программу “Начальная школа — XXI век”, технологию Н. Зайцева и М. Монтессори.
Оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физминутки на занятиях и уроках, дыхательная гимнастика, самомассаж, гимнастика для глаз, закаливающие процедуры) положительно повлияли на качество развития и обучения детей: заметно снизилась утомляемость за счет повышения двигательной активности, активизировались психологические процессы (память, внимание, мышление), улучшилось усвоение учебного материала.
По данным проведенных исследований, процент детей с высоким и выше среднего уровнем физического развития в 2005 году возрос по сравнению с 2004 соответственно с 13 и 16% до 15 и 20%, процент детей с уровнем физического развития ниже среднего снизился с 0,80 до 0,20%. Наблюдается и снижение процента заболеваемости — с 45,70% до 43,40%.
Наш базисный учебный план построен в соответствии с требованиями СанПиНа. Прогимназия “Интеллект” — это школа полного дня. Во второй половине дня учащимся предоставляются дополнительные образовательные услуги. У нас работают:
— студия спортивной гимнастики;
— студия осетинского национального танца;
— студия современного бального танца;
— театральная студия;
— вокальная студия;
— студия изобразительного искусства.
Педагогический коллектив прогимназии “Интеллект” осуществляет свою деятельность в направлении охраны и укрепления здоровья детей в тесном контакте с Министерством образования и науки РСО—Алания, СОГПИ, СОГУ, РИПКРО, СОШ № 42, детским садом № 91, ГОУ “Эрудит”. Вошло в практику проведение совместных заседаний, научно-практических конференций, семинаров по усовершенствованию мер сохранения и укрепления здоровья детей. Прогимназия “Интеллект” является пилотной площадкой для апробации программы “Школа XXI века”, “Программы реализации концепции национального образования”.
Галаова Б.Н., директор прогимназии “Интеллект”, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания.