Будущим первоклассникам — равный старт
Дошкольное образование призвано обеспечить не только основной фундамент развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично развитого ребенка. Все мы понимаем, что дети, поступающие в детский сад, весьма разные по своим физическим и интеллектуальным данным. Тем более это ярко проявляется в нашем дошкольном учреждении, так как из 12 групп 4 являются специализированными по зрению и одна для детей с различными нарушениями речевого развития. Мы считаем, что именно среда, в которой ребенок проводит большую часть своего времени, оказывает максимальное воздействие на его физическое, психологическое, моральное, социально-нравственное и любое другое развитие. Работая с ребенком в детском саду, мы имеем перед собой основной ориентир — нужно подготовить его к обучению в школе. Но, кроме того, мы хотим работать с любым ребенком так, чтобы он не чувствовал себя хуже других, чтобы он смог пробовать себя в разных видах творческой деятельности, чтобы он умел общаться со сверстниками и взрослыми и чтобы родители увидели, какой способный, умный и творческий у них ребенок.
Наша модель работы включает в себя насколько направлений. Одно из основных — здоровье.
По итогам медицинского обследования и анализу заболеваемости мы сделали выводы об общем ухудшении здоровья дошкольников. Был разработан план-проект оздоровительной работы в ДОУ. Основными задачами для нас являются: организация рационального режима дня, полноценное питание, создание атмосферы психологического комфорта и т.д.
Как мы реализуем эти задачи? В ДОУ есть современный физкультурный зал, который постоянно пополняется спортивным инвентарем. Подобраны комплексы упражнений для профилактики нарушений опорнодвигательного аппарата. На занятиях используется сухой бассейн для релаксации и массажа, проводятся разнообразные закаливающие процедуры, витаминотерапия. Воспитатели ежедневно используют в работе с детьми различные формы физкультминуток, зрительную, пальчиковую и дыхательную гимнастики. Помимо занятий регулярно проходят спортивные развлечения, соревнования. Мы принимаем активное участие во всех районных спортивных мероприятиях, выходим из стен ДОУ на стартовые площадки стадиона “Локомотив”, ФОКа, бассейна. В результате достаточно отчетливо наметилась тенденция снижения заболеваемости, повысилась посещаемость детского сада.
Работа с детьми в спецгруппах по зрению — особая. Чаще всего к проблемам со зрением добавляются проблемы общего психического и интеллектуального развития, а также проблемы общения. В нашем детском саду организован кабинет охраны зрения — единственный в районе. Дети с ослабленным зрением находятся под контролем врача-офтальмолога, прошедшего обучение по современному методу БОС, получают здесь все необходимые коррекционные процедуры. Учителя-дефектологи работают с детьми по технологии В.Ф. Базарного в подгруппах и индивидуально. На занятиях дети могут сидеть, стоять, лежать на ковре. С ребятами старшего и дошкольного возраста используется “Экологическая стенка”. Для расслабления зрительных мышц и тренировки глазодвигательных мышц популярен тренажер “восьмерка”. В детском саду оборудованы 3 дефектологических кабинета с большим количеством методических материалов и дидактических пособий. В результате кропотливой работы всех специалистов 70—80% детей, поступающих в школу из спец-групп, имеют среднюю и высокую степень остроты зрения. В среднем на момент поступления в школу только 10% детей имеют низкий уровень развития основных познавательных процессов.
Коррекция развития речи — еще одно направление нашей работы. Ни для кого не секрет, что при общем прогрессе науки речевое развитие детей стремительно снижается. Поэтому занятия по развитию и коррекции речи в дошкольном учреждении приобретают огромное значение. В нашем саду организован хорошо оснащенный логопедический кабинет, в котором работает учитель-логопед высшей квалификационной категории. Кроме того, в логопедической группе введены занятия логоритмикой, которые проводит музыкальный руководитель. У 80% выпускников логопедической группы звуковая сторона речи соответствует норме. Практически все дети умеют читать, писать под диктовку слова и простые предложения. Воспитатели группы постоянно контролируют произношение детей, правильность построения предложений, организуют различные викторины и конкурсы, стимулирующие речевую активность детей.
Интеллектуальное развитие дошкольников тоже в поле нашего внимания. Здесь большая роль принадлежит психологической службе ДОУ. Диагностика уровня развития познавательных процессов, мотивационной и произвольной стороны психического развития детей старших и подготовительных групп позволяет выявить индивидуальные особенности и проблемы каждого ребенка, построить при необходимости индивидуальные коррекционные программы, помочь родителям и воспитателям понять исключительность каждого малыша.
Три года работает в детском саду кружок “Адаптация к школе”, который ведет учитель начальных классов. В процессе ознакомления детей со звуковой и содержательной стороной речи, с элементарными математическими представлениями решаются и другие, не менее важные задачи, а именно освоение новой социальной роли ученика.
По данным психолого-педагогической диагностики первоклассников, выпускники нашего детского сада, занимавшиеся в кружке “Адаптация к школе”, демонстрируют более высокий уровень готовности к школьному обучению.
Важным направлением в работе является также так называемое социальное направление, под которым подразумевается адаптация детей из проблемных семей, а также из неполных семей. Психологические, эмоциональные проблемы этих ребятишек очевидны. Но ведь дети не отвечают за своих родителей, они только часто несут на себе груз их ошибок, поэтому мы считаем очень важным создание психологического комфорта для детей из таких семей, а также оказание посильной помощи и родителям. В течение года мы организуем различные лектории для родителей, в том числе и по программе профилактики употребления психоактивных веществ “Рассвет”, приглашаем специалистов из центра “Остров надежды”. Работая с детьми, мы стараемся уделять как можно больше внимания нравственному и духовному развитию малышей, в обсуждении прочитанных сказок и рассказов, просмотренных фильмов педагоги всегда делают акцент на честных поступках, сравнении добра и зла, внимании и заботе к другим людям. Два года детский сад сотрудничает с центром “Русский дом”. Начата совместная работа со школой № 9 по реализации программы знакомства с истоками русской народной культуры.
Развитие творческих возможностей дошкольников и работа с одаренными детьми — тоже предмет нашей заботы. Именно в дошкольном возрасте закладывается “привычка” относиться творчески к окружающей действительности, “привычка” видеть в том, что тебя окружает, не только и не столько средство личного материального обогащения, а материал для самовыражения с пользой для других. И мы хотим, чтобы к творчеству были способны все наши воспитанники. А что касается работы с одаренными детьми, то здесь наша задача не уравнять их со всеми остальными, а, наоборот, способствовать максимальному раскрытию их способностей. С этой целью в нашем саду работают кружки: театральная студия, изостудия, хореография, ансамбль “Ладушки”.
В ДОУ собран материал по работе с одаренными детьми. Проводимая диагностика одаренности помогла нам внимательнее приглядеться к каждому воспитаннику, найти искорку таланта, будь то любовь к природе или особые спортивные данные и реализовать его в той или иной деятельности.
С 2001 года педагоги детского сада сотрудничают с американскими коллегами. На базе детского сада проведено 4 семинара по обмену опытом работы с одаренными детьми и с детьми с особыми нуждами. Третий год в ДОУ реализуется программа “Сообщество”, основную идею которой можно выразить китайской пословицей: “Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я пойму”.
Дети, занимающиеся по этой программе, не “приобретают” свои знания у взрослых, а сами “строят” их, организуя различные эксперименты, анализируя результаты и делая выводы относительно определенных закономерностей и связей в окружающей действительности. Они учат друг друга, одновременно обучая себя, они самостоятельно выбирают предпочитаемую деятельность, они учатся отвечать за свой выбор и за свои поступки. Освоенная воспитателями технология работы по инновационной вариативной программе “Сообщество” позволяет решать Государственный стандарт дошкольного образования РФ. Эта программа для творческих людей, основывающихся в своей работе на идее сотрудничества ребенка и взрослого, и мы предлагаем создать на базе нашего детского сада учебный центр для дошкольных учреждений города и района по программе “Сообщество”.
Таким образом, создавая условия для выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в школу в каждом из названных направлений, мы в сумме и имеем ту благоприятную во всех отношениях среду, которая позволяет нам вырастить развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни будущего первоклассника. Результат нашей работы по этой модели — доверие родителей и авторитет в районе, который помогает нам решать финансовые вопросы. Мы учитываем все новое, что предлагается наукой и практикой для воспитания и обучения детей, знакомимся со спецификой работы в других странах и готовы поделиться этим с вами.
Дошкольное образование призвано обеспечить не только основной фундамент развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здоровья и гармоничного физического развития ребенка. О качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствует здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющая. Требования к охране и укреплению здоровья дошкольников в рамках любой образовательной программы весьма актуальны, так как, по последним данным, только 5 — 7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями и свыше 65% имеют функциональные отклонения (например, неврозы). Каждое дошкольное образовательное учреждение должно строить свою работу по оздоровлению детей в системе, привлекая для этого широкий спектр методов и средств.
В нашем ДОУ физкультурно-оздоровительное направление работы было выбрано коллективом в связи с общим ухудшением здоровья детей по итогам медицинского обследования и анализу заболеваемости. Прежде всего мы составили схему коррекционно-оздоровительной работы в детском саду. В ней мы постарались учесть все аспекты укрепления здоровья наших воспитанников, а именно указали основные виды оздоровительных и профилактических мероприятий, которые возможно проводить в ДОУ, определили спектр видов деятельности, где эти мероприятия могут быть реализованы, а также выделили аспект диагностики и коррекции психического и физического развития детей.
Далее мы разработали план-проект оздоровительной работы в ДОУ. Основными задачами укрепления здоровья детей для нас являются следующие:
• организация рационального режима дня;
• создание условий для обеспечения оптимального двигательного режима в соответствии с возрастными потребностями дошкольников;
• осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;
• полноценное питание;
• обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;
• создание атмосферы психологического комфорта;
• обеспечение безопасности детей.
Ежегодно работа коллектива начинается с педагогического совета “Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников”, на котором подводятся итоги работы за предыдущий год и намечаются новые направления, определяются темы семинаров и консультаций, а также формы контроля реализации различных направлений оздоровительной работы.
Ежегодно в ДОУ проводится диагностика физического развития детей, на основе результатов которой планируется и, при необходимости, корректируется работа с детьми. Консультации медицинской сестры и инструктора по физической культуре всегда несут в себе новую и полезную информацию для воспитателей. Психолог детского сада осуществляет диагностику, направленную на выявление уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. На основе результатов психологом строится индивидуальная работа с детьми, их родителями и воспитателями, основной целью которой является безболезненный, “здоровый”, переход ребенка из детского сада в школу. Большую часть в работе психолога занимает работа по обеспечению эмоционального благополучия ребенка в ДОУ, а также консультации для воспитателей, касающиеся различных аспектов развития личности маленького ребенка. Кроме того, в нашем ДОУ есть спецгруппы для детей с ослабленным зрением, что также является значимым фактором для усиления внимания коллектива к проблеме сбережения и укрепления здоровья воспитанников.
В детском саду проводятся разнообразные закаливающие процедуры водой, воздухом и солнцем, витаминотерапия, разнообразные виды массажа и самомассажа. Система оздоровления учитывает индивидуальные особенности детей и обеспечивает в течение всего времени пребывания ребенка четкую организацию теплового и воздушного режима в помещении. Воспитатели следят за рациональностью одежды, соблюдением режима прогулок. Для снятия как мышечного, так и умственного напряжения с детьми проводятся различные формы физкультминуток, зрительная, пальчиковая и дыхательная гимнастики, общеразвивающие упражнения с использованием имитационных, танцевальных движений под музыку. В ДОУ есть современный физкультурный зал, который постоянно пополняется спортивным инвентарем. Инструктором по физическому воспитанию подобраны комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата. На занятиях используется сухой бассейн для релаксации и массажа. А помимо занятий регулярно проходят спортивные развлечения, соревнования: “Веселые старты”, “Зимние забавы”, “Масленица”, “Зов джунглей”, “Праздник Нептуна”, “Русские богатыри” (совместно с папами) и многое другое. Все перечисленные мероприятия, конечно же, позволили существенно снизить уровень заболеваемости детей, но, анализируя причины болезней, мы пришли к выводу, что для более эффективного решения проблемы сохранения и укрепления здоровья наших воспитанников необходимо тесное взаимодействие с родителями. Традиционно в ДОУ проводятся “Дни здоровья” для родителей, на которых они знакомятся с проводимой в детском саду оздоровительной работой. Каждый квартал в группах проходят родительские собрания, на которых кроме прочих проблем обсуждаются и такие: “Как быстрее адаптировать ребенка в детском саду”, “Безопасность вашего ребенка дома и за его пределами”, “Влияние педагогических установок на психическое развитие ребенка”, “Питание больного ребенка” и др. Для родителей детей, посещающих спецгруппы, отдельные консультации проводят специалисты-дефектологи, так как ребенок с ослабленным зрением требует особого подхода, особой организации личностного пространства. Наряду с комплексными образовательными программами в детском саду реализуются и парциальные программы, одной из которых является программа ранней профилактики химической зависимости среди детей 5 — 6 лет “Рассвет”, основной целью, которой является пропаганда здорового образа жизни, первичная профилактика употребления алкоголя, табака, токсических веществ в среде старшего дошкольного возраста. У программы много положительных развивающих и формирующих задач, и реализуется она в тесном взаимодействии с родителями детей.
Подводя итоги, можно отметить, что такая система работы по оздоровлению детей позволяет снизить заболеваемость, вести учет и осуществлять контроль за реализацией всех направлений программы “Здоровье”, формировать у детей представление о здоровом образе жизни, познакомить их с различными видами оздоравливающих процедур, научить их ответственно относиться к своему здоровью, наладить взаимодействие с родителями и реализовать еще другие важные задачи.
Клюшина А.В., заведующая МДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 19 “Пчёлка”, г. Дмитров, Московская область.