Здоровье в порядке – спасибо ПМСС
Уже пятнадцать лет лицей №39 имени Багаутдина Астемирова работает по проекту НИИ России “Осуществление профильного обучения”. Работает, по мнению жюри конкурса “Лучшая школа России”, успешно. В прошлом году наш лицей стал победителем этого состязания в номинации “Школа профессиональной карьеры”. Секрет успеха прост — индивидуальный подход к каждому ребенку и система здоровьесберегающих программ.
В 2001 году Всероссийская диспансеризация показала, что состояние физического и психологического здоровья детей просто катастрофическое. Из общего количества детей, прошедших медицинский осмотр всеми специалистами, только 39% попали в I группу здоровья, и то за счет учеников начальных классов.
Это и побудило нас в 2002 году объединить специалистов смежных областей, отвечающих непосредственно за психологическое и физическое здоровье детей, а это психологи (четыре человека), медицинские работники (врач и две медсестры), логопед, социальный педагог и преподаватели физкультуры — в одну структуру, психолого-медико-социальную службу педагогической деятельности (ПМСС). Главная задача этой службы – компенсировать сложности учебно-воспитательного процесса и совместно с учителями сохранить здоровье детей.
Что дает ПМСС? Чаще всего школьные учителя стремятся только к одному – дать ученику определенный объем знаний. При этом не учитываются ни психофизиологические особенности ребенка, ни его социальное положение, ни творческий потенциал личности школьника. Сотрудники ПМСС пытаются перевести акцент с образовательного процесса, с оценки знаний на личность ученика, развитие его креативности и индивидуальности, сохранение его здоровья.
Как работает ПМСС? Расскажем об основных направлениях деятельности службы.
Все данные по классам отражаются в карте психолого-медико-социального наблюдения, которая сохраняется до самого выпуска, пополняется каждый год. Карту обязательно читают классные руководители, учителя-предметники, специалисты сложных специальностей, когда знакомятся с ребятами. В этом документе собраны результаты психологической и медицинской диагностики, данные о социальном положении детей и их успеваемости, а также рекомендации специалистов. Все это позволяет работать с каждым учеником по личностно-коррекционной программе.
Следующее направление работы — сотрудничество с родителями. Мы в обязательном порядке знакомим их с данными ежегодного медицинского и психологического мониторинга, выступаем на родительских собраниях. К сожалению, многие папы и мамы, занятые добычей “хлеба насущного”, забывают об огромной роли семьи в формировании эмоционального и физического благополучия ребенка. Они ничего не знают о душевном состоянии своего ребенка, его интересах и желаниях, медицинских проблемах. База данных о психофизиологическом состоянии учеников позволяет психологам и социальному педагогу, работая с родителями, не навредить ребенку некорректными замечаниями и предположениями, а использовать собранные данные на благо его здоровья.
Конечно, специалисты службы знакомят с данными мониторинга и педагогов лицея, обучают их новым методам преподавания, которые позволяют поддерживать и сохранять здоровье учеников. Например, упражнения мозговой гимнастики способствуют улучшению мыслительной деятельности, развитию логической формы вербального мышления, пространственного представления. В итоге учебный материал усваивается легко и эффективно. Администрация лицея комплектует классы с углубленным изучением предметов и коррекционные, распределяет учебную нагрузку, составляет расписание вместе с сотрудниками ПМСС.
И конечно, основная работа — это внедрение и апробирование различных методик, проведение внеклассных мероприятий. Наши лицеисты участвуют в групповых тематических занятиях: игротерапии, сказкотерапии, ролевых играх, релаксационных упражнениях. Психологическая служба ведет работу по четырем параллелям: младшее звено, среднее звено, старшее звено, профильное отделение. Это позволяет учитывать возрастные особенности ребенка и более результативно использовать психологические методы работы.
Уже три года в лицее существует не только психолого-медико-социальная служба, но и кафедра художественно-эстетического воспитания, которая включает в себя следующие студии и кружки: кукольная студия, студия прикладного искусства, хореографическая школа танца, драматический кружок “Умелые руки”, сводный хор, ансамбль танца “Ай-нур”.
Педагоги дополнительного образования в игре учат ребят общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, помогают обрести ощущение гармонии своего тела с окружающем миром, развивают свободу и выразительность телодвижений, показывают упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, дикции, логики, диалогической речи, знакомят детей с профессиональными терминами театрального искусства. Кружки и студии ведут заслуженные деятели искусств.
Ежегодно мы проводим общешкольное мероприятие. В 2005 году, чтобы заинтересовать детей преимуществами здорового образа жизни, мы созвали форум “Здоровый образ жизни”. Форум прошел в четыре этапа: отдельно для мальчиков и девочек по двум возрастным категориям — среднее и старшее звено. В нашем лицейском мероприятии участвовали специалисты: гинекологи, урологи, кардиологи из городского управления здравоохранения и городских муниципальных поликлиник.
Махачкалинское управление образования одобряет нашу работу и даже познакомило школы города с нашим опытом на методобъединениях специалистов (психологов и социальных педагогов). Мы активно пропагандируем наш опыт на городском и республиканском уровне: выступаем на конференциях, совещаниях, выездных заседаниях методкабинетов. И пусть наш опыт не столь велик, пусть последний мониторинг здоровья в мае этого года показал, что в 8-х классах детей, имеющих медицинские патологии, 10 % от общего количества, а в 11-х — 35, есть результаты, которые радуют администрацию лицея. За три года работы службы процент детей, входящих в I группу здоровья, увеличился до 42!
Айтеков Н.Б., директор лицея № 39 им. Багаyтдина Астемирова, г. Махачкала, Республика Дагестан.