Учение с увлечением и желанием
Наша школа — адаптивное образовательное учреждение со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные, обычные и нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении дети, а также ведется обучение на дому.
На основе учета склонностей, способностей, реальных учебных возможностей осуществляется обучение, воспитание и развитие. В школе работают следующие типы классов: общеобразовательные, спортивные, с углубленным изучением английского языка, коррекционно-развивающего обучения, повышенного уровня, общеэстетические.
В классах повышенного уровня обучение осуществляется по специальным программам, утвержденным Минобразованием РФ. В них с 1-го класса изучается английский язык, ученики углубленно изучают биологию (10—11-х классы), экологию (9-й класс), физику и математику (10-й класс).
Хорошо продуманная с точки зрения содержания образования, методического оснащения, управленческих процедур работа в коррекционно-развивающих классах позволяет снять пресловутую проблему второгодничества, довести “проблемных” детей до выпуска из основной школы. Таких классов у нас всего три, но в них работают самые мудрые, лояльные педагоги с большим педагогическим опытом работы, а также психолог, логопед, социолог. Они делают все для того, чтобы сформировать у этих детей позитивное самовосприятие, снять у них комплекс неполноценности. Дети, даже “выравниваясь”, не желают уходить из коллектива. Как правило, в этих классах теплые отношения, налажено сотрудничество “учитель — ученик — родители”.
Отлично поставлена работа педагогов цикла “Искусство” — они вовлекают детей из классов КРО и общеобразовательных в коллективные творческие дела. Ученики играют в спектаклях, участвуют в концертах.
В 2000/01 учебном году состоялся выпуск 9-го класса коррекции. Из 13 человек продолжили учебу в 10-м классе 3 ученика, в ПТУ — 9, устроился на работу — 1 человек. В 2004/05 учебном году состоялся очередной выпуск. Из 12 человек продолжат учебу в 10-м классе 4, в ПТУ — 8.
В общеэстетических классах начальной школы музыку и хореографию ведут преподаватели Лесновской школы искусств.
В спортивных классах (3-“Б”, 5-“А”, 7-“А”) 5 часов физкультуры в расписании, 1 час внеклассной работы во второй половине дня.
Таким образом, организация разноуровнего и разнопрофильного обучения обеспечивает оптимальное образование для всех учащихся, различных по своему уровню подготовки, развитию способностей, ориентациям, интересам, склонностям и состоянию здоровья.
Приоритетное направление работы — сохранение и укрепление здоровья детей. Реализация школьной программы ведется в двух направлениях — корригирующем и общеоздоровляющем.
Наличие медсестры, психолога, логопеда, социолога, совершенствование практики физкультурно-оздоровительной работы (увеличение доли физической нагрузки за счет ритмики, проведения дней здоровья, спортивных соревнований и состязаний, турслетов, секций по футболу, ОФП, использование здоровьесберегающих технологий) способствуют поддержанию здоровья и работоспособности детей.
По результатам медосмотра, проведенного в 1992/93 учебном году констатировалось, что число здоровых детей среди учащихся нашей школы в младших классах не превышает 10-12%, среди учащихся средней ступени — 8% и среди старшеклассников — 5%.
Но здоровье — одна из высших ценностей для любого человека. Все имеет смысл, пока мы здоровы. Нет здоровья — и все ЗУНы, добытые каторжным трудом школьников и учителей, обесцениваются, превращаются в ненужный груз. Убежденность в этом побудила нас к созданию программы “Школа здоровья”.
Дети на уроках быстро устают, не могут сосредоточиться, у многих не сформировано произвольное внимание. В течение года школьники пропускают много учебного времени: младшие классы — 10%, средние классы — 12%, старшие классы — 9%. Дети не могут выполнить домашнее задание, которое задается в пределах нормы. Они мало гуляют, больше сидят у телевизора.
В 1997 году программа была апробирована. Пройдены начальный и экспериментальный этапы.
Учителя как могут стремятся смягчить непосильные нагрузки ребят: изучают их особенности — интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и другие, темперамент, характер восприятия учебного материала, тип памяти, функциональную асимметрию полушарий головного мозга и т.д. На уроках они стремятся создать только благоприятный морально-психологический климат, исключают любые факторы, которые могут негативно повлиять на психофизическое состояние ученика (авторитарное давление, грубость, едкую, обидную иронию, бестактность). В школе ведутся занятия, помогающие школьникам защитить себя от стрессов, усталости, — ребята овладевают способами психологической самозащиты.
В образовательном процессе используются элементы педагогических технологий доктора медицинских наук В.Ф. Базарного (упражнения для глаз и т.д.). Учителя получили подготовку и методические материалы для проведения занятий.
В результате дети стали меньше болеть, уставать, повысилась успеваемость, качество знаний. Ученики подтянуты, организованы, учатся с радостью, начатое дело доводят до конца. Учителя используют основы психогимнастической релаксации, т.е. физическое развитие идет на основе ярких положительных эмоций.
Здоровьеразвивающие технологии — это не только жизнь каждого без болезней, но и гармоническое развитие личности, высокая умственная и физическая работоспособность.
Педагоги школы творчески отнеслись к корректировке учебных программ, к внедрению здоровьесберегающих технологий в каждый урок. В начальной школе есть альбомы с разработанными физкультминутками, дети активно усваивают самомассаж.
В существующем базисном учебном плане количество часов не соответствует содержанию учебников по предметам: русский язык, математика, физика, химия, биология. В результате уровень образованности учащихся не соответствует тем требованиям, которые предъявляет общество. Региональный компонент в вариативной части увеличивает часы на физкультуру, ОБЖ, курсы патриотического воспитания.
Филиппова Т.Н., директор Лесновской средней общеобразовательной школы № 1, пос. Лесной, Шиповский район, Рязанская область.