России нужны патриоты
Сегодня мы вынуждены констатировать черты дегуманизирующего влияния школьной среды на воспитание личности ребенка ввиду резкого расхождения пустых деклараций о гуманизме и реальных повседневных отношений, практикуемых в действительной школьной жизни. Дети грубы и черствы по отношению друг к другу, ценность предметов преобладает над ценностью человека, духовный мир их пуст и феномен человека их не интересует.
Проводятся мероприятия, классные часы, всевозможные конкурсы, но уровень воспитанности остается все тем же.
Многие педагоги не отдают себе отчета в том, что выросло целое поколение “перестроечных” детей, которые ничего не принимают на веру, не любят когда ими распоряжаются, мечтают быть свободными и независимыми.
Поиски эффективной, дающей результат технологии привели коллектив гимназии к необходимости создания среды проживания школьника, способствующей формированию образа жизни достойного Человека. Содержательно наполняя среду, мы создаем условия для развития потенциальных возможностей личности.
Реализуя принципы здоровьесберегающей педагогики, создавая комфортные условия, предотвращающие стрессовые ситуации у детей, мы пришли к выводу, что важна четкая организация учебно-воспитательного процесса — хаос и неразбериха создают нервозность, страх и способствуют формированию комплекса неудачника, неуверенности, развивают агрессию в подростковой среде.
Мы стараемся создать такую атмосферу в гимназии, чтобы ребенок понял, что пришел в мир добра и справедливости, что его ждут, заинтересованы в нем, любят и понимают его, заботятся о нем. Важно не только содержание бесед, но и вся обстановка в классе. Среда проживания ребенка должна соответствовать выработке жизненного опыта: это интерьер, взаимоотношения, ритуалы и традиционные формы поведения, это договоренность об искренности и прямодушии, о деликатности и уважении чувств другого. Тогда учебная деятельность, помимо познавательной функции, выполняет праксиологическую, вовлекая детей в реальное, этически осмысленное поведение. Начиная утро со встречи с воспитателем, дети получают заряд на весь день. Воспитатель даёт своеобразную установку, положительный настрой, обращает внимание на главные моменты предстоящего дня. Преподаватель должен уметь вычленить проблемы, соотнеся их с каждой личностью и коллективом класса, уважительно относиться к каждому ребенку “здесь и сейчас”. Педагогическая техника преподавателя (голос, мимика, жесты, пластика, поза, а далее действия, реакции, поведение, деятельность) выступает обязательным компонентом его преподавательской деятельности.
В воспитательной системе особая роль отводится школьным традициям. У нас есть традиционные мероприятия (неделя сада, интеллектуальный марафон), школьные праздники (Первый звонок, Бал в честь Дня рождения гимназии, День пожилого человека, традиционные “Сказки” выпускников и др.), традиционные акции (экологический десант, акция милосердия и др.), поведенческие традиции (традиция “поднятой руки”, “одного голоса”, “осторожно, малыш”, “внимание, дама” и др.), мы чтим народные традиции как источник духовного обогащения школьника, формирования опыта любви к большой и малой Родине, гражданственности, уважения к старшим.
Учебные курсы гуманитарного направления призваны выполнить в качестве основной задачи интеллектуально-оценочное инициирование активности школьника, содействовать развитию его этической и гражданской субъектности. Каждый школьник становится в той или иной мере субъектом своего жизненного опыта. Этому способствует введение в систему воспитания школьников следующих предметов: “Философия жизни”, “Этика общения”, “Народные традиции”, “Культура поведения”, “Обществознание”, “История”, “Кубановедение”, “ОБЖ”, “Культура и словесность”. Эти курсы сменяют друг друга на протяжении 1—11 классов, и ученики на уроках, размышляя и упражняясь, получают бесценный нравственный опыт.
Преподавателями гимназии разработаны курсы, ориентированные на формирование общечеловеческих ценностей: “Этические проповеди” (для старшеклассников, по письмам Д.С. Лихачева), “Психология общения” (курс этики для 9—11 классов), “О добром и прекрасном” (цикл этических бесед), разработаны программы курсов “Я — человек”, народное прикладное творчество, русское народное искусство.
Совместно с профессором Н.Е. Щурковой было выработано “Жизненное кредо достойного Человека”. Этот сборник предназначен для вручения выпускникам 11-х классов по окончании гимназии. “Жизненное кредо достойного Человека” рекомендуется для самостоятельного чтения, раздумья, осмысления и для опоры и поддержки в сложных ситуациях, жизненных проблематичных обстоятельствах.
Педагогическая поддержка и коррекция поведения школьников осуществляется в гимназии не только педагогами, но и медико-психологической службой. Психологами в рамках проекта “Здоровье” разработан медико-психологический паспорт на каждого ребенка, в котором фиксируется динамика как соматического здоровья, так и психологического развития. Совместно с классными воспитателями проводится диагностика и выявление детей с высокой тревожностью, агрессией, низкой самооценкой и низким уровнем притязаний. Известно, что при наличии нерешенных психологических проблем возникают психосоматические заболевания. Для предотвращения психосоматических заболеваний и решения психологических проблем у гимназистов и педагогов, психологической службой был разработан ряд тренингов для коррекции эмоциональной сферы учащихся и личностного роста педагогического персонала, ведется работа с родителями.
Забота об укреплении здоровья гимназистов — это наша приоритетная задача. И “здоровый дух”, и высокий интеллектуальный уровень являются результатами систематической работы по оздоровлению учащихся и учителей. Открытый в 2003 году бассейн способствует укреплению здоровья учащихся и учителей. Осуществляется проект “Здоровье”, который предусматривает: диагностику и отслеживание заболеваемости детей, разработаны комплексные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей и учителей. Проводятся занятия по ЛФК и аэробике, массажу.
Спортивно-массовая работа в школе способствует укреплению здоровья школьников, привлечению к массовым занятиям физкультурой и спортом, развитию координации движений, силы, ловкости, выносливости, совершенствованию физического мастерства, подготовке к городским и краевым спортивным соревнованиям, формированию сплоченных ученических коллективов и т.д. Юноши и девушки участвуют в спартакиадах, соревнованиях, посещают спортивные секции. Начиная с 2000 года, массовость, интерес, желание и стремление к спорту учащихся заметно растет.
Кроме спартакиад, соревнований для укрепления здоровья школьников, развития силы, выносливости, ловкости и других компонентов в гимназии стали традиционными такие мероприятия как туристические слеты учащихся, военно-спортивная игра “Зарница”, походы по местам Боевой Славы Кубани. Такие мероприятия дают неисчерпаемый заряд энергии и бодрости, развивают навыки и умения, сплачивают ученический коллектив, побуждают их к активной творческой деятельности, вызывают небывалый интерес к занятиям спортом и туризмом.
Героико-патриотическое воспитание в гимназии осуществляется через проект “Я — гражданин” и авторский проект “От родного порога к мировым ценностям”. Проект предполагает исследовательские экспедиции, экскурсии по городу, родному краю, изучение культурного наследия России и Кубани, изучение героического прошлого страны. Все это закаляет тело и дух, воспитывает патриотов России, способствует формированию активной жизненной позиции и развивает двигательную активность школьников.
Не менее важна этико-психологическая атмосфера в школе и этико-административные отношения. Работая в командно-административном режиме, невозможно сформировать ценностное отношение к человеку.
Кардинальные изменения в школе по формированию здорового образа жизни и обогащению духовной сферы учащихся могут произойти лишь при условии профессиональной готовности и профессиональной способности школьных педагогов содействовать развитию среды, когда педагог показывает пример этического отношения к другому, профессионально оказывая педагогическую поддержку. С этой целью в гимназии работает на протяжении 10 лет постоянно действующий семинар.
Все это снабжает воспитанника жизненным опытом, вселяет веру в собственные силы, позволяет находить выход в трудной жизненной ситуации, учит уважению к личности, а главное, осознанию себя как Человека, способного строить достойную жизнь, выбрать собственный вариант жизни, принимать правильные решения, ориентироваться в мире профессий, ценить и уважать свое Отечество.
Филиппова Г.Г., директор гимназии “Эврика”, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель России, г. Анапа, Краснодарский край.