Фитобар — приятное с полезным
Научно-техническая революция наряду с крупными открытиями принесла и тревожные симптомы о состоянии здоровья подрастающего поколения, особенно о так называемых школьных формах патологии. Например, среди учащихся начальных классов удельный вес нарушений осанки достигает 64,2%, к окончанию школы половина выпускников близоруки. Особую тревогу вызывает рост среди учащихся нервно-психологических дисфункций.
Традиционное построение урока, способы передачи информации и технологии учебно-воспитательного процесса буквально “выставили” из школы детерминанты биологического развития человека, движение, физические нагрузки, ориентировочно-поисковую активность и многое другое.
Дети в процессе чтения пребывают в хроническом сенсорно-моторном, психоэмоциональном и нервно-вегетативном напряжении. Отмеченные виды напряженности угнетают важнейшие биоритмы организма, биологические процессы созревания и развития, в том числе способствуют возникновению целого ряда школьных форм патологий: близорукость, нарушение осанки, нервные расстройства. Определенная группа факторов, отрицательно влияющая на здоровье детей, связана с тем, что ДОУ и ОУ не имеют специализированных программ направленного формирования физиологических и учебно-познавательных основ, трудового потенциала ребенка, и, в частности, зрительно-информационного, зрительно- ручного, микропроцессорного.
Исходя из этого, администрация нашей школы пошла по пути проведения эксперимента “Здоровый ребенок” (по программе “Познай себя”).
Эксперимент длился с сентября 1997 года по май 2004. Научное обеспечение эксперимента: Моисей Ханонович Штульберг, кандидат медицинских наук, научный сотрудник института Гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Научный руководитель эксперимента: Ольга Петровна Хубиева, преподаватель биологии КЧГТА, кандидат биологических наук. Научный консультант эксперимента Леля Витальевна Абидова, врач-педиатр высшей категории, заместитель главного врача по поликлинике Черкесской детской больницы.
Программа эксперимента согласованна с ученым советом КЧРИП-КРО, утверждена Управлением образования г. Черкесска (Приказ № 83 от 03.09.1997 по горУО).
В декабре 2000 года в городе Иваново прошел форум “Школы, содействующие здоровью”, на нем Карачаево-Черкесию представляла директор СОШ № 2 Кокарева Н.А. с материалами эксперимента “Здоровый ребенок”, где работа школы была одобрена.
В марте 2001 года в городе Невинномысске Ставропольского края проходил конкурс “Таланты 2000 года”, на котором от Карачаево-Черкесию наша школа представляла экспериментальную работу “Здоровый ребенок” и вошла в пятерку лучших школ южного федерального округа по здоровьесберегающим технологиям.
За семь лет работы в экспериментальном режиме мы провели 10 семинаров для школ республики. Имеется несколько статей в местных газетах, два раза отчитывалась творческая группа о ходе эксперимента на заседании Ученого совета РИПКРО, где заслужила высоких отзывов, опыт творческой группы обобщался на заседании совета горУО; творческая группа выступала перед учителями, завучами, директорами республики на курсах РИПКРО.
В 2003/04 учебном году в системе эксперимента “Здоровый ребенок” работало 7 классов: 1г, 2а, 3г, 4г, 5г, 6г, 7г. Во всех этих классах ведутся предметы “Здоровье” (1 час в неделю) и “Экология”.
Основой эксперимента является сам процесс оздоровления: ЛФК, массаж, плавание, фитобар.
В начальной школе эта система работает четко, без сбоя: тренер по ЛФК строит свою работу следующим образом:
— сентябрь-октябрь — занятия для укрепления органов дыхания (на свежем воздухе);
— ноябрь-декабрь — упражнения, направленные на оздоровление сердечно-сосудистой системы;
— январь-март — комплекс упражнений, направленных на предупреждение нарушения осанки;
— апрель-май — дыхательная гимнастика (на свежем воздухе).
Работу фитобара помогала осуществлять родительница — врач-педиатр, зав отделением Детской городской больницы Т.А. Филиппова.
В классах дети разделены на 4 группы. Первая — дети со сколиозом, пупочной грыжей; вторая — с функциональным шумом сердца и другими сердечными заболеваниями; третья — дети, часто болеющие ОРВИ и ОРЗ, дети с гипертрофией небных миндалин; четвертая — дети с заболеваниями почек и жкт.
Весной и осенью детям завариваются витаминный, грудной сборы, затем успокоительный. Зимой во время вспышек гриппа и вирусных инфекций к витаминному чаю добавляются настойка эллеутерокока, “Дибазол” (1/2 таблетки 1 раз в день — 10 дней), на шею детям одеваются чесночные “ожерелья”, ежедневно обрабатывается слизистая носа оксолиновой мазью, проводится полоскание горла солевым раствором и отваром шалфея, календулы, ромашки (через день). Это работа дает свои результаты: во время эпидемии гриппа дети из классов “Здоровья” болеют реже, чем дети из обычных классов.
В 1997—1998 учебном году все школы города были закрыты на карантин по гриппу, а класс “Здорового ребенка”, продолжал учиться. Он находился при ДОУ № 21, и в классе болели 1—2 ребенка. Такие же результаты мы прослеживали и в последующие годы эксперимента.
Большую пользу оказывают занятия плаванием в плавательном бассейне “Спартак” и закаливающе-оздоровительные мероприятия.
Массаж проводится весной и осенью по индивидуальному графику, массажист заранее просматривает медицинские карты учащихся. Благодаря этому в 1999 году врачи выявили, что из 4 человек, стоящих на учете с нарушением осанки, трое сняты с учета, и лишь в одном случае сколиоз из четвертой степени доведен до нулевой.
Если в первый год эксперимента врачи не отмечали ухудшения в здоровье первоклассников — и это был положительный результат — то последующие годы позволили сделать выводы, что эксперимент себя оправдывает: по данным детской поликлиники № 1 в Черкесске на диспансерном учете стоит 5700 детей, 1/3 часть детского населения города. Но: корректирующая гимнастика снижает ортопедическую патологию. Несмотря на то, что в большинстве своем мебель не соответствует ростовым показателям, мы через плавание, гимнастику, массаж помогаем выровняться ребятам; почти на 100% мы оздоровили детей с логопедической патологией; в школе патология в здоровье детей в 2 раза ниже, чем, например, в СОШ № 18. Так, например, неврологические заболевания у нас составляют 20%, а в СОШ № 18 — 80%.
Детей из классов “Здорового ребенка” дважды в год осматривают врачи-специалисты. Научный консультант эксперимента Л.В. Абидова, зав. поликлиникой выделяла специалистов для углубленного медицинского осмотра: окулист, лор-врач, иммунолог, невропатолог, ортопед. По данным осмотров можно отслеживать результаты эксперимента. Но, к сожалению, в 2004 году поликлиника отказалась от помощи школе.
Учителя Г.Н. Ледовская., С.И. Кошелева, Н.Д. Савченко, А.В. Соболева на уроках применяют смену динамических поз, упражнения по зрительно-двигательным траекториям по методу В.Ф. Базарного.
Периодически проводимое тестирование родителей учащихся из экспериментальных классов дает возможность выявить их отношение к проводимой работе в школе:
— массаж: нужен один раз в год — 60%,
— лечебная гимнастика: полезна моему ребенку — 70%,
— фитобар: полезен, необходим — 98%,
— логопедия: довольны и благодарны за занятия — 100%.
К сожалению, работа заканчивается в среднем и старшем звене школы. Там ведутся лишь предметы “Здоровье” и “Экология”, а процесс оздоровления обрывается. Это обусловлено тем, что нет возможности включить в расписание здоровьесберегающие мероприятия. Расписание и нагрузка учащихся этих классов ничем не отличается от других классов школы. Ведь изначально в эти классы были отобраны дети, страдающие хроническими формами заболеваний, и если в начальной школе им помогли оздоровиться или выровняться, то в среднем звене целью эксперимента становилась забота о сохранении здоровья этих ребят.
Экспериментальная программа “Здоровый ребенок” нужна и дает положительные результаты. Но внедрять ее надо не только в начальной школе, но и в среднем звене.
К сожалению, базисный учебный план средней школы препятствует возможности внедрения экспериментальной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В этих классах необходимо уменьшить нагрузку учащихся, при составлении расписания продумывать распределение уроков таким образом, чтобы учебный процесс не вредил здоровью детей. Математика, русский язык не могут стоять последними уроками. Пятница и суббота должны быть менее загруженными днями.
Гавлиевская Ю.Ю., директор МОУ СОШ № 2, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика.