Сказали пиву: “Нет!”
Очкуровская восьмилетняя школа организована в 1984 году, в 1988-м реорганизована в среднюю школу. МОУ “Очкуровская средняя общеобразовательная школа” создана по решению учредителя — администрации Николаевского района в 1998 году. За период существования школы забота о здоровье учащихся была главной.
Проблема здоровья волновала педколлектив с самого начала открытия школы. Первые три года был организован ежедневный кросс для всех желающих учителей и учащихся. Мы увидели, что эпидемия гриппа, простудные заболевания, обходили стороной и педагогов, и учащихся. Следующие три года ежедневно проводилась зарядка и 30-минутный урок подвижных игр на свежем воздухе. Результат был тот же: ни дети, ни взрослые не болели.
Затем был перерыв в этой работе, результат не замедлил себя ждать: отдельные классы в период эпидемии, а потом и всю школу закрывали на карантин. Осложнения, отставания по программам заставили вернуться к проблеме оздоровления детей.
Изучив технологии и опыт работы Кишеева В.А. (г. Калуга), Тверской Н.В. (г. Москва), Макарчук А.В. и Каримова В.Ю. (Красноярский край), Таракановой Л.А. (г. Талнаха), Кузнецова Л.В. и других, новые технологии — школа адаптирующей технологии Е.А. Ямбурга, систему развивающего обучения Занкова, личностно-ориентированное обучение Серикова и других, педагогический коллектив начал целенаправленную работу по здоровьесбережению. Мы понимали, что в рамках одной школы ее не решить и все же попытались сделать все возможное.
Перешли на пятидневную неделю обучения. Убедились, что дети, имея большую учебную нагрузку, получили возможность больше отдыхать, от этого не пострадали успеваемость и качество знаний. У ребят появилось время больше гулять, помогать родителям в осенне-весенний период, заниматься самообразованием, спортом.
Учебный план постоянно корректировался, строился по пятидневной неделе. Он нас не всегда устраивал: сокращались часы, а программы оставались прежними. Это не зависело от школы, выпускники должны были получить полный объем знаний. Учителя стояли перед большими проблемами: перегрузки учащихся влияли и будут влиять на здоровье детей. И тогда коллектив досконально продумал нестандартные формы проведения уроков. Мы изучали новые образовательные технологии, повышали свое мастерство на семинарах, курсах, что помогло снизить нагрузки, сохраняя знания. Пятый год в школе проводится третий урок физической культуры с 1 по 11 класс, ежедневные спортивные часы, спортивные секции. Школа не закрывается на карантин. Наши выпускники подтверждают знания в высших учебных заведениях: ВГСХА, ВГПУ, ВГМа, ВОЛГУ, Волгоградском кооперативном институте, Волжском гуманитарном институте, Высшей следственной школе и других.
Но для нас главным является здоровье учащихся. Результаты диспансерного учета показывают, что здоровье обучающихся находится на одном уровне — не становится хуже. На учете в инспекции по делам несовершеннолетних не стоит ни один ученик. Наркотики не употребляет ни один ученик. Алкоголь не употребляет ни один ученик. В 2001 году пробовали пиво — 5 учеников, в 2002 году — 3 ученика, в 2003-м — ни одного, в 2004-м — ни одного, в 2005-м — ни одного.
Курят: в 2001-м — 15 учеников, 2002-м — 12 учеников, 2003-м — 8 учеников, 2004-м — 6 учеников, 2005-м — 5 учеников.
Дети любят школу, с удовольствием приходят не только на уроки, но и во второй половине дня. Наши родители удовлетворены системностью работы по сохранению и укреплению здоровья. Для решения этой задачи были созданы условия: организация питания, летний оздоровительный отдых, занятия спортом, закаливание, просветительская работа. Занятия в школе проводятся в 1 смену.
На наш взгляд, существующий Базисный учебный план требует доработки, потому что не во всем соответствует заботе о здоровье учащихся. И если его можно частично доработать, введя третий урок физкультуры, интегрированные курсы, то школьные учебники насыщены порой не нужным избыточным материалом. Учащиеся начальной школы очень перегружены и при переходе в основную школу теряются, качество знаний не подтверждается. Программы, учебники составлены без учета мнений рядовых учителей. Требования для поступления в вузы завышены. Такой разрыв сказывается на перегрузке учеников. И десяток школ, занимающихся вопросом здоровьесбережения, не решит проблему государства. Дети — наше будущее, и только целенаправленная работа о здоровье учащихся может улучшить ситуацию.
Недостаточность питания в детском возрасте может обернуться в дальнейшем невосполнимыми потерями здоровья. Разговор о питании детей — дело серьезное.
Мы сами выращиваем овощи и закладываем на зимний период в овощехранилище (лук, морковь, свеклу, капусту, картофель), а также заготавливаем соленья (томаты, огурцы, капусту). Овощи — все экологически чистые продукты, так как мы не работаем с удобрениями и ядохимикатами.
В каждом классе на детей имеются листы здоровья, в которых указано, какие продукты противопоказаны данному ребенку и чем их следует заменить.
Все обучающиеся в школе проходят ежегодно медицинский осмотр согласно графика в соответствии с действующими требованиями, предъявляемыми федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения и образования. Профилактическую работу проводят фельдшер и медсестра Очкуровского ФАПа.
В ГПД проводится профилактическая работа в целях предупреждения заболеваний, вредных привычек. С 2003 года мы начали эксперимент “Немедикаметозные методы коррекции здоровья школьников”. Для всех детей, посещаемых ГПД, мы используем эффективные и несложные методы, которые обеспечивают полный охват учащихся и при этом не нарушается общеобразовательный процесс в школе:
— Аромотерапия — использование эфирных масел “Пихтовое” и “Эвкалиптовое” — 1 раз в неделю.
— Витаминотерапия — ежедневно “Витамин С”, “Ревит”, “Аскорбиновая кислота с глюкозой”.
— Йодная профилактика — использование йодированной соли в столовой.
— Фиточай — “Ромашка” в столовой, кисели, компоты.
— Салаты — ежедневно.
— Яблоки, арбузы, помидоры — осенью.
— Редис, огурцы — весной.
— Ягоды, цитрусовые — летом.
Дети, стоящие на учете, отдыхают в санаториях: в 2001 году в Кабардинке, санаторий “Океан”, — 12 учащихся, в 2002 году в санатории “ Анапа” — 11 учащихся, в 2003 году в санатории “Дубовка” — 3 учащихся, в 2004—2005 годах в санаториях отдохнули 12 учащихся.
Мы убеждены, что задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для здорового климата на уроках, включить детей в процесс творчества.
На уроках создана активная среда, в которой обучение происходит не за счет ресурсов здоровья. Уроки-игры, уроки-диалоги, проблемно-за-дачный подход, проектная методика, групповая и парная работа, индивидуальный и дифференцированный подход, уроки-театры, уроки-концерты, конкурсы и многое другое способствуют хорошей психологической атмосфере на уроках, желанию учащихся заниматься, приходить в школу не только для общения с друзьями, а за знаниями. Учителя проводят эмоциональные разрядки с помощью небольших ситуативных игр, веселых историй, музыкальных пауз, физминуток, эмоционального термометра.
Индивидуальный подход на уроках, используют все учителя, особое внимание они уделяют ребятам, занимающимися на “5” и учениками из группы риска. Для таких учеников проводят консультации во второй половине дня, предлагают разноуровневые задания и контрольные работы.
В спартакиаде школьников района школа занимает I место среди сельских школ.
На уроках физической культуры учитель использует в практике свою методику, особенно ему удается индивидуальный и дифференцированный подход с учетом разноуровневой подготовки учащихся. Его урокам характерна высокая моторная плотность, умелое сочетание оптимальных видов работ на уроке. Он стимулирует активность учащихся, развивает двигательные качества разных возрастных групп, создает условия для развития физических способностей. В практике работы учителя отличает умелое применение активных форм обучения (эстафеты, конкурсы, игры, соревнования, комбинированные, контрольные уроки, уроки здоровья). Учитель занимается исследовательской работой, диагностикой (обучение слабых детей, отслеживает изменения в их физическом развитии и состоянии здоровья).
Учителя организовывают активное участие учащихся в общешкольных соревнованиях, пропагандируют здоровый образ жизни, проводят беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Приглашают для бесед с учащимися медиков. Проводят анкетирование, собеседование о здоровье Конечной целью этого является — формирование личности, которая стремится заботиться о своем здоровье, раскрытие оздоровительных возможностей каждого человека, умение вести здоровый образ жизни.
Комитет по образованию поддерживает все, что делается для здоровья учащихся в школе. На базе школы проводился районный семинар.
Ткаченко Л.М., директор МОУ “Очкуровская средняя общеобразовательная школа”, Оноприенко Т.Н, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, с. Очкуровка, Николаевский район, Волгоградская область.
Материалы нашей конференции: