Как создать школу здоровья
Лицей № 2 г. Нальчика — одно из ведущих общеобразовательных учебных заведений Кабардино-Балкарской Республики — является неоднократным победителем Всероссийского общественного конкурса “Школа года” (в 1995—2003). В 2001 году признан “Школой века”. Лицей — победитель Кабардино-Балкарского конкурса “Лучшая школа КБР — 2005”; победитель Всероссийского конкурса “Лучшие школы России — 2005”, проводимого Министерством образования РФ. Опыт работы лицея обобщен Институтом управления образованием РАО и опубликован в книге “Инновационные школы России: становление и развитие”.
В лицее ведётся большая научно-методическая работа, которой руководит заместитель директора А.М. Шибзухова — кандидат педагогических наук, заслуженный работник народного образования Кабардино-Балкарской Республики.
Образовательная структура МОУ “Лицей № 2” представляет собой:
— дошкольную ступень образования;
— начальную ступень образования (1—3,4 классы);
— комплектование 5—6—7-х классов в зависимости от уровня подготовки учащихся;
— предпрофильную подготовку учащихся 8—9 классов;
— профильное образование учащихся 10—11-х классов.
Воспитательная система представляет целостную педагогическую концепцию “Мы — лицей”, во главе которой стоит тема “Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников”. Внеурочная деятельность организована через коллективные творческие дела, объединенные в тематические блоки: “Удивительный мир знаний”, “Легко ли быть молодым”, “Как прекрасна Земля и на ней Человек”, “Я рожден в Кабардино-Балкарии”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Сотвори свою планету”, “Памяти павших будем достойны”. Осуществляется она на основе индивидуального и валеологического подходов.
В лицее обучаются 1646 школьников, работает 13 предметных кафедр, объединяющих 167 специалистов.
Одним из приоритетных направлений лицея является проблема взаимосвязи обучения и здоровья.
Результаты медицинского и психологического обследования лицеистов заставили задуматься над этой проблемой. За период с 1991 г. по 1998 г. до 30% учащихся 6,6—7-летнего возраста по комплексу медицинских и психолого-педагогических критериев не были готовы к обучению в школе, 28% учащихся имели хронические заболевания.
Все это побудило педагогический коллектив взяться за решение этой сложнейшей проблемы, вести активный поиск здоровьесберегающих технологий и внедрять их в практику. Была разработана организационная структура школы здоровья, создана валеологическая служба, объединившая различных специалистов (заместителей директора по воспитательной работе, педагогов-психологов, педагога-валеолога, логопеда-дефектолога, социальных педагогов, преподавателей физкультуры, классных воспитателей, классных руководителей, медработников, родителей учащихся).
Одно из важных подразделений валеологической службы — медико-психолого-педагогическая комиссия по организации приема детей в 1-й класс, обеспечивающая оптимальную адаптацию каждого первоклассника к обучению в школе.
Приоритетная задача педколлектива лицея — рациональная здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса. Осуществляет ее межпредметное научно-методическое объединение учителей, работающее над проблемой “Здоровое детство — здоровое образование” и призванное помочь учащимся найти свой индивидуальный путь к здоровью и здоровому образу жизни. В этих целях проводятся педагогические советы по темам: “Ребенок в современном мире”, “Педагогическая валеограмотность”, “Развитие личности ребенка и качество образования в условиях дифференцированного обучения”. Постоянно действует научно-методический семинар “Проблемы создания школы здоровья в условиях инновационного учебного заведения”.
Эффективной формой повышения валеологической грамотности педагогов является традиционная Неделя здоровьесберегающей педагогики, в рамках которой проводится семинар-тренинг для учителей-предметников, классных руководителей по темам: “Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики”, “Валеологический самоанализ урока”, “Сохранение психического здоровья”, “Профилактика конфликтов в общении”.
Созданы условия для успешного обучения и сохранения здоровья учащихся: занятия проводятся в одну смену, расписание уроков составляется с учетом физиолого-гигиенических требований в соответствии с Базисным учебным планом. Дополнительные и кружковые занятия с учащимися проводятся во второй половине дня с часовым перерывом на обед, что позволяет им сохранять свою работоспособность.
Валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса представляет собой систему формирования культуры здоровьесбережения у учащихся и педагогов.
Разработаны:
— образовательно-воспитательная программа по валеологии для начальной школы;
— тематика бесед по здоровому образу жизни (ЗОЖ) для учащихся 5— 11-х классов;
— программа по половому и нравственному воспитанию учащихся 10—11-х классов.
Организованы:
— лекторская группа из числа учащихся 9—11-х классов (20 человек) для проведения 1 раз в месяц бесед по здоровому образу жизни в 1-х — 6-х классах (“Умывание и купание”, “Почему мы болеем”, “Безопасность при любой погоде” и др.);
— лекторская группа из числа родителей-медиков, юристов, работников правоохранительных органов (22 человека) для проведения занятий с учащимися 7—11-х классов (“Ответственность несовершеннолетних за правонарушения”, дискуссионный клуб “Вопрос — ответ”).
Проводятся:
— интегрированные уроки валеологии и этики (в 8-х классах), валеологии и основ безопасности жизнедеятельности (в 10—11-х классах);
— валеологические обследования учащихся (“Могу ли я сам сохранить свое здоровье” — в 7-х классах, “Валеологический портрет выпускника лицея”);
— психолого-валеологические обследования учащихся на уровень готовности к обучению в 1-м классе, в 5-м классе;
— утренники (“Кто нас лечит?”), беседы, лекции, конкурсы.
Популярные формы работы:
— проблемные “круглые столы”, в которых принимают участие врачи городской клинической больницы № 1, работники Республиканского экологического центра, сотрудники Госнаркоконтроля, а также родители учащихся (“Реклама: за и против”, “Отцы и дети: собственная модель семьи”, “Проблемы нравственного выбора”, “Наркоконтроль в Кабардино- Балкарской Республике”);
— уроки здоровья для души как интегрированная форма психолого-валеологического образования и воспитания учащихся, способствующая здоровому отношению к накопленному нравственному и духовному опыту (“Личность и проблемы толерантности”, “Любви прекрасные мгновенья”, “Я и мой ближний”, “Психологические особенности мальчиков и девочек”, “Сон разума”);
— Малая медицинская академия (ММА), формирующая у лицеистов навыки исследовательской работы в области профилактической медицины. Занятия ММА проводятся на базе городской клинической больницы № 1 г. Нальчика и в лицее. Результат — ежегодные научные конференции лицеистов, медиков и родителей: “Кто в ответе за твое здоровье?”, “Здоровье школьника: как его сохранить?”, “Лицей № 2 — свободное от наркотиков образовательное учреждение”;
— Научное общество учащихся, позволяющее активно заниматься исследованиями и экспериментом. Результат такой деятельности — успешные выступления лицеистов на Республиканской открытой конференции НОУ “Сигма” “Первые шаги в науку”. Среди победителей в 2002— 2003 учебном году по секции “Медицина” — Жабелова Зульфия “Сравнительная характеристика хирургических методов коррекции близорукости”; в 2003—2004 учебном году по секции “Медицина” — Джабер Далия “Результаты хирургического лечения катаракт с имплантацией искусственного хрусталика”, Паритова Дина “Осложнения при сахарном диабете”; в 2004—2005 учебном году по секции “Медицина” — Карашаева Марьяна “Дыхание у детей и подростков”;
— Дни здоровья: мероприятия, касающиеся вопросов гигиены, профилактики наркотоксикомании, инфекционных заболеваний, рационального питания, безопасного поведения, психогигиены, физического совершенствования (“Богатырские игры”, “Экология души и здоровья”, “Медики советуют, предостерегают”). В целях укрепления здоровья учащихся и педагогов в весенний, летний и осенний периоды организуются массовые выезды в районы Приэльбрусья, Чегемских водопадов, Голубых озер: свежий горный воздух и неповторимые красоты природы родного края оказывают свой оздоровительный эффект.
В рамках тематического воспитательного блока “Легко ли быть молодым” осуществляется профилактическая работа и сотрудничество с городскими и республиканскими медицинскими центрами здоровья: специалисты Республиканского центра планирования семьи и репродукции (ювенолог, андролог), а также Республиканского кожно-венерологического диспансера (дерматовенеролог) и Центра “Анти-СПИД” (инфекционисты) проводят занятия с учащимися 10—11-х классов по вопросам полового и нравственного воспитания; специалисты Республиканского наркологического диспансера и Отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Госнаркоконтроля КБР проводят занятия с учащимися в 9—11-х классах по вопросам профилактики наркотоксикомании.
Повышению эффективности профилактической работы способствует функционирование 5 медицинских кабинетов, в том числе физиопроцедурного, стоматологического. В течение учебного года все учащиеся проходят обследование и лечение у стоматолога.
Большая роль в укреплении здоровья учащихся отводится урокам физкультуры. В лицее — 5 спортивных залов, спортплощадка, тренажерный зал; работают секции волейбола, баскетбола, футбола, гимнастики, малого тенниса. Для педагогов организованы занятия шейпингом. В учебный план уроков физкультуры включён раздел “Плавание”. Оздоровление и закаливание учащихся 1—11-х классов осуществляется на базе плавательного бассейна спорткомплекса “Олимпийский”.
На всех ступенях обучения активно используются методы и средства снятия физического и психического напряжения педагогов и учащихся. Обязательным элементом организации урока являются физкультминутки, проведение части уроков естественно-научного и гуманитарного циклов на свежем воздухе: в парке, в зеленой зоне лицея.
Положительное влияние на самочувствие учащихся оказывает интегрирование в учебно-воспитательный процесс возможностей культуры и искусства: на переменах в лицее звучит музыка, регулярно организуются выставки творческих работ лицеистов, местных художников, проводятся конкурсы, смотры среди учащихся, встречи с работниками культуры и искусства. Это способствует созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в лицее. Каждый ребенок имеет возможность реализовать свои творческие способности через лицейскую газету “Мы и Вы”, психолого-валеологический вестник “Здравствуй!”, радиостудию “Голос лицея”, танцевальную студию “Данс-лицей”, вокальную студию “До-ре-ми”, тем самым являясь активным проводником здорового образа жизни.
В лицее осуществляется система рационального питания учащихся:
— организовано горячее питание для учащихся с ослабленным здоровьем и остронуждающихся учащихся;
— организовано питание в группах продлённого дня (ГПД);
— организовано бесплатное питание учащихся 1—4-х классов.
В школьных барах создана особая атмосфера уюта и комфорта: звучит музыка, повышающая настроение, разнообразный ассортимент способствуют хорошему аппетиту детей. Во внеурочное время здесь отмечаются дни рождения, устраиваются литературно-художественные вечера.
Результатом последовательной, комплексной деятельности педагогического коллектива по решению здоровьесберегающих задач явилось создание благоприятного эмоционально-психологического, экологического, образовательно-воспитательного пространства, а также наметилась тенденция к снижению общей заболеваемости учащихся.
Мальбахов Б.К., директор МОУ “Лицей № 2” г. Нальчика, доктор исторических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика.
Материалы нашей конференции: