“Найдал” — путь к гармонии
Здоровье школьников необходимо рассматривать в контексте образования. Если цель образования — гармонично развитая личность, то здоровье является средством достижения гармонии. Поэтому о качестве образования можно говорить тогда, когда в нем присутствует здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющая.
Однако состояние здоровья наших школьников оставляет желать лучшего: по данным анализа состояния здоровья учащихся бурятской гимназии №29, лишь 11% из них признаны здоровыми, 28% страдают хроническими заболеваниями, свыше 50% имеют функциональные отклонения.
Одна из причин — недооценка педагогами важности здоровьесберегающих задач. Нередко прослеживается ориентация образования на интеллектуальное развитие в ущерб физическому, увеличение образовательной нагрузки приводит к серьезным нарушениям распорядка дня, потере мотивации к обучению.
Существующий учебный план также не способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. Федеральный компонент базисного учебного плана рассчитан на 90% учебной нагрузки, и только около 10% выделяется на вариатив, который используется для элективных и профильных курсов. Если бы базисный учебный план подразумевал увеличение вариативной части от 18 до 25%, то учебные заведения имели бы больше возможностей для проведения различных занятий, в том числе и здоровьесберегающих.
Как экспериментальное образовательное учреждение бурятская гимназия № 29 функционирует с 1992 года, работа по внедрению здоровьесберегающих технологий ведется с 1995 года. В воспитательной системе гимназии разработана программа “От здоровья физического к здоровью нравственному”, которая основана на валеологических принципах организации учебно-воспитательного процесса. Здоровье понимается не только как медицинский факт, но и как социальная ценность. Согласно данной программе в гимназии ежегодно проводятся:
— День здоровья (с выездом всех учащихся, педагогического коллектива и родителей на остров Богородский в сентябре месяце);
— праздник “Папа, мама и я — спортивная семья” (в средних классах для пропаганды здорового образа жизни);
— военно-спортивная игра “Зарница” на стадионе “Спартак” спорткомплекса БГУ;
— экологический и трудовой десант (уборка территории гимназии, микрорайона, берега р. Уда).
Одним из направлений образовательной программы гимназии является профильное. Оно предусматривает непрерывную систему образования учащихся в учебном комплексе “детский сад — школа — колледж — вуз”, что настраивает школьников на осознанный выбор перспектив своего развития (профессионального, личностного и жизненного), готовность видеть себя развивающимся во времени и находить личностно значимые смыслы в конкретной деятельности.
Профессиональное обучение организовано и проводится с Министерством образования и Министерством здравоохранения Республики Бурятия, Бурятским государственным университетом, Улан-Удинским базовым медицинским колледжем. Наш эксперимент в Республике Бурятия — единственный, он проводится по решению коллегии Министерства здравоохранения республики. Образовательная программа, результаты, учебные программы обобщены в издании “Новые подходы к профильной подготовке учащихся” (Улан-Удэ, Бэлиг. — 2001 г.) под редакцией Сультимовой Ж.Б. Занятия в профильном медицинском классе проводятся в Улан-Удинском базовом медицинском колледже (сестринское дело, основы генетики, акушерство и гинекология, основы фармакологии и др.).
Наши здоровьесберегающие педагогические технологии используются в учебном процессе: например, программа “Здоровье” В.Н. Касаткина и Л.А. Щеплягиной. А программа “Полезные привычки и навыки” в 2000 году получила гриф “Допущено Министерством образования РФ”.
В гимназии ведется поиск новых форм организации учебного процесса. Интересен опыт образовательной ассоциации “Найдал”. Здесь решают проблему создания адекватных условий развития детского организма, учебный план основывается на интеграции и погружении в учебные модули, индивидуальное проектирование. Для решения вопроса целесообразности этой школьной инновации был проведен опрос учащихся, педагогов и родителей. Результаты опроса показали, что 96% учащихся поддерживают инновацию, при этом 70% подростков считают, что такая структура учебного процесса обеспечивает им меньшее утомление по сравнению с традиционной.
По мнению 65% учащихся, их школьные успехи стали лучше, у 2% успеваемость ухудшилась, у 30% не изменилась.
87% учителей относятся к инновации положительно. Кроме того, больше половины (57%) родителей отмечают улучшение успеваемости и состояния здоровья своих детей.
Гимназия является федеральной экспериментальной площадкой, авторской экспериментальной школой, центром повышения квалификации (ЦПК) педагогов, опыт ее востребован. На базе гимназии проходят семинары, защита проектов слушателями ЦПК, конференции по конструктивному обмену опытом по проблемам здоровья детей.
Сультимова Ж.П., директор бурятской гимназии № 29, г. Улан-Уде, Республика Бурятия.
Материалы нашей конференции: