Комфортное расписание — это важно
В 1998 году мы выяснили, что из 432 учащихся нашей школы 274 были подвержены различным заболеваниям. Была выявлена тенденция снижения уровня здоровья школьников: “практически здоровых” в 1996—97 учебном году насчитывалось 51,8%, в 1997—98 — 36,6%. 250 школьников из 432 состояли на диспансерном учете. Были выделены ведущие формы имеющейся патологии. К ним относятся: нарушения зрения, отклонения в опорно-двигательном аппарате, заболевания органов пищеварения.
Проанализировав эти данные, инициативная группа педагогов нашей школы совместно с районным центром медико-психолого-социального сопровождения разработала программу “Здоровье”, цель которой – “Формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и учителей в воспитательно-образовательном процессе”. Консультирование, лабораторные исследования и углубленный осмотр детей проводят специалисты ЦРП.
Реализация программы “Здоровье” осуществляется по следующим направлениям: физическое развитие, профилактика и коррекция психоневрологических нарушений, профилактика и коррекция нарушения зрения, профилактика и коррекция нарушения осанки, общеоздоровительные мероприятия.
Для профилактики и коррекции психоневрологических нарушений психологом нашей школы проводятся:
— индивидуальные и коррекционные занятия по развитию познавательных процессов;
— групповые занятия;
— консультирование.
Одним из важных показателей здоровья ребенка является гармоничное физическое развитие. Для полноценного физического развития в школе проводится зарядка, соблюдается режим дня, проводятся внеклассные спортивные мероприятия. Обеспечение оптимальной двигательной активности, что очень важно для физического развития, достигается через физминутки на уроках, динамические перемены, спортивные мероприятия. Со 2-го по 7-й класс введен 3-й час физкультуры.
Профилактика и коррекция нарушения осанки осуществляется через соблюдение норм СанПиНа, массаж, ЛФК.
Еще одно из направлений работы школы — это профилактика и коррекция нарушения зрения через: соблюдение санитарно-гигиенических норм, работу с офтальмотренажерами, гимнастику для глаз во время занятий.
И последнее направление — оздоровительные мероприятия, которые включают в себя полноценное питание, фиточай, витаминизация 1-х, 3-х блюд, Дни здоровья, летний отдых детей, где соблюдаются все нормы полноценного питания.
В результате обследования учащихся были выявлены дети с различными нарушениями осанки: сутуловатая осанка, кифотическая, лордотическая и асимметрия тела. С данной группой детей проводятся во внеурочное время занятия лечебной физкультурой (ЛФК), массаж, способствующие коррекции различных нарушений осанки у учащихся младшего школьного возраста.
Обучение учащихся основам здоровья и воспитание у них мотивации на здоровый образ жизни, оптимальный двигательный режим в школе позволил снизить количество хронически болеющих детей, повысить работоспособность учащихся. Для детей с нарушением зрения на уроках проводится работа с офтальмотренажерами.
Объем максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся соответствует нормам, сюда входят все часы дополнительных занятий (факультативных, групповых, индивидуальных), для последних составляется отдельное расписание, они проводятся в дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Правильно составленное расписание предупреждает появления переутомления.
Биоритмологический оптимум работоспособности у обучающихся имеет два основных пика. Первый подъем приходится на 9—11 часов, по этому в расписании начальных классов основные предметы проводятся на 2—3 уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста — на 2, 3, 4 уроках.
Неодинаковая умственная способность учащихся и в разные дни учебной недели. Поэтому учебная нагрузка в течение недели распределена таким образом, что наибольший ее объем приходится на вторник и среду.
Изложение большой темы или раздела, контрольные и проверочные работы проводятся на 2—3 уроках в середине учебной недели. При составлении расписания уроков основные предметы чередуются с уроками музыки, ИЗО, труда, физкультуры для младших школьников, а предметы естественно-математического и гуманитарного циклов — для учащихся среднего и старшего школьного возраста.
При составлении расписания используется таблица И.Г. Сивкова, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
Ленинуглевская средняя общеобразовательная школа, Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, пос. Восходящий, пер. Школьный, 5а
Материалы нашей конференции: