Здоровая школа — здоровый город
Последнее десятилетие прошлого столетия, полное эмоциональных и социальных потрясений, сопровождалось снижением уровня и качества жизни населения, что сказалось на состоянии его здоровья и демографической ситуации в стране. Типичную для России картину в этом отношении являло собой и состояние здоровья школьников города Нижний Тагил.
По данным ФГУ “Центр госсанэпиднадзора”, в городе Нижний Тагил только 21,6% детей были отнесены врачами в группу здоровых; 50% — в группу риска; 28,4% — в группу больных. Было установлено, что среди хронических заболеваний на первом месте стоят болезни костно-мышечной системы, второе место заняли болезни органов пищеварения, на третьем месте — болезни нервной системы и органов чувств.
Сопоставление показателей заболеваемости учащихся гимназии и состояние образовательного процесса свидетельствовали о том, что имеется ряд факторов внутришкольной жизни, которые неблагоприятно влияют на здоровье детей. Мы предположили, что одним из факторов являлись инновационные программы, реализуемые в гимназии. Система школьного здравоохранения, базирующаяся на работе школьного врача, тоже была малоэффективна. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива стала разработка “Здоровьесберегающей системы организации образовательного процесса в гимназии”.
Работа по данному направлению началась в 1998 году с разработки проекта “Здоровая школа — здоровый город”. Целью нашей деятельности являлось создание системы непрерывного здоровьесберегающего образования и воспитания. Для этого был обозначен ряд задач:
— разработать и внедрить в практику работы гимназии модель “Здоровьесберегающей системы организации образовательного процесса”;
— внедрить систему валеологического мониторинга психофизиологического здоровья учащихся;
— обеспечить благоприятные для здоровья всех участников образовательного процесса условия путём соответствующего благоустройства школьных помещений и улучшения экологической обстановки в школе;
— использовать потенциальные возможности специализированных служб города в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся и педагогов и оказании помощи в профилактической работе.
Системообразующим фактором выступала модульная система организации деятельности, обеспечивающая интеграцию всех структурных подразделений гимназии.
Модуль “Образовательный” (учебный процесс) — реализация содержательно-деятельностного подхода к организации здоровьесберегающей системы образования гимназии.
Модуль “Воспитательный” — разработка системы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся на основе взаимодействия педагогов, гимназистов и родителей.
Модуль “Диагностический” — разработка системы мониторинговой деятельности по контролю за сохранением и развитием здоровья учащихся.
Модуль “Физическая культура” — формирование мотивированного отношения к регулярным занятиям физическими упражнениями, оптимальной физической двигательной деятельности в учебном процессе.
Модуль “Психологическое сопровождение” — создание системы взаимоотношений участников образовательного процесса, способствующей формированию здорового образа жизни, создание зоны эффективного общения.
Модуль “Здоровьесберегающая среда” — создание материально-технической базы, направленной на формирование здорового образа жизни и рациональное использование её в образовательном процессе.
В процессе реализации программы гимназией было установлено взаимодействие с областным профилактическим центром, областным центром “Охраны материнства и детства”, районными детскими поликлиниками, женской гинекологической консультацией, городским Физкультурным диспансером. Оказываемая помощь носила консультативный характер; специалисты служб гимназии проходили курсы повышения квалификации, при содействии областного профилактического центра внедрена диагностическая аппаратурная методика.
В образовательном процессе гимназии на уроках химии, биологии, ОБЖ, истории, граждановедения, физической культуры применяются интегрированные технологии с элементами формирования у школьников гигиенической культуры, потребности в здоровом образе жизни. Антистрессовая пластическая гимнастика используется как элемент здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры, позволяет последовательно решать задачи физического и нравственного здоровья. В вариативный компонент учебного плана школы с 1 по 11 класс включены психологические программы, обеспечивающие здоровьесберегающую направленность образовательного процесса.
Многофакторное изучение состояния здоровья учащихся гимназии включало в себя: обследование физического развития с использованием различных параметров в относительных показателях к росту и весу, что позволяло выяснить уровень функционального обеспечения организма, определить функциональную незрелость отдельных систем организма. Определение общего процента основных физических недугов и соматических заболеваний среди учащихся во входной диагностике свидетельствовало о нарушениях социально-гигиенического характера, о качественной и количественной недостаточности питания. Анализ результатов исследования работоспособности показал, что у половины школьников она снижена. Эти данные указывали на необходимость усиления физической активности, для чего были созданы необходимые условия.
Специалистами психологической службы отслеживались адаптационные процессы учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов. Наблюдаемые патологические изменения: вегетососудистая дистония, ухудшение зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта тесно связаны с образом жизни. Для улучшения здоровья учащихся городским управлением образования при поддержке главы города Нижний Тагил был введён в учебный план третий, дополнительный час физической культуры, в гимназии открыт тренажёрный зал, введены индивидуальные и групповые медицинские и психологические консультации.
Действующий Базисный учебный план препятствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. Возможно, предлагаемые изменения в рамках модернизации содержания российского образования позволят внести существенные изменения в организацию учебного процесса.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области в 2003 году обозначило тему годичного совещания педагогических работников “Образование и здоровье”, рассматривая здоровье как основной ресурс и существенный показатель качества жизни человека. Ожидаемый эффект совещания — актуализация профессиональной ответственности педагогов и руководителей образовательных учреждений за сохранение и развитие здоровья каждого обучающегося.
Центром “Учебная книга” Минобразования подготовлен дайджест психолого-педагогической литературы по теме “Образование и здоровье”.
В рамках городской педагогической выставки “Образование: вчера, сегодня, завтра” был организован раздел выставки “Здоровьесберегающее пространство”, который объединил различные типы и виды образовательных учреждений, реализующих здоровьесберегающие технологии и программы.
В городе разработана и внедрена в практику муниципальная целевая комплексная программа “Здоровый ребёнок”.
Результаты деятельности гимназии по созданию “Здоровьесберегающей системы организации образовательного процесса” обобщаются на психолого-педагогических консилиумах, на родительских собраниях, педагогических конференциях, классных часах, индивидуальных беседах с классным руководителем, психологами, публикуются в печати. Предлагаемые к обсуждению темы, проблемы встречают широкий отклик в среде педагогической и родительской общественности.
Сулукиди Л.В., директор МОУ Гимназия № 86 (ассоциированная школа ЮНEСKО), г. Нижний Тагил, Свердловская область.
Материалы нашей конференции: