Вместо таблеток — танцы
Известно, что школа является фактором риска здоровья учеников. По данным заведующего центром сохранения и укрепления здоровья детей ОЦДЮТ Н.В. Сократова, только 10% выпускников российских школ можно считать здоровыми. Сложившаяся ситуация побудила наш педагогический коллектив взяться за решение здоровьесберегающих задач. Мы решаем их через профилактику заболеваний учащихся.
Работа в этом направлении началась в 2000 году. На первом этапе необходимо было “перестроить” сознание педагогов, которые должны были взять за “руководство к действию” следующее правило: “Не дети для школы и учителя, а учитель и школа — для детей”, пересмотреть свои позиции по отношению к ученику как к субъекту, а не объекту учебно-воспитательного процесса. Наши педагоги вели и ведут большую работу над собой: над повышением и совершенствованием своего профессионального уровня, психологической грамотности. Так, учителя начальных классов обучились основам коррекционной педагогики, прошли курсовую подготовку по теме “Здоровьесберегающие педагогические технологии и их использование в учебно-воспитательном процессе в начальной школе”; воспитатели обучались на курсах по теме “Технология организации воспитательного процесса в современной школе. Методика работы с детьми по формированию образа жизни, достойного человека”.
Программа деятельности школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни включает в себя работу с детьми, родителями и общественностью. Педагогический коллектив, опираясь на определение Всемирной организации здравоохранения, рассматривает здоровье учащихся в четырех аспектах: физическое, психическое, социальное и нравственное. По нашему мнению, здоровье во многом зависит от жизненной позиции человека и его способности регулировать свое состояние с учетом особенностей собственного организма. Для этого нужно знание своего организма, способов совершенствования здоровья, а также практических навыков его сохранения и укрепления. Работа по сохранению и укреплению здоровья учеников в нашей школе строится на фундаменте благоприятного психологического микроклимата, психосохранного характера обучения, социальной поддержки учащихся, системе нравственного воспитания.
Формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) в учебном процессе осуществляется через введение в учебный план интегрированного с другими предметами курса “Основы ЗОЖ”. Реализация воспитательной программы по формированию навыков ЗОЖ осуществляется на занятиях в группе продленного дня (ГПД) среди учеников первых-восьмых классов раз в неделю.
Учебная и воспитательная программы по формированию навыков ЗОЖ построены таким образом, что на уроках учащиеся получают теоретические знания, а занятия в ГПД направлены на закрепление знаний на практике. В школе введено дополнительное внеклассное физкультурное занятие “Час здоровья”.
Не реже одного раза в год все ученики проходят медицинский осмотр. Фельдшер ведет строгий контроль по соблюдению в школе санитарно-гигиенических норм, а также следит за качеством приготовления блюд в школьной столовой.
Оптимальная организация свободного времени учащихся является неотъемлемой частью формирования навыков ЗОЖ. В начальной и основной школе одной из задач педагогов является раскрытие индивидуальных способностей детей, определение мира их увлечений. 99% учащихся нашей школы посещают учреждения дополнительного образования (ДЮЦ, танцевальные студии, бассейн, ДЮСШ, Школу искусств и т.п.).
Анализ нашей программы по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ выявил, что в школе сложилась целостная система формирования культуры здоровья учащихся. Последовательная работа коллектива по сохранению здоровья школьников на протяжении четырех лет дает хорошие результаты. Даже если за время учебы не удается улучшить здоровье ребенка, оно сохраняется на прежнем уровне, не ухудшается (в основном это касается учащихся, имеющих хронические заболевания). Так, участвуя в целевой комплексной программе “Профилактика стоматологических заболеваний среди детей и подростов в муниципальном образовании г. Белоярский на 2002—2006 гг.”, мы добились снижения заболевания кариесом с 67 до 38%.
Дети, имеющие отклонения в здоровье, занимаются в специальных медицинских группах и группах лечебно-физкультурного комплекса (ЛФК) школы, проверки свидетельствуют о высоком уровне проведения этих занятий.
В целях профилактики школьных заболеваний, укрепления мышечной системы, исправления нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопия все первоклассники вот уже четвертый год в течение первого полугодия посещают ЛФК в отделении восстановительного лечения в Центральной районной больнице (ЦРБ). Это дает серьезный оздоровительный эффект.
Учащиеся вторых-четвертых классов, которым по итогам медицинского осмотра рекомендовано посещение ЛФК в ЦРБ, проходят его под контролем родителей. Мы же, в свою очередь, разъясняем им необходимость этой процедуры.
Режим пребывания учащихся в школе организован с учетом их индивидуальных особенностей. В соответствии с нормами СанПиНа составлено расписание уроков, режим ГПД, соблюдается чередование занятий и отдыха, дневной сон, прогулки на свежем воздухе, температурный режим. С целью профилактики эпидемии гриппа проводится кварцевание школьных помещений, своевременная влажная уборка и проветривание, используются люстры Чижевского, в соответствии с графиком делаются прививки учащимся и сотрудникам. Школьная мебель соответствует росту учащихся.
Здоровье детей напрямую зависит от качества их питания, особенно в школе полного дня. В нашей школе отработан режим питания учащихся: школьники получают трехразовое горячее питание с промежутком в два часа (согласно нормам). Меню разнообразное, витаминизированное, сбалансированное, с обязательным присутствием в нем овощей и фруктов, соответствует энергозатратам детей. 100% младших школьников получают горячее питание.
В учебный процесс внедрена и успешно реализуется здоровьесберегающая технология доктора педагогических наук Г.Ф. Кумариной (в классах компенсирующего и коррекционного обучения). В начальной школе с 2001-го по 2005 год внедрялась технология доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. В настоящее время многие учителя используют элементы этой технологии. Эффективно применяются элементы здоровьесберегающих технологий Г.А. Якиманской, Ш.А. Амонашвили.
Через анкетирование, индивидуальные беседы и консультации осуществляется обратная связь с родителями. Большинство родителей поддерживает работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья.
Анализ работы школы за четыре года выявил положительные результаты: процент заболеваемости школьников с 2000/01 по 2003/04 учебный год снизился соответственно с 36,2 до 15%.
В школе работают кружки. Некоторые из них специально создавались в лечебных целях. В первую очередь это танцевальная студия. У нас есть классы, где до 50% учеников увлечены танцами. Н.В. Сократов, изучавший историю эстетотерапии, отмечал, что танцевальное искусство очень эффективно в борьбе со многими недугами, а посещение хореографических студий гарантирует не только красивую осанку, но и профилактику многих заболеваний.
Заслуженную популярность среди учащихся получила театральная студия. Дети с увлечением участвуют в постановках, а благодарные зрители с удовольствием приходят на представления. Мы опирались на исследования ученых, которые доказали, что во время представления (как у его непосредственных участников, так и у зрителей) происходит психоэмоциональная разрядка, “очищение” от накопившегося избытка эмоциональной энергии.
Известно, что лечебным эффектом обладает и изобразительное искусство. В школе создана студия, в которой дети учатся рисовать, корректируют свое психоэмоциональное состояние посредством цвета.
Важным показателем результативности нашей работы по проблеме здоровьесбережения наряду со стабильно качественными результатами обучения является постоянно растущий рейтинг ценности здоровья среди учащихся, учителей и родителей.
Харисова А.М., директор МОУ СШ № 3, Макарова Т.Н., зам. директора по НМP, г. Белоярский, Ханты-Мансийский АО.
Материалы нашей конференции: