Создаем атмосферу здоровья вместе
Изучая динамику состояния здоровья детей в нашей школе, мы обратили внимание на следующий факт: из года в год среди поступающих в первый класс увеличивается число детей с зачатками ряда хронических заболеваний и уменьшается число ребят с первой основной группой здоровья.
Первые шаги по сохранению и укреплению здоровья учащихся в нашей школе были сделаны в 1996 году, когда, изучая влияние состояния окружающей среды на здоровье человека, нами был составлен экологический паспорт микрорайона, в котором находится школа и живет большинство наших учащихся. В ходе этой работы учителя биологии со своими учениками провели экологическую экспертизу школы, в результате которой каждому заведующему кабинетом были даны соответствующие рекомендации. В первую очередь они касались окраски стен кабинета в зависимости от возраста воспитанников.
С сентября 2002 года наша школа начала работать над проблемой “Формирование здоровьесберегающей среды в условиях общеобразовательной школы”.
В школе идет реализация эксперимента, программа которого включает в себя три этапа. В ходе подготовительного этапа (сроки реализации: сентябрь 2002 г. — сентябрь 2003 г.) был проведен анализ состояния учебно-воспитательного процесса, исходная диагностика. Педагогическому коллективу представили на рассмотрение программу эксперимента. Были сформированы экспериментальные классы. Участники эксперимента прошли определенную психологическую подготовку. Также до начала эксперимента было скорректировано содержание некоторых предметных дисциплин с учетом введения валеологической доминанты, внесены соответствующие изменения в тематические планы.
В данный момент эксперимент находится на формирующем этапе (сроки реализации: 2003—2006 гг.) Этот этап предполагает внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих форм, приемов, методов и технологий обучения. В школе введены валеологизированные курсы биологии, химии, географии и другие. Валеология преподается как предмет практической направленности. В экспериментальных классах вводятся технологии В.Ф. Базарного, программы для адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов. Также проводится час здоровья в начальной школе.
Заключительным этапом эксперимента должен стать аналитический (сроки реализации: 2006—2007 гг.), который должен подвести итоги экспериментальной работы. Планируется обобщить результаты диагностических срезов и сделать выводы по эксперименту и гипотезе всего исследования.
Одно из направлений эксперимента — сотрудничество школы с учреждениями системы здравоохрания. Одним из эпизодов такого сотрудничества является работа группы “Здоровье” на базе начальной школы. В эту группу собраны ребята, имеющие плоскостопие. С ними занятия проводит учитель физкультуры, используя специальный комплекс упражнений, разработанный и разрешенный к применению врачом городского лечебно-физкультурного центра Пановой И.Е. С 2002-го по 2005 год в группе занимались 29 учащихся. Из них у 12 нормализовалась стопа, у 6 наблюдается улучшение состояния свода стопы.
Сохранению и укреплению здоровья детей в школе способствует здоровьесберегающее обучение. Поскольку существует много методик, направленных на сохранение здоровья детей, в школе создан ряд экспериментальных классов, работающих по различным методам. В одном из них учебно-воспитательный процесс построен на принципах природосообразности по системе Н.Ф. Виноградовой. Другой класс работает по системе сохранения здоровья учащихся при обучении на высоком уровне сложности — Л.В. Занкова. Также создан класс индивидуальной психологической поддержки (КИПП), где обучение строится с учётом особенностей интеллектуальной сферы, на основе обучения с учётом типа мышления, типа восприятия, интеллекта, стрессоустойчивости. В школе осуществляется предпрофильное обучение — курс “Твоя профессиональная карьера”, который направлен на самопознание, что способствует выбору учащимися профессии в соответствии со своими психическими особенностями.
Из-за недостаточного материально-технического оснащения школы внедрение технологии В.Ф. Базарного в чистом виде, затруднено. В связи с этим в школе апробируются элементы технологии — эти уроки отличаются эмоциональностью, созданием ситуации успеха. Обязательными на уроке являются физминутки, которые проводятся на ковриках для массажа ног, что способствует профилактике плоскостопия. В ходе урока осуществляется смена динамических поз: часть ребят сидит за конторками, затем меняются местами со своими товарищами по парте. Регулярно проводится гимнастика для глаз с использованием офтальмотренажеров.
В школе ведется не только практическая, но и теоретическая работа, направленная на подготовку кадров для эксперимента. Систематически с 2003-го по 2005 год в школе проводятся дни диагностики, регулирования и коррекции (по методике П. И. Третьякова) по темам: “Здоровье участников образовательного процесса”, “Мотивация учащихся”, “Управление познавательной деятельностью школьников”. В декабре 2004 года прошли школьные педагогические чтения по теме “Сохранение здоровья участников образовательного процесса”. В течение 2005 года регулярно проводятся лекции для педагогов и родителей о физиологических и психических особенностях леворуких детей. Для учителей, занимающихся экспериментом, организована лаборатория педагогической инноватики.
Большую роль в системе укрепления здоровья учащихся играет питание. В школе оно организовано на базе столовой. Создана бракеражная комиссия в составе заведующей производством, медицинского работника, социального педагога. Данная комиссия осуществляет ежедневный контроль за качеством питания, то есть следит, чтобы выход продукции соответствовал меню, вкусовые качества соответствовали норме, соблюдалось разнообразие продуктов. Два раза в неделю проводится витаминизация. К сожалению, к настоящему времени охват горячим питанием составляет 63% от учащихся школы, в связи с этим педагогическому коллективу в новом учебном году необходимо направить свои усилия на решение данного вопроса.
Процесс укрепления или сохранения здоровья в школе не может быть эффективным, если он не касается здоровья педагогов. Поэтому все элементы профилактических и реабилитационных мероприятий в той или иной мере распространяются и на педагогический коллектив. Здоровый образ жизни педагогов является наглядным примером для учащихся в формировании культуры здоровья, пропаганде здорового образа жизни. Стали традиционными дни здоровья для учителей, которые проходят на базах отдыха, для желающих организуются сеансы массажа, организована группа здоровья для учителей. В каникулярное время педагогам оказывается адресная консультативная помощь специалистами городской поликлиники.
С 2002 года в школе проводится мониторинг, который позволяет сделать сравнительный анализ заболеваемости учащихся по следующим нарушениям: плоскостопие, миопия, нарушения осанки, сколиоз. За три года мониторинг показал, что снижается число учащихся с нарушениями осанки (2002 г. — 32%, 2005 г. — 23%), с плоскостопием (2002 г. — 4%, 2005 г. — 3%). Однако, медицинский осмотр учащихся 10 -11 классов показал, что увеличивается число учащихся с миопией (2002 г. — 17%, 2005 г. — 20%), в связи с этим педагогам рекомендовано в системе проводить упражнения для восстановления зрения.
По инициативе муниципальной огранизации “Здоровье” организована работа фитобара, что способствует снижению простудных заболеваний в осенне-зимний период (в 2003/04 учебном году процент простудных заболеваний составил от 45 до 58%, в 2004/05 учебном году — от 20 до 34%), что свидетельствует о позитивной динамике в этом направлении.
Безусловно, оздоравливание детей требует внесения ряда изменений в базисный учебный план. Учитывая это, в 2005/06 учебном году по инициативе губернатора области С. Собянина и Департамента образования и науки утвержден новый учебный план, который позволил перейти на пятидневную рабочую неделю. Снижена учебная нагрузка на учащихся; увеличилась продолжительность перемен до 25 минут, что повышает двигательную активность; введен час здоровья и динамические паузы в начальной школе. По субботам в школе проводятся воспитательные школьные и городские мероприятия, консультативные занятия по подготовке к ЕГЭ. Результаты данного нововведения будут отслеживаться в течение года.
Практически все школьные нововведения опираются на поддержку родителей, которые являются нашими союзниками. Условия воспитания здорового ребенка в семье систематически обсуждаются на родительских собраниях. Часто родители выступают в роли инициаторов, участников и помощников в проведении дней здоровья и других мероприятий.
Ключко О.М., директор МОУ СОШ № 9 г. Тобольска, Тюменская область.
Материалы нашей конференции: