Семья и школа стали ближе друг к другу
О неблагополучии здоровья детей в период школьного обучения ученые говорят давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. Продолжают возрастать учебные нагрузки и интенсификация обучения, способствуя утомлению и переутомлению школьников. Уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки. Свободное время школьников все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм. В различных публикациях, посвященных актуальным проблемам школы, все чаще можно встретить работы, посвященные проблеме здоровья школьников, так как взаимосвязь здоровья и успешности обучения доказана давно.
Вся практическая работа, направленная на укрепление здоровья школьников только с помощью совершенствования функций здравоохранения, не приносит ощутимых результатов — ситуация по-прежнему остается тревожной. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач. Следует заметить, что школа действительно имеет уникальную возможность решения задач сохранения здоровья детей, так как через нее проходят все дети, обучение продолжается в течение многих лет, а учебные занятия составляют большую часть времени бодрствования каждого ребенка.
Появившееся в последние годы трудно выговариваемое, но по содержанию ясное понятие “Здоровьесберегающие технологии” как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить, как науку, искусство и обязанность так обучать детей, чтобы полноценно подготовить их к счастливой дальнейшей жизни в обществе.
В 2000 году решением местной Думы принята Программа “Здоровье детей муниципального образования город Белоярский на 2000—2004 годы”. С 2002 года наше учебное заведение является муниципальной экспериментальной площадкой по реализации программы “Школа здоровья и ЗОЖ”. Эксперимент проходил на базе начального звена школы. Выбор темы был определен рядом причин. Среди них: неутешительные результаты проведенной в 2002 году по приказу Министерства здравоохранения всеобщей диспансеризации учащихся (2/3 школьников имели отклонения в состоянии здоровья); результаты обследования школьного психолога (у 72% детей отмечено повышенное утомление в конце учебного дня, плохой сон, частые респираторные заболевания).
В 2002/03 учебном году реализовывался подготовительно-организационный этап: разрабатывалась, согласовывалась и утверждалась необходимая документация; разрабатывался алгоритм управления педагогическим коллективом, реализующим экспериментальную работу; подготавливалась материально-техническая база экспериментальной деятельности; осуществлялась профессиональная подготовка педкадров.
2003/04 учебный год — год практического этапа. В его рамках проводилась диагностика здоровья школьников и педагогов; апробировались новые психолого-педагогические условия, способствующие здоровьесберегающей образовательной деятельности; организовывалась медикопрофилактическая работа, мониторинг здоровья.
Обобщающий этап (2004/05 учебный год) позволил проанализировать полученные результаты.
В первый год эксперимента устанавливались связи с Белоярской центральной районной больницей, участковой Верхнеказымской больницей, Белоярской Санэпидстанцией, Центром планирования семьи, спортивно-оздоровительными, культурными и образовательными учреждениями поселка Верхнеказымский и г. Белоярский. В школе были проведены установочные психолого-педагогические семинары, совместные совещания руководителей школы, участковой больницы, спортивно-оздоровительного комплекса. Для эффективной работы “Школы здоровья” Управлением образования города была введена дополнительно к штатному расписанию ставка медицинской сестры.
В 2002 году в эксплуатацию сдается новое современное здание школы, приобретается спортивное и медицинское оборудование.
Следующий учебный год стал годом активной деятельности в отработке наиболее эффективных технологий и методик обучения. Школа уже несколько лет работает по 5-дневной неделе, что наиболее благоприятно для сохранения здоровья школьников. Продолжительность уроков — 40 минут, перемен — 20 минут, что позволяет детям сбросить накопившуюся за урок усталость. Учителями широко применяются как традиционные педагогические технологии (технология коллективного обучения В. Дьяченко), так и педтехнологии на основе личностной ориентации (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, игровые технологии, деятельностный и дифференцированный подходы). Важнейшим условием здоровьесберегающей деятельности стало обязательное применение на уроках элементов технологии В.Ф. Базарного (использование конторок, офтальмотренажеров, “экологического панно”). Внесение в образовательный процесс данных новшеств было сопряжено с некоторыми трудностями: во-первых, это дополнительные материальные затраты, не предусмотренные бюджетом школы, во-вторых, обучение педагогов работе по данной технологии; в-третьих, преодоление скептизма и неверия родителей.
Для повышения профессиональной компетенции учителя в области здоровьесбережения учащихся организовывались постоянно действующие семинары, педагогические и психологические практикумы, консультации по различным вопросам с представителями системы здравоохранения. На таких мероприятиях большое внимание уделялось организации здоровьесберегающего урока, рациональному распределению учебных нагрузок школьников в течение дня, построению урока в соответствии с динамикой внимания учащихся. Разработки данных мероприятий осуществляются администрацией и учителями, работающими в режиме эксперимента. На данный момент в школе создана методическая копилка разработок уроков и дидактических материалов, описывающих использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Для снятия статического напряжения школьников во время учебных занятий проводятся физкультминуты на уроках, динамические паузы на переменах, введен третий час физкультуры. Благодаря правильно организованному режиму дня у детей создается ровное, бодрое настроение, повышается интерес к учебной и творческой деятельности, играм. В расписании школы предусмотрены утренняя зарядка, прогулка в середине дня для первоклассников, часы отдыха для посещающих группу продленного дня. Все ученики школы в течение учебного дня проходят курс витаминизации для профилактики сезонных простудных заболеваний, укрепления иммунитета, нервной системы.
Современные образовательные запросы учеников и их родителей внесли свои коррективы в образовательную программу школы. В нее включены кружки, секции, факультативы.
За последние 2 года школой приобретен интересный опыт организации работы летнего оздоровительного лагеря по разработанной заместителем директора по УВР авторской программе “Город Здоровейск”.
В практику школы вошли Дни здоровья, классные часы “Помоги себе сам”, создание классной газеты “Неболейка”, лекции и беседы с приглашением медицинских специалистов, психолога и др. Активно используются такие формы организации досуга учащихся, как конкурсы, викторины, проектная работа, физкультурно-массовые мероприятия.
Так как эксперимент проводился только на базе начального звена, а школьники, вовлеченные в эксперимент, продолжают обучение дальше, с целью преемственности вопросы здорового образа жизни были интегрированы в предметы естественно-научного цикла: в курсы ОБЖ, биологии, химии, окружающего мира, а также в курсы математики, истории, географии. В системе мероприятий по обучению здоровому образу жизни большая роль отводилась обмену опытом работы через систему обучающих семинаров. За годы эксперимента было проведено 5 школьных и 2 районных семинара.
В результате проводимой работы позитивно изменилось отношение к деятельности школы в области содействия здоровью не только учеников, но и всех субъектов образовательного процесса: администрации школы, учителей, родителей. Родителями, в частности, отмечено улучшение работы школы в такой области, как взаимодействие семьи и школы.
В итоге заболеваемость в экспериментальных классах острыми респираторными и хроническими заболеваниями снизилась, значительно уменьшилось количество обращений к врачу по поводу обострений хронических заболеваний. В результате профилактической деятельности количество детей с 1 группой здоровья увеличилось на 8%, количество детей со II группой (имеющих функциональные отклонения) уменьшилось на 7—8% по сравнению с годом начала эксперимента.
Тесное взаимодействие школы, участковой больницы, других организаций, работающих по проблеме здорового образа жизни, позволило обеспечить высокую эффективность проведения профилактических мероприятий без отрыва от образовательного процесса. Школа, не превращаясь в филиал поликлиники, продолжает выполнять свои задачи.
Несмотря на все сказанное, вряд ли сегодня можно говорить о том, что школа выработала определенную модель общеобразовательного учреждения и стала в полном смысле школой здоровья. Скорее всего, можно сказать лишь о том, что в ходе муниципального эксперимента, который продолжался три года, сложились определенные технологии и методики работы, наметились подходы к созданию модели такой школы.
Главное, что обрела наша школа за последние годы и что дает основание для оптимизма — стремление к перестройке своей работы с учетом приоритета сохранения здоровья.
Палецкий С.В., директор МОУ “Общеобразовательная средняя (полная) школа”, Прокопеня С.В., заместитель директора по НМР, п. Верхнеказымский, г. Белоярский, Ханты-Мансийский АО.
Материалы нашей конференции: