Нагрузка для гимназиста
Вопросы перегрузки учащихся во всех видах общеобразовательных учреждений не сходят со страниц газет, научно-педагогических журналов в течение многих последних лет. Особенно острым этот вопрос стал с появлением новых видов школ, в том числе и гимназий. Важность и актуальность этого вопроса не вызывает сомнений в среде ученых, родителей, учителей и педагогической общественности.
Одной из задач гимназического образования является создание модели образовательного процесса, предусматривающего постоянную в период обучения интеллектуальную, физическую, психологическую и другие нагрузки учащихся. Однако, по данным многочисленных исследований, подтвержденным мнением учащихся, педагогов и родителей гимназия выходит за рамки адаптационных (приспособительных) возможностей организма ребенка, возникает перегрузка. Выход за адаптационные пределы приводит к утомлению, усталости, снижению работоспособности, а время учащегося и учителя расходуется неэффективно.
Неблагополучие этой ситуации отмечалось в письме Министерства общего и среднего образования РФ от 22 февраля 1999 г. № 220/—12 “О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы”. Комитет здравоохранения Москвы издал методические рекомендации № 25 от 26 мая 1998 г. “Медицинское обеспечение школьников, обучающихся в новых видах школ” (учреждение-разработчик: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра охраны здоровья детей РАМН).
В документе говорится, что обучение в школах нового вида характеризуется значительной интенсификацией учебного процесса, увеличением объема и усложнением содержания учебных программ без учета в организации учебного процесса психофизических особенностей детей разного возраста.
У учащихся школ нового вида отмечаются серьезные и значительные изменения в состоянии здоровья: до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного утомления, к концу учебного года у учащихся в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%. У большинства гимназистов (55—83%) обнаружены проявления повышенного невротизма. Функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у 30% младших школьников, у 24% учащихся 5-9 классов и у 20% старшеклассников.
В публикациях отмечается, что освоение учебной программы у учащихся школ нового вида происходит ценой ухудшения здоровья: у 61,3% выпускников гимназии диагностирована хроническая патология. У учащихся школ нового вида по сравнению со школьниками массовых школ в 1,5—2 раза больше детей с дефицитом массы тела, патологией органа зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, отклонениями со стороны нервно-психического здоровья, заболеваниями пищеварительной системы и др.
Особую тревогу вызывает состояние здоровья девушек-подростков, обучающихся в образовательных учреждениях нового вида. Исследования Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН показали, что большая суммарная учебно-воспитательная нагрузка является ведущим фактором риска для здоровья, в том числе репродуктивного, девочек-девушек. К концу обучения 75% девушек имели те или иные хронические заболевания (против 44% в 80-е годы).
Одной из наших задач было выделение тех переменных, которые влияют на перегрузку гимназистов и в рамках нашей гимназии по возможности найти пути их уменьшения или устранения.
Факторы и параметры перегрузки. Продолжительность недельной нагрузки (классной) определяется 38 часами согласно учебному плану для гимназий. Однако, это не единственный показатель, определяющий на грузку, к ним относятся объем домашних заданий, а также уровень стресса и гиподинамии, порождаемых образовательным процессом.
Разумеется, нас интересовало не само по себе время, проведенное гимназистами на уроках и при выполнении домашних заданий, а то, к каким последствиям это приводит.
Поэтому одним из важнейших направлений исследования мы определили экспериментальное и мониторинговое выявление того, как те или иные виды учебной деятельности влияют на утомляемость гимназистов. Мы исходим из того, что уровень “перегруженности” и последствия, которые ею вызваны, для разных детей разные. Поэтому в вопросе о перегрузке необходимо и важно было соблюсти принцип индивидуализации образования и как основу его — принцип вариативности, что гарантировало бы получение качественного образования, в том числе и достаточно широкого, каким является гимназическое.
Это означало, что мы должны были так оптимизировать нагрузку гимназиста, чтобы у него была возможность использовать “свободное” время и на факультативные занятия, и на самостоятельную творческую научно-исследовательскую деятельность.
Эти занятия могут лишь незначительно повысить уровень перегрузки или даже действовать обратным образом — разгружать. Это связано с важнейшим фактором — внутренней мотивацией личности учащегося.
Обсуждаемая задача состояла в том, чтобы найти оптимальную нагрузку, при которой достигаются максимальные учебные результаты, обеспечивается воспитательный компонент и другие формы развития гимназиста вне учебного процесса и не возникает перегрузки.
Такая задача могла решаться только индивидуально. Её решение зависит и от состояния различных физиологических систем учащихся, и от нагрузок внеаудиторных часов (психологических, гигиенических), и, конечно, немалую роль играет фактор мотивации, о котором говорилось выше.
Нас интересовали также адаптивные ресурсы организма, удерживающие его в той зоне, где организм адекватно реагирует на воздействия внешней среды, поддерживая собственную стабильность в короткие периоды времени и сохраняя способность развития в перспективе. Большая роль в мониторинговом исследовании здоровья гимназистов отводилась медицинскому персоналу.
Решая проблему снижения перегрузок гимназистов, мы в самом начале нашего исследования провели анкетирование старшеклассников нашей гимназии. Им были предложены четыре вопроса.
1. Какие типы уроков вы считаете наиболее эффективными?
Оказалось, что эффективными были, прежде всего, уроки, на которых учителями применяются активные методы обучения, в процессе которых гимназисты сами “должны дойти до истины” (найти способ решения задачи, проанализировать текст, сделать вывод и т.д.). Гимназисты отвечали, что эти знания “лучше усваиваются”, чем те, что они должны понять из объяснения учителя. Очень интересными и эффективными были отмечены уроки-семинары, уроки-конференции, уроки-турниры, так как на них можно поспорить, “отстаивать свою точку зрения”, доходить до сути и т.д. Очень многие из респодентов указывали, что эффективными являются уроки, которые “побуждают интерес к самостоятельному поиску знаний”. Одной из таких “побуждающих” форм гимназисты называли составление комментариев к тексту и эссе — типы работ, которые расширяют рамки предмета, углубляют знания, а также учат лаконично выражать свою мысль.
Ряд гимназистов вспомнили брейн-ринг по истории математики. Практически все отметили, что очень эффективными они считают интегрированные уроки. (Они называли их “междисциплинарными”). “Эффективны они потому, что одну и ту же проблему освещают с разных аспектов”. Справедливости ради отметим, что некоторым учащимся удобен для восприятия традиционный тип урока, так как он наиболее предсказуем и, по их мнению, способствует лучшему запоминанию темы.
2. От чего вы больше устаете на занятиях?
Неожиданным для нас был тот факт, что в своих ответах учащиеся поделили усталость на “плохую” и “хорошую”. К “хорошей” отнесли, например, усталость во время семинаров, конференций (“так как я принимаю участие в диалогах, дискуссиях, здесь требуется мое непосредственное участие”); на физкультуре (“чувствую физическую усталость, иногда даже мышечную боль, но зато потом легкость: летаю, как птица”); на уроках иностранного языка (“так как требуется сосредоточенность, активизация слуха, памяти, активность”).
К “плохой” усталости отнесли уроки, на которых приходится слушать и успевать записывать (“надо все подробно записывать, а потом дома целый день разбираться, чтобы понять”). Утомляет учащихся пассивное восприятие материала (“устаю на больших лекциях”, “устаю там, где перестаю понимать, но стараюсь точно записывать формулировки”, “очень утомляюсь от монолога лектора, особенно, если он не создает атмосферу общения”). Одна гимназистка написала, что очень устает, если материал ей не интересен. А вот типичные формулировки ответов: “устаю, если не понимаю”, “очень устаю, если на уроке дается много информации по объему”, “устаю на контрольных, от напряжения сил и ответственности”.
3. Типы уроков, на которых вам приятно и интересно работать? Учащиеся выделили несколько типов уроков.
Во-первых, психологически комфортные, когда учитель создает атмосферу поддержки и одобрения (“на истории чувствую себя свободной; могу говорить, не стесняясь; на литературе никогда не бывает скучно”).
Во-вторых, уроки, на которых можно проявить интеллект (“работать, не замечая времени”, “интересные, но сложные уроки истории и литературы, так как на них так много возможностей для исследования”, “уроки математики, так можно всегда найти рациональный способ решения задач”, “уроки экономики, так на них можно проявить свои знания и эрудицию”).
4. Какие темы и по каким предметам за прошлые годы вам особенно запомнились и почему?
Анализ ответов гимназистов выявил, что в памяти гимназистов сохранились темы, которые требовали длительной отработки навыков (“правописание “н” и “нн” в наречиях и причастиях”, “решение текстовых задач, решение квадратных уравнений и неравенств”). Учащийся отметил, что запомнил эту тему, так как “учил всю ночь”, “использовал каждую свободную минуту, чтобы повторить” и т.д.
Запомнились и темы, которые сопровождались яркими иллюстрированными материалами (18 из 25 человек помнят урок по МХК “Живопись России XIX века — яркие картины жизни художников-передвижников”, 16 из 25 учащихся отметили уроки биологии, на которых “использовалось учебное телевидение”).
Запомнились учащимся также уроки, которые пробуждали интерес (“урок-конференция “Вода в жизни человека”, потому что я по-другому стал относиться к проблемам экологии”, “урок литературы по произведению В. Быкова “Обелиск”, так как там подняты нравственные проблемы выбора для человека, находящегося в экстремальных ситуациях”) и др.
В памяти учащихся хорошо сохранились уроки, которые требовали их личного участия, самостоятельного творчества и активности (“конференция по итогам практики в банках, так как я много трудился над своим проектом, вложил в него душу”, “конференция по подведению итогов научно-исследовательской деятельности гимназистов, я очень волновался, потому что это итог моей работы за год”, “запомнился урок литературы по творчеству Тютчева, потому что он был проведен в форме литературной гостиной, а я был ведущим”).
Анализ ответов гимназистов говорит о том, что снятие перегрузок учащихся нельзя решить только уменьшением количества часов аудиторной работы, или только изменением расписания, или только изменениями форм учебной деятельности — это очень сложная, многофакторная проблема.
В нашей работе мы учитываем все факторы, влияющие на перегрузку учащихся. Нами разработана система мер по ее ограничению. Результаты эксперимента убедили нас в том, что здоровье учащихся не ухудшается.
Факторы, которые необходимо учитывать в целях предупреждения перегрузки учащихся:
I. Формирование новых приоритетов в целях образования.
Современный этап развития цивилизации выдвинул новые приоритеты в целях образования. На первое место выдвинулись умения самостоятельно искать, передавать информацию, планировать и проектировать свою деятельность, реализовывать свои планы.
Эти интеллектуальные умения являются важнейшими общеучебными. Их более раннее и полное формирование в гимназии позволило повысить эффективность учебного процесса в целом и открыло возможности для разгрузки гимназистов. Например, творческая деятельность учащихся, начиная с первых лет обучения и заканчивая научно-исследовательской деятельностью в старших классах. Этой же цели служит содержание многих предметов, особенно “Экономика”, преподавание которого ведется непрерывно с 1 по 11 класс.
II. Содержание образования по областям и предметам, новые технологии обучения.
Обновление научного знания, потребности реальной жизни привели к постоянному росту конкретного содержания образования по отдельным предметам, появлению новых предметов. Радикально противостоять безудержному росту содержания образования в школе невозможно, если коренным образом не изменить подход к отбору содержания и технологиям его преподавания, тем самым снизить перегрузку учащихся.
Учитывая медицинские рекомендации по снижению перегрузки учащихся и анализ ответов гимназистов о причинах нагрузки, мы в нашем эксперименте пошли по следующему пути. Кафедры гимназии провели анализ предметного содержания образования, что привело нас к выявлению большого числа имплицитных тем, в которых изучаются одни и те же понятия, явления, законы только в разных учебных предметах и под разных углом зрения.
Например:
— различные ресурсы (экономика, география, химия, биология, физика, история, ОБЖ);
— химическая промышленность (химия, география, экономика, история);
— скалярное произведение векторов (математика, физика);
— творческое наследие Шекспира (английский язык, литература, история, русский язык, МХК);
— нации и народность (история, обществознание, МХК, литература, иностранные языки, география);
— и другие.
Важно заметить, что эти темы изучаются в разных классах, причем, изучив одну из них, например, в 6 классе на одном предмете, возвращаются к ней на другом предмете в 9 классе. Программа этого предмета 9 класса не предусматривает повторения темы, изученной в 6 классе. Считается, что учащиеся должны помнить этот материал в полном объеме. Таким образом, у учащихся происходит непонимание новой темы 9 класса, а от нее усталость и перегрузка. Разбор новой темы переносится на самостоятельную работу дома и т.д. Если этот порочный круг не разомкнуть, то накопившаяся усталость и перегрузка приводит к снижению и потери мотивации к учению, а значит, сводит к нулю качество образования.
В процессе нашего исследования мы разработали систему “шитых” задач (термин В.Г. Болтянского), целью которых является повторение темы, изученной в 6 классе на новом более высоком уровне. Это позволяет эффективно изучать новый материал в 9 классе без особого напряжения памяти, а главное, учащийся расходует свои интеллектуальные ресурсы на изучение нового материала. Естественно, что эффективность такого подхода очевидна.
Необходимо заметить, что время на повторение можно взять из резервного, которое выделяется на каждый предмет (4—6 часов в каждом классе по каждому предмету).
В ходе эксперимента по преодолению перегрузок учащихся нами были смоделированы разные блоки повторения, которые успешно реализуются в учебном процессе гимназии. Мы также разработали значительное количество интегрированных уроков, конференций, семинаров, которые, как показал эксперимент, очень интересны учащимся. Они побуждают мотивацию учащихся к учению, что также положительно сказывается на снижение перегрузки.
Мы считаем, что интеграция содержания образования может способствовать уменьшению перегрузок учащихся. Следовательно, правильно выбранные технологии учебного процесса ведут к снижению утомляемости учащихся и повышают эффективность учебного процесса в целом.
III. Классное время и домашние задания.
Московский региональный базисный учебный план ограничивает показатели обязательной аудиторной нагрузки учащимся, для гимназистов 10—11 классов до 38 часов в неделю. Кроме того, для гимназий обязательна 6-дневная учебная неделя.
Мы стараемся все профильные предметы, такие как деловой русский язык, деловой английский язык, математика для экономистов и др., а также профильные элективные курсы проводить после 40 минутного перерыва для полноценного обеда и отдыха.
Домашние задания и их роль в перегрузке учащихся, как правило, не привлекают внимание педагогов, однако их значение в этом вопросе трудно преувеличить. Связано это, прежде всего, с объемом домашнего задания.
В нашей гимназии мы разработали рекомендации для учителей и учащихся по сокращению времени на выполнение домашних заданий. Одной из простейших рекомендаций для учителя является фиксация им в классном журнале, а учащимся в дневнике времени достаточного, с точки зрения педагога, для выполнения домашнего задания. Оказалось, что учащимся по таким предметам, как физика, математика и литература требуется на 20-30 минут в среднем больше, чем определено учителем. На основании полноценных результатов мы скорректировали объем домашних заданий по этим предметам.
Кроме того, мы определили и ограничили время на выполнение обязательных домашних задании следующим образом: например, классное
время 38 часов в неделю, для учащихся 10—11 классов домашняя работа должна занимать в неделю 19 часов, таким образом, ежедневное время на домашнюю работу определяется 3,5 часами.
Эти рекомендации, а главное их выполнение, содействуют воспитанию общей культуры управления временем и определенно ведут к снижению перегрузки учащихся.
Таким образом, эффективность гимназического образования необходимо рассматривать как сложную многофакторную задачу, в которой здоровьесберегающие технологии пронизывают все сферы деятельности участников образовательного процесса. Грамотно выбранные технологии позволяют, не снижая эффективности образовательного процесса, создавать условия для сохранения здоровья гимназистов.
Фирсова М.М., директор гимназии № 1518 г. Москвы, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ; Новожилова Н.B., зам. директора гимназии № 1518 г. Москвы.
Материалы нашей конференции: