Достижения есть, проблемы остаются…
Уже давно у всех на слуху ошеломляющая цифра, которую выдает статистика: только 12 процентов здоровых ребят выходят из стен школы. Вспоминается невеселая шутка: “Если бы людей судили за преступления против собственного здоровья, очень многие получили бы высшую меру”. Вильгельм Гумбольт высказывал еще в прошлые века мысль, что со временем многие болезни будут расцениваться как следствие бескультурья, отсталости и потому болеть будет считаться позорным. К сожалению, это время пока не пришло. Создать в школе условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья, в наше время не так уж и просто. Возникают все новые и новые объективные причины для ухудшения здоровья детей. Все наши “взрослые” трудности моментально отражаются на учащихся, и прежде всего на их здоровье. И это понятно, так как состояние здоровья — интегральная характеристика.
Деятельность по программе “Здоровье” ведется педагогическим коллективом с 1995 года. Сутью выполняемой работы является создание системы педагогических средств и условий, направленных на развитие духовности, сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Смысл работы — в поиске и определении основных ориентиров организации учебно-воспитательного процесса, содержания и технологий образования, способов мониторинга, обеспечивающих создание системы педагогических средств и условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
К поиску педагогический коллектив школы побудили как общесоциальные проблемы (утрата духовности, дегуманизация отношений, снижение уровня здоровья), так и проблемы, обусловленные конкретной ситуацией, в которой оказалась школа (ухудшилось здоровье учащихся, отсутствовали условия для развития культуры в микрорайоне школы).
Поэтому системообразующей в нашей школе стала идея создания условий для формирования духовно развитой, культурной личности на базе общеобразовательной школы. При этом существенным и необходимым фактором реализации данной задачи являлось сохранение и укрепление здоровья школьников.
В течение этапов поиска отрабатывалась системность учебных планов, формировались блоки мониторинговой системы, отрабатывались способы развития содержания и технологий образования. Выявлены скрытые, глубинные причины школьной неуспешности ребенка, всевозможные отклонения в когнитивной и поведенческой сферах, причины нарушения здоровья школьников по вине школы. Функцией школы среди прочих стала и функция оздоровления, охраны физического и, что не менее актуально, психического здоровья учащихся, ориентация детей на здоровый образ жизни. При этом мы не разделяем идею превращения школы в лечебницу, не стремимся взять на себя несвойственные для школы функции. Нас в первую очередь интересует не тот ребенок, который уже заболел, а тот, кто заболеет завтра, в том числе и по вине школы. Располагая информацией о физическом и психическом здоровье школьников, педагогический коллектив осуществляет обучение и воспитание детей одновременно с лечением, понимая под лечением всю совокупность деятельности, направленной на благополучие каждого ребенка. Таким образом, педагогика приобретает лечебный характер.
В качестве основного инструмента управления и формирования культуры здоровья выступает программа “Здоровье”. Она включает в себя подпрограммы “Трудный ребенок”, “Одаренный ребенок”, “Расти здоровым, малыш”, “Летний оздоровительный лагерь”, “Физическая культура и спорт”.
В школе внедрена методика немедикаментозного оздоровления на уроках и во внеурочной деятельности (расписание уроков, динамические перемены, офтальмотренаж для снижения риска по заболеваемости близорукостью на стадии функциональных изменений остроты зрения и предотвращения прогрессирования близорукости, фитотерапия, лечебная физкультура, бассейн и др.), методика В. Ф. Базарного, которая доказала свою эффективность. В кабинете установлены парты-конторки. Учащиеся занимаются в режиме динамических поз. Эта методика приводит к снижению числа детей с нарушением осанки. По предложению старшеклассников, работает клуб “Здоровячок” для учащихся 5—6-х классов. Дети получали комплекс физкультурно-медико-профилактических процедур: сауна, бассейн, фитотерапия, массаж, лечебная физкультура и др.
В школе на протяжении нескольких лет действует стоматологический кабинет. Работал физиокабинет (в настоящее время нет средств для содержания). В программу по физической культуре включен раздел “Плавание”. В школе успешно работает спортивный клуб “Восток” (11 секций ведутся бесплатно), гончарная мастерская (работа с экологически чистыми природными материалами, сбор этого материала в природе — все способствует общему оздоровлению организма школьников). Учащиеся имеют возможность посещать студию бального и спортивного танца, театральные, вокальные студии, хор.
Школа работает в содружестве с поликлиникой микрорайона: составляется совместный план лечебно-профилактической работы.
В определенной степени наша деятельность результативна. Например, еще в начале работы провели анализ состояния здоровья учащихся. Коэффициент здоровья в филиале школы № 1 (два года проработали по программе “Здоровье”) оказался выше, чем в филиале № 2, который только приступил к работе.
При вспышке гриппа учащиеся и учителя филиала № 1 пропустили занятий намного меньше, чем в филиале № 2. В основном заболели дети, вновь поступившие в нашу школу. В тех параллелях, где проводилась интенсивная профилактическая оздоровительная работа, наблюдалось незначительное, но увеличение числа детей первой и второй групп здоровья.
Проблем, требующих решения, в школе остается множество.
1. Культ здорового образа жизни должен создаваться в первую очередь в семье. К сожалению, не все родители сами ведут здоровый образ жизни. Школа по-прежнему остается в понимании родителей “камерой хранения” для их детей.
2. Не повысится эффективность деятельности педагога, так как “деятельность” вкупе с общеизвестной спецификой профессии учителя, возложенной на него моральной ответственностью, довольно низким уровнем материального стимулирования со стороны государства и т. п. ведет к подверженности учителей эмоциональному выгоранию, к возникновению психологических перегрузок. Учителя в силу высокой нагрузки (физической и психической) оказываются не в состоянии уделять должное внимание оценке своего труда и выбирают путь “наименьшего сопротивления”: экономия эмоций, упрощение профессиональных обязанностей, раздражение и вспыльчивость. Необходимо организовать деятельность по оптимизации психологических условий профессиональной деятельности педагогов. В нашей школе работа по данному направлению проводится. Также начато создание условий для всех участников образовательного процесса для конструктивного разрешения возникающих конфликтных и проблемных ситуаций в пространстве школы через внедрение технологии примирительного правосудия.
3. У школы много работы по изменению отношения учеников к собственному здоровью, по изменению психологии учителей, классных руководителей, родителей и реализации на практике организационно-педагогических мероприятий, которые должны обеспечить единство двух гуманных направлений деятельности — обучение и оздоровление детей.
4. По результатам медицинских осмотров отмечается (особенно в начальных классах) увеличение числа детей с ухудшением зрения, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, изменениями опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушениями со стороны центральной нервной системы.
Считаем: для детей младшего возраста, наиболее восприимчивых к обучающему воздействию, необходимо вводить в учебный план уроки здоровья, на которых должны закладываться навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки. Вести эти уроки должны специалисты, а не учителя школ.
5. Важно в каждой школе устранять пути, по которым может происходить нарушение здоровья школьников, — например, высокие учебные нагрузки, возникающие из-за неумения школьника учиться; несоответствие между внешними требованиями и возможностями ребенка и др.
Ибрагимова А.З., директор средней школы № 63, г. Тюмень.
Материалы нашей конференции: