Центр непрерывного образования третьего тысячелетия
Отличительной особенностью нашего Центра образования является система управления развитием образовательного учреждения. В настоящий момент это единственная модель, которая спроектирована, создана и устойчиво развивается по технологии творческого социального заказа, разработанной академиком Академии творческой педагогики Л.А. Курбатовой. Смысл этой технологии состоит в том, что все участники образовательного процесса (учащиеся, их родители и педагоги) не только предъявляют требования к очередному этапу совершенствования образовательного учреждения, но и выдвигают предложения по своему личному участию в реализации социального заказа.
Таким образом, развитие Центра всегда осуществлялось в интересах участников образовательного процесса и преимущественно за счет реализации их внутренних ресурсов: интеллектуального, морального, организационного и других. Метод творческого социального заказа, с одной стороны, обеспечивает устойчивое позитивное отношение родителей, учащихся и педагогов к деятельности образовательного учреждения, а с другой — стимулирует гармоничное развитие творческого потенциала каждого участника образовательного процесса.
Творческий социальный заказ позволяет добиться гармоничного взаимодействия государственных и общественных органов управления за счет объединения усилий на достижение целей, отвечающих как интересам государственного, так и социального заказа. В целях решения этой задачи в Центре образования создано звено системного проектирования, работающее на общественных началах и объединяющее родителей, обладающих достаточной квалификацией для решения сложных управленческих задач.
Необходимость разработки новой технологии управления развитием образовательного учреждения была вызвана как решением Всесоюзного съезда работников образования, впервые заявившего о необходимости создания государственно-общественного управления образованием в 1988 году, так и обеспокоенностью родителей негативными результатами системы образования в целом. В частности, родителей будущих учащихся волновало то обстоятельство, что, по многолетним статистическим данным, молодые люди за время обучения в школе теряют здоровье. Кроме того, социум микрорайона-новостройки “Кожухово” до открытия Центра отличался крайне неблагоприятной криминогенной средой.
В совокупности все выше перечисленные факторы побудили родителей самостоятельно осуществить разработку проекта принципиально нового образовательного учреждения, сохраняющего лучшие черты традиционного российского образования, но свободного от его недостатков. Изучение причин потери здоровья молодыми людьми в процессе получения общего образования позволило сделать следующие выводы:
1. Главной причиной здоровьеразрушающего воздействия традиционного образования является неспособность системы управления гармонично соединить в целое отдельные части образовательного процесса.
2. Неудовлетворительное качество научного обеспечения организации образовательного процесса. Исследование показало, что научное обоснование конкретного содержания образования в Советском Союзе непосредственно перед его распадом отсутствовало, как отсутствует оно и сейчас в современной России. Именно отсутствие научного обоснования содержания образования, а также отсутствие правовых механизмов ответственности за качество научного обоснования содержания обоснования, с точки зрения авторов, вызывают устойчивый эффект потери здоровья молодыми людьми в процессе обучения и устойчивую депопуляцию населения России, что представляет серьезную угрозу целостности государства.
3. Контроль качества образования в процессе обучения в образовательном учреждении осуществляется только по критерию обученности (оценки в классных журналах), что создает условия для “размена” здоровья учащихся на их обученность в целях повышения престижа образовательных учреждений при подготовке к аттестациям или олимпиадам.
4. Единственное средство регулирования нагрузки на учащихся на практике, применяемое в образовательных учреждениях, — установленный предел учебного времени является морально устаревшим, практически неэффективным и препятствующим реализации личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса. Для науки давно не секрет, что человек устает не оттого, что он много работает, а оттого, что он вовремя не отдыхает, что лучший отдых — это перемена деятельности, что, занимаясь любимым делом, человек не устает, а, наоборот, получает заряд бодрости, что существуют не только нагружающие, но и разгружающие виды деятельности. Действующая система ограничений, очевидно, рассчитана в предположении, что современные педагогические вузы не в состоянии подготовить педагогов, владеющих приемами работы, необходимыми для организации здоровьесберегающего режима образования в течение полного дня.
5. Морально устаревшая система подготовки педагогических кадров, при которой педагог рассматривается как сотрудник, ответственный за “прохождение программы” по своему предмету, не интересуясь действиями коллег, озадаченных аналогичными проблемами.
Учитывая перечисленные причины, родители разработали принципиально новую систему управления, отличающуюся следующими особенностями:
1. Управление образовательным учреждением осуществляется в строгом соответствии с требованиями государственной образовательной политики, определенными Законом РФ “Об образовании” (демократическое, государственно-общественное управление образовательным учреждением осуществляется на основе единоначалия и самоуправления, которое обеспечивается органами родительского, ученического, педагогического самоуправления и общественного управления).
2. Научно-методическое обеспечение организации образовательного процесса разрабатывается родителями, педагогами и учащимися самостоятельно, комплектование педагогических кадров осуществляется при участии родителей (в настоящий момент более 40% коллектива — родители учащихся, все педагоги работают по авторским программам).
3. Методологической основой научно-методического обеспечения организации образовательного процесса являются авторские интеллектуальные продукты, позволяющие обеспечить реализацию принципов гармонии части и целого, личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса, опережающего развития личности в ситуации ускорения изменений условий жизни и др.
4. Текущий и итоговый контроль качества образования осуществляется как минимум по четырем критериям: динамика показателей здоровья, воспитанности, интеллекта и обученности.
5. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет подготовку кадров по авторским методикам и технологиям, учитывая, что, по признанию органов власти и управления образованием, “современные педагогические вузы готовят учителя вчерашнего дня для школы сегодняшнего и завтрашнего дня” (программа “Столичное образование — 3”).
6. Контроль состояния здоровья, его коррекция и развитие осуществляются во взаимодействии как с традиционной медициной в лице детской поликлиники № 61, организующей консультативную помощь и медицинское сопровождение, так и с помощью научных организаций, занимающихся разработкой методик контроля и увеличения резервов здоровья. Одной из таких организаций, тесно взаимодействующих с Центром образования, является Ассоциация “Народный СпортПарк”.
7. Модель образовательного учреждения реализует гармоничное соединение возможностей общего и дополнительного образования (спортивной школы, школы искусств, центра творчества) на протяжении всех этапов жизни человека от пренатального (дородового) периода под единым управлением (за качество образования в целом отвечает один коллектив и один директор).
8. Организация инновационного процесса осуществляется только на основе авторского сопровождения по технологиям, разработанным звеном системного проектирования (в отличие от традиционной системы образования, до сих пор ориентированной на использование отчужденного продукта).
9. Все участники образовательного процесса получают знания, умения и навыки, необходимые для организации индивидуальных и коллективных научных исследований с учетом возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями, а также для производства интеллектуального продукта и защиты интеллектуальной собственности как основы экономики третьего тысячелетия.
Новая модель полностью оправдала возлагавшиеся на нее надежды. Впервые в мировой практике все четыре критерия качества образования — здоровье, воспитанность, обученность и интеллект — одновременно устойчиво возрастают в течение 15 лет вопреки аналогичным показателям в системе образования в целом.
В газете “Управление школой” №4/2005 в разделе “Школа инноваций” отмечается: “За 13 лет эксперимента школа превратилась в социокультурный центр, где в 150 секциях занимаются дети всего района, где действует специальная школа по подготовке молодых мам к родам. Считается, что именно ЦО “Кожухово” смог переломить ситуацию в одном из самых криминальных районов Москвы. Так, в год открытия школы здесь считались “нормой” и детская проституция, и ежегодно умирающие на пороге собственного дома от передозировки наркотиков подростки. Грабежи, драки… Уже через два года эти явления прекратились”.
Если проанализировать изменения показателей здоровья по возрастным периодам, то можно отметить, что за 15 лет среди семей, прошедших обучение в школе растущей семьи (подготовка к родам), все 100% родов прошли без нежелательных отклонений. Для сравнения: по данным главного педиатра России, только 5% родов происходит без нежелательных отклонений; в Москве, по данным, приведенным в книге Ю.М. Лужкова “Россия в XXI веке. Возобновление истории”, — не более 15%.
В дошкольном подразделении Центра образования даже в разгар эпидемии гриппа заболеваемость не превышает 21%. Как отмечет кандидат философских наук Е.С. Катаева, “среди учащихся Центра образования случаи углубленного изучения нескольких направлений не являются исключением. Например, ученик может иметь несколько спортивных разрядов (по шахматам, волейболу, борьбе и др.), овладеть навыками игры на нескольких музыкальных инструментах (гитаре, флейте, фортепиано, домре и др.) и успешно специализироваться в области математики, экономики или биологии”.
Секрет гармоничного развития — в применении новой педагогической технологии — “опорного уровня обучения”. Она позволяет использовать достижения, полученные в одной области для повышения результативности в другой. Технология “опорного уровня” — одна из многих педагогических инноваций, впервые в мировой практике применяемая в условиях общеобразовательного учреждения и позволяющая добиваться элитарного качества образования в массовой школе.
Показателем гармоничности развития учащихся может служить динамика результативного участия в творческих конкурсах, предметных олимпиадах и спортивных соревнованиях — от районного до международного уровня.
В 2004/05 учебном году показатель количества побед по отношению к числу учащихся достиг 300%. Другими словами, в среднем каждый учащийся в течение года побеждает в трех состязаниях: спортивном соревновании, предметной олимпиаде и творческом конкурсе.
Как отмечает старший научный сотрудник Центра музыкально-педагогического образования НИИ развития образования кандидат архитектуры С.А. Полищук, “коллективом Центра образования разработан технологический цикл управления развитием образовательной и воспитательной системы школы, гарантирующей позитивную самореализацию учащихся в условиях современного общества” (журнал “Московская школа” № 6 / 2005, “Большому кораблю — большое плавание”). “Среди выпускников ЦО № 1804 “Кожухово” есть такие ребята, которые одновременно учатся на филологическом отделении МГУ и экономическом отделении МИФИ, которые закончили Государственный университет высшей школы экономики с двумя дипломами, один из них — диплом Лондонской школы экономики. Подобные случаи являются здесь правилом, а не исключением”.
Среди выпускников и учащихся Центра — чемпионка Европы по синхронному плаванию, чемпион России по эстафетному бегу, чемпионка Москвы по академической гребле, чемпион Москвы по настольному теннису, призеры международных соревнований по восточным единоборствам, шахматам, футболист международного класса.
По результатам спортивно-оздоровительной работы Правительством Москвы коллектив награжден грамотой за лучшие достижения по физической культуре и спорту.
Педагогический коллектив Центра образования награжден грамотами Департамента образования города Москвы за исследовательскую работу по проблемам обучения и воспитания, за целенаправленную работу по патриотическому воспитанию молодежи; семь педагогов являются лауреатами конкурса “Грант Москвы”.
Центру образования присужден Грант как лучшему общеобразовательному учреждению по информатике и применению информационных технологий.
Центр образования — четырежды лауреат российского конкурса “Школа года”, дипломант Всероссийского конкурса воспитательных систем, лауреат конкурсов “Москва на пути к культуре мира”, “Растим патриотов России”, финалист всероссийского конкурса “Лидер в образовании-2000”, победитель конкурса “Лидер в образовании-2001”, обладатель дипломов “Школа мира” — 2002, 2003, 2004, 2005, имеет статус “Ассоциированная школа ЮНЕСКО”.
За подвижничество в совершенствовании системы образования и большой вклад в развитие социокультурной сферы района коллектив Центра отмечен благодарностью префекта Юго-Восточного округа г. Москвы и занесен на доску почета.
Результаты работы Центра представлялись более чем на 150 российских и международных научно-практических семинарах и конференциях, значительная часть которых проводилась на базе образовательного учреждения. По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, в настоящее время аналогов в мире не существует и перспективность кожуховской системы не вызывает сомнений.
Сегодня на базе Центра образования работает девять экспериментальных площадок (РАН, РАО, МГУКИ, Департамента образования города Москвы). В 2005 году впервые в истории Москвы, Департаментом образования города Москвы, открыта экспериментальная площадка в целях разработки районной модели демократического, государственно-общественного управления, в состав которой вошли все школы района. ЦО “Кожухово” выполняет роль головной организации сетевого проекта, обеспечивая инновационный процесс в условиях московского муниципального образования “Южнопортовое”.
Однако наиболее перспективным вариантом использования Центра, создавшим новую педагогическую систему, является открытие на его базе ступени высшего педагогического образования, поскольку за 15 лет экспериментальной деятельности именно сейчас выпускаются учащиеся, полностью прошедшие систему образования третьего тысячелетия от дошкольного периода. Именно из таких молодых людей можно подготовить педагогов нового качества, способных вывести образование России из кризиса и гарантировать устойчивый подъем ее экономики.
Курбатов А.В., ведущий нayчный сотрудник Института управления образованием РАО; Курбатова Л.А., директор ГОУ ЦО № 1804 “Кожухово”, кандидат педагогических наук, академик Академии творческой педагогики, Заслуженный учитель РФ, г. Москва.
Материалы нашей конференции: