В ладу с русской культурой
Детский сад “Лад” № 2365 начал свою работу в августе 1998 года как сад с русским этнокультурным компонентом образования. Идея создания сада принадлежит его нынешним руководителям, педагогам высшей квалификации Уткиной В.В. и Писаревой А.Е., разработавшим концепцию и программу “Детского сада русской культурной традиции”.
Название “Лад” было выбрано для сада не случайно. В “Толковом словаре живого великорусского языка” В.И. Даля слово “лад” трактуется как “мир”, “согласие”, “любовь”, “дружба”, “отсутствие вражды и порядок”. Авторская программа работы детского сада рассчитана именно на то, чтобы создать в детском дошкольном учреждении такой микроклимат, в котором малыши бы росли в ладу с собой, с другими людьми и с природой. Чтобы активность личности сочеталась у воспитанников с управляемостью и социальным “ладом”, а личное творческое начало вписывалось бы в жизнь коллектива.
Дошкольный этап развития ребенка в фундаментальном плане не менее важен, чем школьный. Именно на этом этапе формируются духовно-нравственная основа личности, характер, которые будут определять поведение человека в дальнейшей жизни.
Авторская программа “Детского сада русской культурной традиции” предназначена для работы с детьми от 2-х до 7-ми лет. Ею может быть дополнена любая комплексная программа дошкольного образования.
Программа состоит из 5 разделов, объединенных общей темой и имеющих интегрированный характер.
Первый раздел программы “Родное слово и народоведение”, предполагает работу по развитию речи. Занятия по разделу проводятся с изучением народных потешек и поговорок, чтением детских произведений русских писателей и поэтов, рассказов о святых Земли Русской. Материал усваивается в процессе чтения книг, рассказов воспитателей, при прослушивании аудиокассет и просмотре видеофильмов, а также путем бесед педагога с детьми и в общении детей между собой.
Второй раздел связан с изобразительной деятельностью. Он предусматривает знакомство детей с художественным наследием своей Родины: от лубочной живописи до полотен Васнецова, Левитана и Серова. Дети получают представление о храмовой архитектуре и иконописи, учатся уважать и беречь русские святыни.
Третий раздел направлен на музыкальное развитие ребенка, включающее в себя как народные песни, так и музыку Чайковского, Свиридова и др. Основой музыкальных занятий является фольклор, сочетающий в себе и танец, и пение, и игру на музыкальных инструментах.
Четвертый раздел решает задачу физического здоровья детей. В занятия по физической культуре в детском саду включены разнообразные народные игры: соревновательные, командные, речевые игры, игры на внимание и т.д.
Пятый раздел программы связан с экологическим воспитанием.
Канвой всех занятий с детьми на протяжении года служит народный православный календарь. Построение работы в группах по календарю дает возможность ребенку лучше ориентироваться во временных понятиях. Яркие календарные праздники воздействуют на эмоциональную сферу детей и остаются в памяти ребенка. Цикличность календаря, повторение из года в год одних и тех же событий и праздников, позволяет детям лучше усваивать материал, постепенно усложняя и углубляя его. В процесс воспитания включаются родители, которые вместе с малышами знакомятся с обрядами русского народа, с большим интересом открывают для себя народные праздники. При этом они учатся не только веселиться, но и осмысливать содержание праздника, становятся активными его участниками. Эта идея находит применение в ежегодно проводимых педагогами “Рождественских святках” с их колядками; в “Сороках”, когда даже трехлетние дети с воодушевлением лепят жаворонков из теста, в “Благовещении” с московской традицией выпускания птиц на волю, в пронизанных особой радостью “Пасхальных гуляниях”. Традиционно отмечается в детском саду великий праздник нашей страны — День Победы.
Знакомство детей с материалом каждой темы проводится в течение недели. Для этого не требуется дополнительных занятий, так как предполагаемый материал включается в различные виды деятельности, предусмотренные базисной программой.
Обобщенно говоря, направлением детского сада “Лад” является развивающая педагогика на основе русской культурной традиции. Причем, для педагогов сада русская культура не является самоцелью, а прекрасным средством для воспитания нравственного, коммуникабельного и энергичного человека. Огромный духовно-нравственный потенциал этой традиции используется для формирования у детей устойчивого интереса к активной умственной и прикладной деятельности всех видов, чувства коллективизма и совестливости в ситуациях нравственного выбора. В целом это обуславливает гармоничное развитие личности, и способствует преодолению ребенком многих негативных тенденций, ставших, к сожалению, характерными для современного общества.
Проведенная работа позволила сделать и еще несколько выводов. Во-первых, виден уникальный потенциал именно дошкольного возраста, как периода формирования творческой личности. И дело тут не в том, что именно в этом возрасте можно неожиданно эффективно развивать потенциальные возможности человека, а в том, что позднее эти возможности отчасти утрачиваются. Второй вывод довольно неожидан, но также почерпнут из практики. Он состоит в том, что постепенное вхождение в русскую культуру нерусских детей оказывается для них очень органичным, интересным и развивающим, а в русских детях углубленное знакомство с родной культурой формирует искренний благожелательный интерес к культурам другим народов.
Разработка программы с этнокультурным компонентом для детского сада осуществляется в тесном сотрудничестве и творческом контакте с высокими профессионалами и большими энтузиастами других направлений: культурологического (школа традиционной культуры “Веретенце”), научно-педагогического и методического (Центр международного образования “Этносфера”, школа № 992 с этнокультурным компонентом образования) и др.
Опыт работы детского сада русской культурной традиции был положительно оценен и рекомендован к систематическому распространению на Московской городской конференции по нравственно-патриотическому воспитанию, проходившей в декабре 2002 года, на международных Рождественских чтениях 2003 года, дошкольная секция которых проводилась как раз на базе детского сада № 2365 “Лад”.
В ноябре 2003 года детский сад “Лад” принимал участие в научно-практической конференции “Игра и игрушка в жизни ребенка: проблемы и перспективы”, проведенной Министерством образования Российской Федерации. На конференции методист детского сада Писарева А.Е. в своем выступлении поделилась опытом работы педагогов детского сада по теме: “Народные игры, игрушки, праздники и их влияние на духовно-нравственное воспитание детей”.
Опыт детского сада был представлен на Всероссийской научно-практической конференции “Русская школа в XXI веке”, проходившей в г. Калининграде в марте 2004 года.
Символом признания программы “Детский сад русской культурной традиции”, живого интереса, который проявляют к ней не только в Москве, но и в других городах России и зарубежья, являются завоеванные садом награды. Среди них: диплом лауреата международной выставки-форума “Школа” (2002 г.) за разработку и реализацию программы детского сада русской культурной традиции, диплом Международного конкурса детского творчества, организованного Российским Фондом Мира (2000 г.), диплом 1 степени городского смотра-конкурса “Москва на пути к культуре мира” (2001 г.) и диплом Всероссийского конкурса “Растим патриотов России” за программу духовно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста (2004 г.).
Особенно ценно для нас было увидеть публикацию нашего опыта в альманахе “Духовное и физическое здоровье нации” в рамках одноименной общероссийской социальной программы в соответствии с решениями Государственного Совета Российской Федерации от 30 января 2002 года.
В этом альманахе представлены люди, учреждения, организации, регионы, которые помогают возрождению страны, вносят свой посильный вклад в строительство нашего общего дома. И нам радостно, что наш опыт работы был оценен на таком высоком уровне.
Уткина B.B., Писарева А.Е., Детский сад № 2365 “Лад”, г. Москва.
Материалы нашей конференции: