Олимпийцы растут в школе
Муниципальное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 4” г. Людинова является областной экспериментальной площадкой и работает по проекту “Школа здоровья”, разработанному авторским коллективом под руководством кандидата психологических наук И.В. Кузнецовой в рамках программы “Дети Чернобыля”.
Ученический коллектив школы смешанный: у нас есть одаренные и обычные дети, а также такие, которые нуждаются в коррекционно-развивающем обучении. Поэтому школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся, с другой — по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом такой двухсторонней деятельности школы является адаптация школьников к быстро меняющейся жизни.
Реализация задач по внедрению проекта “Школа здоровья” сводится к осуществлению личностного подхода к школьникам, оказанию им психологической, медицинской и педагогической помощи без отрыва от учебного процесса, обеспечению профессионального роста учителя.
Наряду с математикой, письмом и чтением, на I ступени обучения успешно преподается риторика, проводятся уроки здоровья, изобразительного искусства по методике Б. Неменского, английского языка и информатики. Это помогает, с одной стороны, заложить основы для успешного осуществления целей и задач единого образовательного процесса на следующих ступенях, с другой же — способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека через раскрытие его личных качеств.
Л.И. Алдошина ведет обучение русскому языку на коммуникативноориентированной основе по программе Л.Я. Желтовской; И.А. Пряхина применяет культурно-исторический подход к содержанию обучения, используя систему А.Ф. Малышевского.
Учитель-логопед Е.П. Буденкова направляет свою работу на предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи и на коррекцию уже имеющихся у детей нарушений. Большое внимание уделяется ранней диагностике школьных трудностей. Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения.
Заложенное в начальной школе закрепляется и поддерживается на II ступени обучения в курсе биологии 9 класса при изучении модуля “За здоровый образ жизни”, на III ступени — на уроках ОБЖ и психологии.
В школе проводится большая работа по сохранению и укреплению здоровья учеников без отрыва от занятий, профилактике сезонных заболеваний. Школьным врачом-педиатром Т.В. Путилиной и медсестрой М.А. Казаковой осуществляется квалифицированная диагностика физического состояния учащихся, проводятся мероприятия по профилактике близорукости и спазма аккомодации, фитотерапии. Организованы занятия лечебной физкультурой. Осуществляется контроль за состоянием освещенности, воздушным и тепловым режимами школьного помещения, его чистотой, техникой безопасности.
Школьные медики ведут просветительскую работу с педагогами, учащимися и родителями.
Ежегодно в сентябре—октябре и феврале-марте с целью оздоровления и укрепления здоровья учащихся медицинские работники школы проводят четырехнедельные курсы витаминизации напитком “Энерготон”.
В периоды межсезонья (октябрь—ноябрь, март) для профилактики сезонных обострений простудных заболеваний проводятся десятидневные курсы (сеанс — 10 минут) аэрофитотерапии фитокомпозитом, содержащим натуральные компоненты.
Ежегодно для профилактики хронических заболеваний детям, состоящим на диспансерном учете и уже имеющим патологию, назначается фитолечение сборами трав в течение одного месяца, в ноябре—декабре и апреле. Как результат, отмечается улучшение состояния и снижение числа обострений.
Для профилактики близорукости среди школьников по рекомендации окулистов медицинская сестра школы проводит пневмомассаж глаз.
Школьные медицинские сотрудники проводят санитарно-просветительскую работу с учениками и их родителями, медики регулярно выступают на классных часах и родительских собраниях.
Младшие школьники занимаются в кабинете лечебной физкультуры (профилактика и лечение плоскостопия, исправление осанки). В кабинете имеется необходимое оборудование для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.
Результативность занятий лечебной физкультурой в 2004/05 учебном году составила 100% по случаям нарушения осанки и 41% по случаям плоскостопия.
В школе проводятся оздоровительные и профилактические мероприятия по укреплению здоровья, повышению работоспособности и уменьшению числа заболеваний. Результат — два года школа работает без карантина.
Статистика показывает, что в последние годы дети стали быстрей выздоравливать. Так, если в 2000/01 учебном году средняя продолжительность случая заболевания верхних дыхательных путей составляла 10 дней, желудочно-кишечного — 7, тонзилита (ангины) — 8 дней, а инфекционного заболевания — 12,5, то в 2004/05 учебном году эти показатели составили 6, 4,5, 4,6 и 7 дней соответственно.
Забота о здоровье школьников — это и контроль за нормами и требованиями школьной гигиены, и ранняя диагностика, и профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста, и выявление патогенных факторов учебно-воспитательного процесса, и скрытых причин школьной неуспеваемости и отклонений в поведении. Поэтому медики совместно с педагогами и другими работниками школы прилагают усилия в решении детских проблем, работают над вопросами сохранения и коррекции здоровья школьников.
За большую работу по укреплению здоровья учащихся в 2003 г. решением Межведомственного Координационного Совета при Правительстве Калужской области по формированию государственной политики в сфере воспитания здорового подрастающего поколения средней общеобразовательной школе № 4 города Людинова был присвоен статус “Школа, содействующая укреплению здоровья учащихся”.
Очень важную роль в “Школе здоровья” играет школьная психологическая служба. Выделяются два основных направления деятельности психолога:
— развивающая работа со всеми школьниками, включающая тренинги и другие виды групповой работы, психологическое консультирование и сопровождение отдельных семей, психологическую поддержку педагогического процесса;
— психологическая помощь детям группы риска.
Ежегодно в мае проводится психологическое обследование будущих первоклассников. На контроль берутся дети с низким уровнем подготовки и с самых первых дней совместно с учителем начальных классов отслеживается их адаптация к школе.
В связи с тем, что в школу ежегодно приходят дети с неполной адаптацией, школьным психологом в 2000/01 учебном году была разработана программа “Развитие и коррекция на этапе первичной адаптации первоклассников”. Она представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных по определенной логике и направленных на формирование у младших школьников необходимого уровня адаптации к школе в сферах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности. С детьми, которые испытывают психологические трудности, проводятся коррекционно-развивающие занятия. В результате совместной кропотливой работы психолога, учителя и родителей первоклассники уже в течение двух месяцев хорошо адаптируются к школе.
Наша адаптационная методика дает хорошие результаты. Так, за 2004/05 учебный год количество учеников с неполной адаптацией уменьшилось более чем в три раза, а совершенно неадаптированных (зона дезадаптации) — в четыре.
Большое внимание школьный психолог уделяет именно учащимся начальных классов, потому что младший школьный возраст — наиболее ответственный этап школьного детства. И чем меньше будет проблем в младшем возрасте, тем меньше их будет и в будущем.
Постоянная работа проводится с учащимися классов ЗПР по программе “Развитие и коррекция познавательной сферы личности детей с ЗПР”. Цель этой программы — способствовать полноценному психическому и умственному развитию детей.
Без внимания психолога не остаются и учащиеся подросткового и старшего школьного возраста. Ежегодно в сентябре обследуются учащиеся 8-х классов. Цель обследования — выявить детей с психологическими проблемами. Учителям и родителям даются рекомендации, а с детьми проводится тренинг “Преодоление неуверенности в себе”. Занятия помогают подросткам в решении психологических проблем. В марте в нашей школе обследуются учащиеся 9-х и 11-х классов на профориентацию. Им даются рекомендации по выбору профессии.
После каждого обследования проводится психолого-медико-педагогический консилиум. На заседании консилиума специалисты обмениваются заключениями в форме свободного обсуждения. Итоги работы консилиума — разработка общей стратегии помощи детям и рекомендаций родителям и педагогам.
Большая психологическая работа в “Школе здоровья” проводится с родителями учеников. Ориентация психолога на работу не только с учащимися, но и в целом с их семьями позволяет рассчитывать на комплексное решение проблем психологической помощи. Просвещение родителей позволяет решить ряд важных проблем. Во-первых, таким образом можно уменьшить количество необоснованных родительских жалоб на отклонения в поведении и обучении их детей. Во-вторых, грамотно построенная просветительская работа обеспечивает и выраженный обучающий эффект, позволяет родителям по-другому посмотреть на стиль и содержание своих отношений с ребенком, изменить его, увидев проблемы и недочеты.
В школе проводится большая физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа. Одной из доминирующих воспитательных программ является программа “Здоровье и здоровый образ жизни”, цель которой — воспитание отношения к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности, пропаганда здорового образа жизни. Ежемесячно проводятся Дни здоровья, дважды в год — классные часы “За здоровый образ жизни”. Хорошие результаты учащиеся школы показывают на районных соревнованиях.
Традиционными стали школьные Олимпийские игры (летние и зимние), которые проводятся с соблюдением ритуалов настоящих Олимпийских игр. В программу олимпиад включаются не только спортивные соревнования, но и мероприятия, направленные на обучение учащихся основам гражданской обороны, пожарной безопасности, действиям в чрезвычайных ситуациях. В играх принимают участие все ученики и учителя школы.
В ходе реализации воспитательной системы большое внимание уделяется развитию познавательного интереса, росту интеллектуального уровня учащихся, привитию интереса к знаниям.
Большое внимание уделяется развитию туристско-краеведческой работы. Наши ученики совершают туристические походы по Калужской области, собирают интересные краеведческие материалы. Школа второй год занимает I место в конкурсе краеведческих материалов на районном туристическом слете. Школьный экспедиционный отряд “Поиск” занял первое место в области на смотре-конкурсе поисковых отрядов.
В школе работают двенадцать объединений дополнительного образования. Содержание работы объединений дает возможность индивидуально развивать творческие возможности каждого ребенка, повышать интерес к истории России, истории родного края и культуре своего народа, развивать творческие и познавательные способности, корректировать отклонения в физическом и психологическом состоянии.
В ходе реализации воспитательной системы усовершенствовалось ученическое самоуправление, возросла роль учащихся в жизни школы, были разработаны и приняты “Положение о школьном самоуправлении”, “Положение о Совете старшеклассников”.
Постоянное наблюдение за развитием личности каждого школьника, своевременная медико-психологическая и педагогическая помощь помогают ученику найти свое поле деятельности, способствуют возможности самореализовываться и развиваться, достигать конкретных успехов.
Родители девяти- и одиннадцатиклассников положительно оценивают как отношение учителей к их ребенку, так и отношения между учащимися в школе. Так, если в 2000/01 учебном году лишь 21,1% родителей были удовлетворены отношениями между учениками в школе, то в 2004/05 учебном году эта цифра возросла до 97%.
Администрация города тоже положительно оценивает результаты работы “Школы здоровья”.
За высокие результаты по сохранению и укреплению здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе два года (2003/04 учебный год, 2004/05 учебный год) школа становится победителем областного конкурса “Лучшая школа Калужской области” в номинации “Школа здоровья”.
Макаренкова Т.А., директор МОУ “Cредняя общеобразовательная школа № 4”, г. Людиново, Калужская область.
Материалы нашей конференции: