Беречь здоровье смолоду
На образование как на государственную структуру ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Быстрое изменение социальных стереотипов, трансформация материальных ценностей в совокупности с понижением уровня жизни большинства семей ведут к росту психоэмоциональных перегрузок детей, стрессовым ситуациям.
По данным здравотдела г. Кинешмы в 1998—2000 г. выросла заболеваемость населения: туберкулезом на 16,2%, венерическими заболеваниями на 7,4%, хроническим алкоголизмом на 13%, психическими расстройствами на 9%, онкологическими заболеваниями на 23%.
Наша школа расположена в фабричном микрорайоне на окраине города, в котором слабо развита сеть спортивно-оздоровительной работы. Большинство семей имеют низкий прожиточный уровень, а слабый культурно-образовательный уровень родителей не позволяет им создать условия для укрепления здоровья и развития учащихся. Как следствие этого — ухудшение состояния здоровья учащихся. Проблемы в действенном оказании медико-педагогическо-психологической помощи вызвали необходимость применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, так как именно в школьном возрасте закладываются основы здорового образа жизни, формируются санитарно-гигиенические навыки, происходит становление физического и психического развития личности.
Поэтому педагогический совет поддержал идею администрации о разработке и внедрении в практику школьных программ по укреплению и стабилизации здоровья учащихся, начиная с 2000 года. Все они разработаны в соответствии с темой, над которой работает школа: “Формирование творческого потенциала личности учащегося в условиях развивающей и здоровьесберегающей направленности обучения и воспитания”. Целью программ является создание в школе на уроках и во внеклассной работе здоровьесохраняющей атмосферы, побуждающей учащихся к ведению здорового образа жизни, потребности сохранения и улучшения собственного здоровья, стремления к самосовершенствованию, умению адаптироваться в социуме. Первый этап прохождения программ — 2000—2003 гг., второй — 2003—2006 гг.
При реализации практической части программ мы получаем помощь от системы здравоохранения, гороно: консультации для учащихся и педагогов, пропаганда медицинских знаний для учащихся, родителей, педагогов, работа городской медико-педагогической школы, ежегодные медицинские осмотры учащихся и диспансеризация юношей 10—11 классов, работа медико-педагогической комиссии для детей с ЗПР.
В школе мы создали комфортные и безопасные условия обучения. У нас работают: медсестра, врач, логопед, педагог-психолог. Функционируют спортивный и тренажерный зал, столовая, медицинский кабинет, спальная комната, стоматологический кабинет, зона отдыха “Зимний сад”, кабинет психологической разгрузки.
Действующий Базисный учебный план не препятствует укреплению здоровья учащихся — большой выбор занятий по интересам во внеучебное время способствует укреплению здоровья школьников.
Горбунова С.Ю., директор МОУ “Cредняя общеобразовательная школа № 17 г. Кинешмы”, Ивановская область.
Материалы нашей конференции: