Уроки, берегущие здоровье…
Педагогический коллектив школы № 37 г. Буя обратил внимание на ухудшение состояния здоровья школьников за последние годы. Вот почему одной из наших приоритетных задач с 2003/04 учебного года является сохранение здоровья учащихся.
На наш взгляд, ухудшение здоровья — проблема не только медицинская, но и педагогическая. Школьные факторы риска существуют, и это опасность для учащихся. Считаем, что через оптимизацию учебно-воспитательного процесса, реальную “разгрузку” содержания школьного образования, использование эффективных здоровьесберегающих технологий, увеличение количества часов и улучшение качества занятий физической культурой, отслеживание состояния здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания можно решить проблемы сохранения здоровья школьников и развить у них потребность в здоровом образе жизни.
Педагогический коллектив работает в режиме эксперимента над темой “Формирование основ здорового образа жизни среди учащихся. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс” уже третий год. Нами выработаны концептуальные подходы к развитию нашей школы. Концепция строится на принципах природосообразности, культуросообразности, дифференциации, гуманизации, креативности, комплексности, системности и т.д. Внедрение в жизнь школы основ здорового образа жизни позволило сконцентрировать усилия педагогов и родителей на стратегии и тактике создания модели здоровьесберегающей школы, ориентированной на развитие личности ученика, на ее самоценность.
Идея работы над темой эксперимента возникла в последние годы в результате аналитической работы, которая выявила тенденцию ухудшения здоровья учащихся. Это заставило по-новому взглянуть на деятельность учителя, условия обучения и воспитания.
Цель исследования — определить эффективность использования в педагогической практике здоровьесберегающих технологий, техник, методов, методик, форм, приемов, программно-методического обеспечения, средств обучения и воспитания. Для этого были созданы условия для обучения педагогических кадров, совершенствования их профессионализма, компетентности в этом вопросе. Все педагоги прошли курсовую подготовку по теме “Формирование основ здорового образа жизни у школьников в учреждениях образования” на базе Костромского областного института повышения квалификации работников образования. В школе действует лаборатория “Здоровье и развитие”, под руководством которой осуществляется деятельность педагогического коллектива и организуется мониторинг по теме эксперимента.
Решение об открытии экспериментальной площадки было принято на педагогическом совете. Были прописаны этапы подготовки и ход эксперимента, проведена входная диагностика состояния здоровья учащихся, дан глубокий анализ деятельности учреждения, выявлены проблемы в учебно-воспитательном процессе, продуманы прогнозируемые результаты и компенсационные механизмы для решения задач в ходе эксперимента.
Мы уделяем особое внимание созданию комфортных условий в режиме учебно-воспитательного процесса. Пересмотрены требования к целям и задачам урока. Кроме обучающей, воспитывающей и развивающей задач на каждом уроке уделяется внимание сохранению здоровья и здоровому образу жизни. Для этого на уроке используются физкультурно-оздоровительные, лечебно-оздоровительные, психолого-педагогические, организационно-педагогические, личностно-ориентированные технологии. Сами учителя изготовили тренажеры для коррекции зрения, опорно-двигательного аппарата, приобрели массажные коврики. Для коррекции мелкой моторики используется природный материал: грецкие орехи, сосновые шишки, деревянные палочки, желуди, семена подсолнечника, арбуза и т.п. Этот природный материал учителя используют не только для коррекции мелкой моторики, но и как раздаточный на уроках математики, литературного чтения, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и др. На уроках технологии, в кружках декоративно-прикладного творчества ученики работают с природным материалом. Наши воспитанники неоднократно становились призерами школьных, городских, областных конкурсов.
На всех уроках проводятся оздоровительные и динамические паузы, которые мы называем минутами, берегущими здоровье. “Минуты, берегущие здоровье” снимают психическое напряжение, оптимизируют учебно-воспитательный процесс, развивают память, мышление, кисти рук, опорно-двигательный аппарат, дыхание, предупреждают утомление и повышают работоспособность. Оздоровительные паузы органично вписываются в учебно-воспитательный процесс и имеют обучающее и воспитательное значение. Дети свободно передвигаются по классу, обучение проходит в игровой форме, с учетом психолого-физиологических возрастных особенностей. Такие уроки требуют большой подготовки, творческих усилий со стороны учителя. Учителя систематически занимаются самообразованием. Выбор тем для самообразования продиктован методической темой школы и темой эксперимента. Вместе с учащимися педагоги подготовили в течение года компьютерные презентации по здоровому образу жизни (“Как беречь зеницу ока?”, “Гигиена чтения”, “Курить или не курить?”, “Если бы зубы могли говорить” и др.).
В школе создана нормативно-правовая и организационная документация для согласования деятельности в режиме эксперимента.
В настоящее время в школе накоплен опыт работы по проведению уроков здоровья, внеклассных мероприятий, направленных на формирование основ здорового образа жизни и сохранение здоровья. На уроках физической культуры систематически проводятся занятия по коррекции осанки, в каждом учебном кабинете имеется уголок здоровья с рекомендациями по проведению свободного времени, соблюдению правил режима дня, техники безопасности, поведению в нестандартных ситуациях.
У нас проводятся конкурсы, смотры, фестивали, дни здоровья, походы, спортивные соревнования, эстафеты и т.д., в которых участвуют дети и взрослые. Ежегодно учащиеся школы занимают призовые места в спартакиадах школьников, спортивных соревнованиях, являются призерами и победителями областных соревнований по легкой атлетике.
Два раза в год в школе проводится мониторинг здоровья. Мы следим за социальным, физическим, соматическим, психическим здоровьем, двигательной активностью ребят, напряженностью их рабочего дня. Итоги мониторинга показывают, что снизился процент семей группы риска (на 2,5%), на 3,8% уменьшилось число школьников с заболеваниями органов зрения, на 0,8% уменьшилось число детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата. Число учащихся, посещающих кружки и секции, возросло на 10%. В то же время необходимо отметить, что педагогам пока не удается добиться положительной динамики в сохранении всех составляющих здоровья, так как не только школьные, но и социально-экономические факторы ухудшают здоровье учащихся.
На наш взгляд, не способствует сохранению здоровья и существующий базисный учебный план. Необходимо учитывать интересы учащихся, их интеллектуальное, психофизическое развитие, индивидуальные образовательные маршруты.
В деле укрепления здоровья детей семье и школе необходима поддержка государства, особенно в малых городах России, каким является город Буй. Со своей стороны педагогический коллектив пропагандирует идею создания школы, содействующей сохранению здоровья, через научно-практические семинары, творческие отчеты, открытые уроки, участие в конкурсах, форумах, конференциях; опыт работы школы № 37 г. Буй, так же как и отдельных педагогов, обобщен на муниципальном, региональном и межрегиональном уровне. В мае 2005 года школа была награждена ценным призом и дипломом I степени за участие в областном конкурсе проектов “Профилактика употребления психоактивных веществ в учреждениях образования”. Преподаватель биологии нашей школы Судакова Л.В. была награждена грамотой в номинации “Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе” в конкурсе “Учитель года-2004”. Опыт семейного воспитания был представлен школой на областной конференции “Семья против наркотиков” (декабрь 2004 года). На областной конференции в апреле 2005 года школа ретранслировала опыт работы по пропаганде здорового образа жизни среди несовершеннолетних и директор школы Соловьева Л.В. была награждена грамотой Департамента образования и науки Костромской области. В 2005 году 12 педагогов получили благодарственные письма Костромского областного института повышения квалификации работников образования за активное участие в работе семинаров, конференций, “круглых столов” по теме эксперимента “Формирование основ здорового образа жизни среди учащихся. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс”.
У нас много сторонников, нам оказывают помощь и нас поддерживают родители, общественность, СМИ, органы здравоохранения, представители муниципальных органов власти.
Зинченко Н.А., заведующая методическим кабинетом здоровьесберегающих технологий Костромского областного института повышения квалификации работников образования, научный руководитель экспериментальной площадки на базе школы № 37, г. Буй, Костромская область.
Материалы нашей конференции: