Зрячее сердце музыканта
Я — преподаватель по классу фортепиано в интернате III—IV вида. Учитель музыки. Имея достаточный опыт работы с детьми, с первого же урока, знакомясь с моими учениками, понимаю, что придется приспосабливаться и искать новые методы преподавания. Ведь многие из них обучаются по Брайлю, а это значит, что я не смогу научить их графическому чтению нот, исключается возможность “чтения с листа”. Они живут в интернате, а уроки — 2 раза в неделю по 45 минут, и нет рядом заботливых родителей, которые присутствуют на уроках и дома, за инструментом, помогают подготовиться к следующему уроку. Но — не беда! Даже из тех детей, кто заканчивает музыкальную школу, лишь 4% становятся профессиональными музыкантами, а дети, окончившие музыкальные школы, намного ли отличаются от не закончивших ее, чаще ли они посещают концертные залы, имеют ли дома фонотеку классической музыки? Все мы знаем, что в большинстве случаев — нет. Мамы восклицают: сколько сил положено, чтобы ребенок доучился, а он — крышку закрыл, музыку забыл, к инструменту — не подходит. А сам ребенок с облегчением вздыхает, что, наконец, эти муки кончились.
Вот что пишет Г.Г. Нейгауз, великий педагог, воспитавший целую плеяду знаменитых пианистов мирового масштаба. “Задача любого педагога-музыканта не только в том, чтобы научить его хорошо играть, но и развить талантливость ученика, то есть сделать его более умным, более чутким, более честным, более справедливым, более стойким… И педагогика, становящая себе такие цели, перестает быть педагогикой, но становится воспитанием”.
Спасибо, Генрих Густавович! Мои ученики, возможно, никогда не смогут сыграть этюды Шопена и сонаты Бетховена, но я смогу научить их слушать, переживать и — главное — понимать классическую музыку.
Но это долгий путь, и начинается он с первых же уроков. Главное — это дать понять маленькому музыканту, что за этими линеечками, крючочками, клавишами скрыт огромный, прекрасный мир самых разных человеческих чувств. “Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было музыкальном инструменте, обучающийся должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить в своем уме, носить в своей душе и слышать своим ухом” (Г.Г. Нейгауз).
Мои ученики любят, когда я им играю. Мы вместе с ними обсуждаем, что это за музыка, каков ее характер, какие она вызывает эмоции. Уверена, что наши “музыкальные викторины” уже принесли свою пользу. Любимые произведения: “Танец с саблями” А. Хачатуряна, симфония “Соль минор” Моцарта, симфония №5 Бетховена, “Элизе” Бетховена и т.д.
А так называемое “Турецкое рондо” из сонаты ля мажор Моцарта дети просто требуют в конце урока.
В отличие от обычной музыкальной школы, где все-таки существуют требования к программе, количеству этюдов, гамм, обязательной полифонии и крупной форме, я могу заниматься тем, что в данный момент считаю нужным и интересным для меня и моих учеников. Буду учить их слушать, фантазировать, сопереживать, говорить о музыке и — понимать.
Программная музыка — это та, у которой есть название, данное самим композитором.
Передо мной на пюпитре “Детский альбом” П.И. Чайковского. Показываю портрет, рассказываю об условиях дворянского быта. Биографию рассказывать не надо, а вот то, что в десятилетнем возрасте он был отправлен в Петербург в училище Правоведения, где очень тосковал о матери, говорю. Свидания были ограничены, и его мать сняла жилье напротив, чтобы мальчик мог видеть хотя бы родной силуэт. Это ребята точно запомнят. Когда-нибудь я им сыграю тему из увертюры “Ромео и Джульетта” полную любви и печали, мы вспомним, что эта любовь и печаль зародилась в сердце десятилетнего мальчика. Конечно же, называю оперы, балеты, симфонии. “Детский альбом” Чайковского имеет посвящение: моему племяннику Володе Давыдову. Что ж, придется и мне фантазировать. Буду рассказывать об одном дне Володи, а дети будут мне помогать.
“Утренняя молитва”
Невольно вспоминаю, что в советские времена эта пьеса именовалась “Утреннее размышление”, чтобы советский ребенок не вздумал помолиться, открыв глазки. Сейчас проще. Ведь все мои интернатские дети ездят в Задонский храм, по праздникам посещают церковь.
Итак, создаем атмосферу дворянской усадьбы в ранее зимнее утро (это моя хитрость — далее — пьеса “Зимнее утро”.)
Большой особняк с колоннами, перед ним пруд замерзший, ветки ивы под снегом. Тишина. Фантазируем. В доме оказалось 8 спальных комнат, во дворе — псарня, а самому Володе 6 лет и у него длинная белая ночная сорочка. Интересно…
А о чем же молится наш Володя? Ответов столько, что нет смысла их приводить. Зато я узнала, о чем мечтает каждый из моих “музыковедов”.
“Зимнее утро”
Тут все ясно. Вопросов не задаю. Играю и читаю Пушкина.
Под голубыми небесам Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит Прозрачный лес один чернеет… и т.д.
“Игра в лошадки”
Сначала выяснили, что же это за лошадки, в которые любили поиграть дети в XIX веке. Да всего лишь палочка с картонными лошадиными головами. Прыгай, сколько хочешь. Тут и мы можем вместе попрыгать! Острый ритм, легкое стаккато. Вопрос: а что вы чувствуете, когда слышите такую музыку? Ответ: радость, легкость, веселье… А в первых двух пьесах? (Покой, безмятежность, тишину, согласие и т.д.).
А вот пьесу “Мама” я пропускаю. Нежная, ласковая, спокойная музыка. Но… эту страницу мы лучше перевернем молча.
Зато дальше — полный восторг. У нашего Володи — куча деревянных солдатиков, и как они четко, весело маршируют. Здесь можно дружно, под музыку потопать, заодно и узнать, что такое марш, как жанр и четко услышать долю.
А вот и грустная страница.
“Болезнь куклы”
Вопросы можно уже не задавать. Сами расскажут, как зовут, во что одета, почему болеет (сломалась, потому что ей уже 4 года). После отчаянных вздохов на форте (тут же даю понятие кульминации) идут 2 строчки на диминуэндо и мы дружно погружаемся в печаль. А что же дальше? Тишина. Слушаем ее вместе, и вдруг — пунктир похоронных аккордов в до миноре. Это одна из самых трагических тональностей. Играю до конца. Что это? Мои дети чуть не плачут. “Она умерла?” Да, эта пьеса называется
“Похороны куклы”
Эмоции, конечно же нужны, но… “Ну что вы? Она просто сломалась, ее положили в коробку и спрятали на чердак”.
Зато послушайте, что было дальше.
“Новая кукла”
Уверенный трехдольный ритм, широкая фраза, много радости, и, конечно же, фантазии. “Это папа приехал на машине, и выносит большую коробку”, — Денис. “Тогда машин не было”. “Он приехал на каб-ри-о-ле-те”, — это Настя. (Вот это да!).
Ну что ж? Идем дальше.
“Мазурка”
А вот здесь уже моя очередь. Есть возможность рассказать о традициях в воспитании дворянских детей: иностранные языки, танцы и всех без исключения обучают игре на фортепиано (!). У нашего Володи — урок танцев. Вот момент, когда можно рассказать о мазурке как о жанре, о ее польском происхождении, заодно и о полонезе с его весьма характерным ритмом “болеро”.
И вдруг, неожиданно, под окном раздается гармошка. Что это?
“Мужик на гармонике играет”
Интересная пьеса. Бесконечный повтор трех аккордов. Громко, назойливо. Конечно же, мой каверзный вопрос. Чайковский — великий мелодист, а тут — сами слышите…
— Да мужик этот музыке не учился и знает всего ничего — только эти три аккорда.
“Нянина сказка” и “Баба Яга” идут у нас в комплекте. Тут можно поговорить о русских сказках и, что самое интересное, коснуться особенностей фольклора народов других стран. Норвегия — горные короли в пещерах, сказочные гномы, Германия — воинственный эпос с валькириями, Китай — непременно император и т.д.
А что же мне делать дальше? У нас — зима, а тут “Песня жаворонка”.
А так хочется прочитать им А. Толстого. “А давайте просто помечтаем о весне, и представим маленькую птичку, которая не летает, а как бы зависает в лазурном весеннем небе”.
Звонче жаворонка пенье, Ярче вешние цветы, Сердце полно вдохновенья, Небо полно красоты. Разорвав тоски оковы, Цепи пошлые разбив, Набегает жизни новой Торжествующий прилив…
Здесь наш словарь эмоциональных состояний самый обширный. Все-таки дети — великие оптимисты.
Последняя пьеса.
“В церкви”
Завершен день. С его радостями и печалями, переживаниями и играми. Наш маленький герой вспоминает чувства, которые он испытал в церкви. Прошу всех закрыть глаза, и пока я играю это четырехголосие, где первые же такты в ми миноре явно выдают текст “Господи, помилуй” прошу настроиться на внутреннюю отрешенность от всех земных дел, забыть обиды и огорчения, ощутить себя маленькой частицей этого большого мира, в котором предстоит жить, радоваться, преодолевать печаль, бороться, добиваться своей цели и главное — верить в себя.
Урок окончен, но я знаю, что после ужина (я работаю во вторую смену) класс опять наполнится хоть на 5-10 минут, и тут я уже “вынуждена” играть по заказу — у каждого есть свои любимые произведения. И я рада этому. Если успеть приоткрыть дверь в мир искусства и помочь соприкоснуться, увидеть, почувствовать завораживающую его красоту и состояние души, то ребенок будет сам стремиться в этот мир, сам искать, сам интересоваться.
А это и есть путь к самосовершенствованию, которое так необходимо для формирования личности.
Туромшева Л.А., преподаватель высшей категории музыкального отделения по классу фортепиано СКО школа-интернат III — IV вида, г. Липецк.