Технологии здоровья: наука, но не только…
Наша школа-интернат VI вида № 2 г. Красноярска по сути — образовательно-лечебный комплекс для детей, больных сколиозом. Здоровьесберегающие технологии реализуются в нашем учебно-воспитательном процессе с 1994 года, то есть с самого начала функционирования школы-интерната.
Сегодня до 80% детей имеют патологию опорно-двигательного аппарата. Такому ребенку очень сложно получить необходимый комплекс лечебных процедур, если нет структуры, предоставляющей все услуги в одном месте. Ведь больные дети отличаются повышенной утомляемостью и пониженной работоспособностью, им трудно совмещать процессы лечения и обучения. Особенно если лечение можно получать только после уроков, тратя силы и время на переезды.
Понимание всех этих проблем и привело к созданию нашей школы-интерната.
Сразу встал вопрос об эффективных здоровьесберегающих технологиях. Во-первых, педагоги почувствовали необходимость разгрузить своих подопечных, снизить напряженность рабочего дня учеников школы-интерната. Ведь больной ребенок вынужден переносить гораздо большие физические нагрузки, чем школьник, обучающийся в обычной школе. Большинство учителей отказалось от домашних заданий, что потребовало интенсификации учебного процесса на уроке. На начальном этапе в основном применялась технология многоуровневой дифференциации (за основу была взята концепция, разработанная В.М. Монаховым, В.А.Орловым, В.В.Фирсовым).
Применение различных форм дифференциации дало ощутимые результаты и подвело к необходимости большей индивидуализации обучения. Была создана индивидуально-адаптивная школа, где проводились занятия со слабоуспевающими школьниками, восполнялись пробелы в знаниях по причине пропусков занятий, велась работа с одаренными детьми, занятия по довузовской подготовке, осуществлялось углубленное изучение предметов.
Все эти технологии позволили разгрузить, сократить рабочий день учеников с 8 часов 20 минут до 5—6 часов.
Это было время проб и ошибок, начальный период нашей работы, который можно назвать эмпирическим этапом. Однако для нас он имел большое значение, так как именно тогда был выявлен ряд проблем, решение которых позднее позволило повысить качество учебно-воспитательного процесса.
Следующим был этап научно-теоретического поиска. Анализировалась работа педагогического коллектива, оценивалась эффективность внедряемых технологий, налаживалось сотрудничество с научными структурами города Красноярска, проводилась работа с коллективом школы-интерната с целью повышения уровня их теоретической подготовки, разрабатывались критерии эффективности применяемых технологий, определялись мониторинговые процедуры, анализировались диагностические методики и обосновывалось их использование в дальнейшей работе.
Результатом этого этапа стала разработка Концепции образования детей, больных сколиозом. Пришло время научного обоснования нашей работы, направленной в том числе и на реализацию здоровьесберегающих технологий.
Что мы понимаем под здоровьесберегающими технологиями? Совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и воспитания, при которых выполняются следующие основные требования:
— исключение чрезмерной интеллектуальной, эмоциональной, физической нагрузки, позволяющее добиться оптимальных результатов при минимальных затратах времени и сил школьника;
— исключение факторов, негативно влияющих на психическое состояние ребенка (авторитарное давление, бестактность и т.п.);
— обеспечение благоприятного морально-психологического климата в классе, способствующего сохранению и укреплению психического и духовно-нравственного здоровья школьников;
— учет индивидуальных особенностей ребенка, его возможностей и способностей.
Наши разработки не догма, жестко регламентирующая каждое действие учителя, а гибкий алгоритм, позволяющий реализовать индивидуальную педагогическую концепцию. Их отличает ориентация на личность школьника как главную ценность и цель образования (аксиологический подход); стимулирование школьников к самостоятельному решению собственных жизненных проблем в нестабильном, неопределенном социуме (синергетический подход); поддержка и развитие индивидуальности ученика (личностный подход).
Сразу стало ясно, что внедрение здоровьесберегающих технологий отдельными учителями само по себе не обеспечит высоких результатов. Необходима скоординированная работа школьников, педагогов и родителей. Деятельность каждого преподавателя, его опыт, творческие находки должны стать доступны всем. Так школа перешла к этапу коллективного творчества.
На этом этапе была организована работа кафедр, обогатились формы методической работы. В школе-интернате действуют мастер-классы, творческие мастерские, команды одного года, школа исследователей, предметные методические объединения, медико-психолого-педагогический консилиум, научно-методический совет. В учебно-воспитательном процессе реализуется технология обучения в сотрудничестве, технология индивидуального обучения, коллективный способ обучения (КСО), технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), физвокализ, технологии личностно-ориентированного обучения, технология обучения в малых группах, разноуровневое обучение, компьютерные технологии. В воспитательной работе широко применяется технология проектирования, способствующая активизации творческой деятельности школьников. Усовершенствовалась система, содержание, структура управления школой-интернатом.
Активное участие учителей, воспитателей и медиков в управлении реализацией здоровьесберегающих технологий привело к демократизации сферы внутришкольного управления, создало предпосылки самоуправления на уровне определения цели, содержания, методов, средств, организационных форм обучения и воспитания школьников. Изменилось и отношение педагогов к профессиональной деятельности: если в начале опытно-экспериментальной работы большинство учителей, воспитателей было ориентировано на “нормативы”, “стандарты”, спонтанные инновации, то исследования ценностных ориентаций педагогов по окончании эксперимента свидетельствуют об их стремлении к творческой деятельности.
С 1996 года по инициативе ректора Красноярского государственного торгово-экономического института Александрова Юрия Леонидовича и усилиями коллективов преподавателей КГТЭИ и специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VI вида № 2 была создана принципиально новая для специального образования России модель образовательного учреждения: “Детский сад — школа-интернат — подготовительное отделение — вуз”. Создание подготовительного отделения КГТЭИ на базе специальной школы-интерната позволило значительно улучшить социальную адаптацию ее выпускников. Этому в значительной мере способствует разумно составленная программа подготовительного отделения, включающая в себя наряду с общими гуманитарными и математическими предметами специальные дисциплины (“Введение в специальность”, “Основы рационального питания”, “Основы бухгалтерского учета” и т.д.), ориентирующие молодого человека на сознательный выбор будущей профессии.
Разрабатывая программу обучения выпускников на подготовительном отделении, авторы модели учитывали особенности психофизического развития каждого из них. Преемственность между специальной школой-интернатом и институтом осуществляется и в таком важном аспекте, как щадящий охранительный режим: объем обязательных аудиторных занятий для студентов с нарушенным опорно-двигательным аппаратом снижен, особое внимание уделяется физическому воспитанию, проблеме коррекции здоровья.
Июнь 2002 года был отмечен важнейшим для всех нас событием: впервые в нашем регионе студентам, прошедшим всю цепь непрерывного образования “детский сад — школа — интернат — подготовительное отделение — вуз”, вручались дипломы. Две выпускницы получили дипломы с отличием, а к 2005 году два студента (в прошлом выпускники школы-интерната VI вида №2) стали аспирантами КГТЭИ.
Проект “Профессия и здоровье” — это не только научные изыскания путей профориентационной работы с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, это еще и удачно сложившиеся судьбы молодых людей, получивших высшее образование.
Итоги нашей работы, основные теоретические положения экспериментальной деятельности и ее результаты отражены в докторских и кандидатских диссертациях, научных публикациях, статьях, методических разработках.
Наша школа получает реальную помощь от системы здравоохранения, работает в тесном сотрудничестве с кафедрой ортопедии и военно-полевой хирургии КГМА. В результате этого сотрудничества появились следующие работы:
1. Гатиатулин Р.Р., Кротова Л.М., Шубкин В.Н. Диагностика и консервативное лечение сколиоза в школе-интернате. — Красноярск: Медицинская академия, 1999.
2. Обучение и воспитание детей, больных сколиозом, в условиях общеобразовательной школы. Методические рекомендации. — Красноярск: РИО КГПУ, 2002.
3. Программно-методический комплекс системной коррекции последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры “Движение и здоровья”. — Красноярск, Кларетианум, 2004.
4. Актуальные вопросы травматологии и ортопедии. Материалы межрегиональной научно-практической конференции травматологов-ортопедов.
Была внедрена методика определения размеров зубных рядов в зависимости от размеров нижних резцов (Н.В. Панкратовой, А.Б. Слабков-ской), а также методика сравнительного изучения длины зубного ряда по дуге и сумме ширины колонок его зубов, предложенная N. Nance. Кроме того, была разработана новая история болезни для больных с зубочелюстными аномалиями и деформациями, а также унифицирована история болезни для детей, больных сколиозом. Врачами школы-интерната совместно с учеными КГМА был разработан стандарт диагностики и лечения заболеваний позвоночника (сколиоз).
Учебный процесс в школе-интернате организован с учетом требований Центра содействия здоровью: ортопедический режим (смена динамических поз), дневной сон, совмещение лечебных процедур и образовательного процесса, ежедневное врачебное наблюдение, обязательное выполнение физкультурных пауз во время уроков.
Раз в четверть проводится медико-психолого-педагогический консилиум с участием родителей, на котором рассматриваются показатели здоровья и учебы ребенка с целью корректировки учебной и лечебной нагрузки.
Ежегодно в ходе системного анализа выявляются проблемы организации учебно-лечебного режима на общешкольном уровне и производится его коррекция.
Местные власти оказывают содействие развитию школы-интерната и распространению наших наработок: в семи образовательных учреждениях Красноярска открыты площадки по внедрению физической адаптивной культуры, а в 2004—2005 учебном году на базе нашей школы были проведены курсы повышения квалификации учителей физической культуры по адаптивным методикам.
У нас много проблем. К примеру, мы не занимались внедрением технологий В.Ф. Базарного, но они во многом оказались нам близки: еще до учреждения школы-интерната VI вида № 2 на базе обычной общеобразовательной школы-интерната все классы были оборудованы специальной ортопедической мебелью, позволяющей обеспечить смену динамических поз на уроке (стоя, сидя, лежа — в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда), регулировать, в зависимости от направленности дуги сколиоза, положение ученика относительно классной доски. В процесс лечения и профилактики были внедрены офтальмотренажеры, автором которых является В.Ф. Базарный. Однако изготовление ортопедической мебели связано с определенными трудностями: необходимо вмешательство профессиональных конструкторов. Кроме того, не хватает информации по существующим наработкам В.Ф. Базарного, а также о том, где можно купить экологические панно, прописи и т.п.
Мы востребованы. База данных городской медико-педагогической комиссии содержит более 10000 записей о детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата. О желании родителей устроить детей в нашу школу говорит очередь — 385 человек.
Потапова Н. А., директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VI вида № 2 имени В.П. Синякова, г. Красноярск.