Обратный эффект Буратино
Что есть здоровье? Существует множество определений этого понятия. И, наверное, только суммирование их даст полное и объективное понимание той ценности, сохранение и приумножение которой можно считать одной из самых глобальных проблем современности в плане воспитания нового поколения. О здоровьесбережении много говорят, много пишут. Но в том, что говорят и что пишут, видится некая однобокость подхода, поскольку авторы статей и пособий акцентируют внимание в основном на сумме приемов, позволяющих чередовать на уроке виды учебной деятельности или путем упражнений различного рода переключать левое и правое полушария мозга.
Приходилось присутствовать на таких очень совершенных в техническом плане уроках, разработанных авторами методик в качестве образцово-показательных. Покидаешь их, как правило, с грустным осознанием — нет, не собственного несовершенства в методическом плане, а того, что искусственный цветок всегда прекрасней и совершенней живого, за исключением маленького недостатка: он ненастоящий и таковым никогда не станет. Почему так пессимистично? Потому что ребенок воспринимается в этих технологиях как некая деталька, правильно вращающаяся в могучей здоровьесберегающей машине… Если предельно схематизировать, то можно рассматривать эту проблему в двух аспектах: здоровье души и здоровье тела (причем не только воспитуемых, но и воспитателей). Так вот, существующие методики и техники во главу угла ставят второе, не учитывая тот факт, что одно от другого неотделимо.
Уникальность биоадекватного метода, разработанного доктором психологических наук Н.В. Масловой, во-первых, как раз в возможности совокупной, неразделимой работы и с телом, и с душой, работы, которую выполняет ЧЕЛОВЕК САМ.
Во-вторых, корректирует он свое соматическое и психосоматическое состояние ОБУЧАЯСЬ, вразрез с расхожим мнением о том, что учеба “уносит последнее здоровье”.
В-третьих, в ходе такого обучения на уроках литературы происходит процесс формирования мировоззрения через проживание и присвоение величайших ценностей человечества. К такому выводу пришла автор статьи, используя биоадекватный метод обучения на уроках литературы в течение пяти лет.
Бич современного человечества — это постоянное напряжение, влекущее за собой стрессы и, как следствие, болезни.
Умение расслабляться — важнейший фактор сохранения здоровья. Можно сказать, что в мире существует целая индустрия, которая зиждется именно на этой одной из самых необходимых потребностей человеческого организма: шоу-бизнес, дискотеки и клубы, алкогольная промышленность и наркобизнес и т.д. Уже из этого далеко не полного списка видно, насколько небезопасны для здоровья, психики и жизни некоторые способы расслабления и как далеки от обретения подлинных смыслов жизни другие. Научить человека расслаблению без ущерба для его организма и с пользой для его души — разве это не глобальная проблема современности в плане сохранения здоровья? И где этому учить, как не в том месте, где формируется человек и где испытывает особенно сильные
нагрузки и стрессы? Куда он приходит, держась за мамину ручку, и откуда уходит с аттестатом, свидетельствующим о его зрелости?
Учебная релаксация, на которой строится биоадекватный метод обучения, помогает ребенку (и педагогу) выработать у себя это умение. Причем каждый из двух этапов релаксации преследует свою цель и помогает на символьном, метафорическом уровне справиться с какой-то важной для человека задачей или сделать шаг в направлении разрешения его проблем, причем он может об этом и не подозревать, но, проговаривая, описывая увиденное и пережитое, испытывает нечто вроде радостного потрясения. Обратимся к практике.
Первый этап — поиск места покоя, этап синхронизации систем и гармонизации внутреннего состояния.
“У меня сегодня было такое необычное место покоя: я летала на облаке. Оно было такое мягкое, теплое, как вата. Мне на нем было очень хорошо. И это было такое потрясающее чувство свободы!” (Софико Р.).
“Там было очень много платьев. Но я сразу ухватила какое-то зеленое чародейское платье и сразу его нацепила.
Оно было мне большое, но мне на это было наплевать. Мне не хотелось его снимать, так я в нем и разгуливала, и мне было очень хорошо”. На следующем уроке, уже по другой теме: “Меня уже ждало мое зеленое чародейское платье. Я его надела. Оно стало мне впору. К нему еще добавился такой же плащ с капюшоном. Это было так здорово!” (Катерина З.).
Второй этап — собственно учебная часть релаксации.
Интересен такой пример: Очень неуверенный в себе, стеснительный юноша Олег С.: “Информация проявлялась на палке.
— Как выглядела палка?
— Обыкновенная палка (удивленно). Зачем ее описывать?
— Чтобы мы тоже могли увидеть ее. Какого она была размера?
— Ну, примерно вот такая (показывает).
— А какой формы?
— Обыкновенной! Палка как палка! Ой, нет… Она с одной стороны была обструганная, гладкая, отшлифованная, а с другой — корявая та-
кая…
— Что значит корявая?
— Ну, она в сучках… и на ней кора… (удивленно) она с той стороны — ветка!”
Хотелось бы назвать это “обратным эффектом Буратино”: на уровне символа человек “оживает”, открывает сам себя и происходит это “попутно”, в ходе урока, давая пищу для глубочайших размышлений самому ребенку, педагогу и психологу, присутствующему на таком уроке.
Педагог-психолог Е. В. Немолот, сопровождающая эксперимент по биоадекватной методике в течение четырех лет, считает: “Помимо эстетических, педагогических, морально-нравственных достоинств биоадекватной методики, нельзя не сказать о психологических особенностях этого метода. Наиболее существенным и актуальным для возраста ранней юности является создание настроя, программы взаимопонимания. Через проговаривание личных глубоких эмоциональных переживаний происходит конгруэнтно-эмпатийное слушание, выплеск аффектов или символическое разрешение проблем. Психологи установили, что психика не различает, происходит событие реально или в воображении, поэтому в биоадекватной методике происходит виртуальная тренировка отреагирования”.
Например, урок “Веселое имя Пушкин”: “Хотелось что-то сделать”, — делится ощущениями после учебной релаксации Слава Ф.; Света Ч.: “Хотелось сделать что-то значимое для других” (альтруизм на уровне программы).
Не всем нам умение расслабляться дается легко. Руслану А. оно явно давалось с трудом: место покоя научился находить далеко не сразу, на уроках он предпочитал отмалчиваться… Поэтому услышать от него: “Сегодня у меня было место покоя!” — было особенно радостно. В одиннадцатом классе Руслан перевелся в другой класс (в связи с профилем будущего поступления в вуз).
Уроки REAL проводятся не в кабинете литературы, а в кабинете психологии. На переменке в дверях появился Руслан: “У вас ноосферный урок? Можно, я хоть на перемене посижу?
— Тянет?
— Да, только из-за них и жалко, что перевелся.
— А есть что-то особенно запомнившееся?
— Да. Это черная коробочка — всегда было интересно, что вы туда опять положили, а больше всего запомнилось, как я бегал с маленькими братьями Толстыми и мы вместе закопали ту зеленую палочку, на которой записано, как сделать всех людей счастливыми. Я хорошо помню то место, где мы ее закопали и какой она была на ощупь”. Это один из примеров того, как происходит формирование мировоззрения через присваивание, глубоко личное, индивидуальное проживание величайших смыслов человеческой жизни. Причем работа эта совершается посредством задействования всех каналов восприятия: “Происходит ощущение момента через сенсорику: почувствовать, что такое холодный кипяток в связи с вживанием в характер Печорина. Валя К.: “В комнате Печорина я ощутила вкус мороженого”, Володя Л. ощутил вкус минеральной воды: “Вода солью отдавала”, Света Ч. ощутила пузырьки от минералки на языке”. (Из записей Е.В. Немолот).
Большую помощь в этом оказывает образон (символ, несущий информацию). На уроке по роману М.Ю. Лермонтова это был образ нарзанного источника, найти который помогла фраза из дневника Печорина: “Я окунулся в холодный кипяток нарзана”. “Холодный кипяток” ключ к пониманию образа героя, дающий возможность подключения всех каналов восприятия: увидеть, услышать, ощутить, почувствовать. В воображаемом путешествии можно делать что хочется, задействована кинестетика: можно танцевать (Наташа Х.), беседовать с говорящим пеликаном и ловить с ним рыбу (Оля П.), проходить через “землю, камень, воду” (Слава Ф.).
Можно совершать и наблюдать чудесные превращения: “Подобрал камень, он улетел в небо, превратился в облако и расцвел, как цветок лотоса” (Слава Ф.), “Дунула на перышко, оно кружилось в воздухе, и вместе с ним все вокруг тоже кружилось в смене времен года: зима сменилась весной, весна — летом. И это сделала я!” (Женя Д.). И это тоже очень важный момент в формировании психики ребенка, “символы романтики” — то, что способствует ее правильному развитию: психологи говорят о том, что у олигофренов отсутствует в развитии стадия романтизма. В релаксации происходит аффективная разрядка, безопасное проигрывание разных сценариев, получение нестандартного опыта, выбора в ситуации неопределенности, что ведет к избавлению от инфантилизации, принятию “Я — взросления”, формированию интернального локус-контроля. Все это, бесспорно, важно для сохранения и приумножения душевного здоровья личности.
В релаксации задействованы в равной степени оба полушария головного мозга, кроме того, он работает в самом комфортном для усвоения информации режиме, что способствует тому, что даже самая сложная для восприятия информация легко усваивается: “На обычном уроке я столько бы не усвоил” (Женя П.); “Большой объем информации воспринимается очень легко, он как бы сам раскладывается по полочкам” (Мария П.).
Этап обмена впечатлениями, проговаривания информации, с одной стороны, способствует ее усвоению, закреплению (перевод информации с символьного этапа обработки на логический), с другой — развивает умение эмпатийного слушания (о чем сообщалось выше).
Прорисовывание образона и нанесение на него словесной информации включает в работу мелкую моторику пальцев, как известно, напрямую связанную с нормальной продуктивностью работы мозга.
Способствует лучшему усвоению и образон, созданный художником. Этого момента (и это тоже часть интриги урока) учащиеся ждут с особым интересом и нетерпением: большая, в лист ватмана цветная картинка с нанесенной на ней информацией вызывает, как правило, бурю эмоций.
В этот момент происходит перераспределение нагрузки с центрального (сукцессивного) на периферийное (симультанное) зрение, задействована физиология глаза, те ее функции, которые отвечает за “отгрузку” информации в зону долговременной памяти мозга. Способствуют этому и запахи, вкусы: “Как почувствуем запах полыни, сразу вспоминаем “горькую любовь к России” Салтыкова-Щедрина” (выпускники 2002 года); “Я у вас была на сливе — Лермонтов — вот опять захотелось, очень понравилось” (преподаватель музыки); “До сих пор помню, что золотая роза средневековой литературы у меня пахла сгущенкой” (Слава Ф.); “У лунного луча в релаксе по сентиментализму был вкус молочной карамельки” (Лика М.).
“Две самые естественные потребности человека — быть здоровым и познавать — гармонично сочетаются и реализуются в ноосферном образовании. Воспитание здоровья, а именно воспитание, а не лечение является здоровьесберегающим фактором, происходит здесь на уровнях формы и содержания. Быть психологически здоровым — это значит иметь адекватные психологические установки, убеждения и самооценку. На уроках по биоадекватному методу происходит помимо интеллектуального и моральное взросление психики ребенка, “безопасное” принятие себя. Каждое “путешествие” в учебной релаксации, как эволюция в миниатюре, является личностным развитием, построенным по принципу разумности и доступности. Происходит осознание ответственности за качество своей мысли, а работа со сжатой информацией — это кратчайший путь познания необходимого. Символическое осмысление учебной информации влияет на качество рефлексии, вносит обновление, поднимает на более высокий уровень привычную деятельность. Познание не только через интеллектуальную, но и через психическую составляющую, являющуюся первоосновой всего сущего, тождественно законам природы, а значит, и законам здоровья”, — к такому выводу пришла Е. В. Немолот, психолог, сначала “по долгу службы” наблюдавшая за детьми в ходе эксперимента по внедрению в педагогическую практику биоадекватного метода и “заболевшая” идеями ноосферного образования. Впрочем, не она одна: круг педагогов, видящих преимущества этого метода образования, постоянно расширяется.
Благодаря неусыпному вниманию к этому вопросу директора гимназии Н.М. Михайловой и заместителя директора Н.Г. Шевелевой чувствуется мощная поддержка и хорошее стимулирование внедрения биоадек-ватного метода в образовательную практику: для желающих освоить новый метод дважды (в 2000 и 2005 годах) организовывались авторские курсы создателя метода Н.В. Масловой; организована целая система взаимо-посещений педагогами здоровьесберегающих биоадекватных уроков; по окончании курсов в апреле 2005 года был организован практикум, на котором в течение месяца педагоги, овладевшие биоадекватным методом, давали открытые уроки для своих коллег. Необходимо отметить, что общение с Натальей Владимировной Масловой уже само по себе явилось для многих здоровьесберегающим фактором, ей удалось зажечь, пробудить желание к творчеству в душах педагогов. Искорки эти не угасли и поныне: в гимназии сам собой (что особенно ценно) возник клуб единомышленников, клуб ноосферной педагогики. Эти встречи учат нас понимать себя и других, заставляют удивляться уникальности и неповторимости каждого человека, искать моменты радости бытия в обыденном потоке жизни и учиться жить творчески — то есть всему тому, чему мы стараемся научить потом наших воспитанников. Тому, что содержит “обратный эффект Буратино” — главный секрет здоровья каждой личности.
Синявская Т.С., учитель литературы высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования РФ, гимназия № 11, г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область.